Из опыта работы Формирование представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью как средство дальнейшей социализации


Формирование представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью как средство дальнейшей социализации
из опыта работы учителя-дефектолога Ульихиной Д.А. ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Тамбова

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданных руками человека, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе и явлениях общественной жизни. Вместе с тем становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья считается развитие у детей представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и проявление стимула познавательной деятельности в отношении окружающего.
Знакомство дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть коррекционно–образовательного процесса в «Центре».
В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников с нарушением интеллекта в социум.
В настоящее время ознакомление с окружающим миром является одним из важнейших направлений коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
Дошкольный возраст – важный период в интеллектуальном, речевом и социальном становлении и развитии детей. В период дошкольного возраста у детей происходит зарождение первичных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Всем известно, что ознакомление с окружающим миром происходит в ходе познавательной деятельности детей.
Если познавательное развитие детей дошкольного возраста (в норме) осуществляется спонтанно, то знакомство с окружающим миром детей с нарушением интеллекта происходит только в ходе специально организованных занятий. У каждого ребенка свой взгляд на мир, который формируется с помощью взрослых.
Именно от того, насколько полноценно будут сформированы эти представления, зависят познавательные возможности, а также дальнейшее социальное развитие детей.
Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с нарушением интеллекта эти представления формируются только с помощью взрослых.
Из опыта работы я знаю, что именно у этой категории детей преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса. Это мешает их полноценному процессу социализации.
По мере расширения представлений об окружающем развивается интеллектуальное и речевое развитие ребенка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание, социальные чувства.
У детей с умственной отсталостью восприятие окружающего происходит неравномерно, усвоение материала зачастую оказывается нестойким, расплывчатым. У детей поздно или часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это, в свою очередь, задерживает формирование представлений об окружающем мире. Поэтому, дети плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве. У детей отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую.
Поэтому одним из направлений моей работы стала задача – раскрыть эти возможности, развить их, подготовить детей к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Дети с отклонениями в развитии нуждаются только в специальной коррекционной педагогической работе по ознакомлению их с окружающим миром.
Поэтому целью моей работы является формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира на основе использования системы специальных игр, заданий с учетом индивидуальных особенностей детей.
При планировании коррекционно-педагогической работы ориентируюсь на тематические боки, которые представляют собой целостные направления работы, реализуемые как на специализированных занятиях, так и в процессе организации жизнедеятельности детей. Данные блоки можно разделить на три основных цикла:
1. Мир природы: «Времена года», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растения» и другие.
2. Мир людей: «Я – человек», «Семья», «Профессии», «Праздники», «Друзья: Дети; Игрушки; Взрослые; Домашние животные» и другие.
3. Мир предметов: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Электрические бытовые приборы», «Продукты», «Школьные принадлежности», «Книги», «Журналы» и другие.
Каждый цикл включает в себя набор специально разработанных тем, изучение которых позволяет сформировать у дошкольников наиболее полные знания и представления об окружающей действительности, обогащать активный и пассивный словарь.
Все занятия по ознакомлению с окружающим миром проводятся в соответствии с перспективным тематическим планированием.
Содержание занятий объединяется единой темой; состоит из игр, занимательных упражнений, заданий, которые решают коррекционные и общеобразовательные задачи.
На занятиях использую различные виды работы: наблюдение, фиксация и обобщение взрослым опыта действий детей с предметами окружающего мира; разнообразные игры и упражнения (дидактические, подвижные, сенсорные); беседы, рассматривание и описание предметов и картин, использование иллюстративно-наглядных пособий; элементы изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования) и художественное слово (стихи, загадки, потешки); музыкальное сопровождение.
Применение разных видов работы позволяет удерживать внимание детей достаточно длительное время на протяжении всего занятия и побуждает их к активной деятельности. Для развития умственных способностей и поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях провожу физкультурные минутки, подвижные игры.
Например, при проведении занятия на тему «Веселое чаепитие» были использованы: наглядно-иллюстративное пособие «Чайная посуда», работа с разрезными картинками (игра «Собери чайник»), во время физкульт минутки была использована напольная игра «Кухня.», где дети показывали как они умеют мыть посуду. В конце занятия дети закрепляли знания и умения по накрыванию стола для чаепития как для взрослых, так и для маленьких детей.
Часто использую на занятии такой вид работы, как обучение детей составлению рассказа по схемам описания предметов. Эти схемы в рисованном виде предоставляют ребенку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки подсказки. Такие схемы составляются отдельно для каждой лексической темы.
Такой вид работы способствует не только закреплению представлений о предметах и явлениях окружающего мира, но и формирует основы речевых высказываний, а именно элементы связной речи; стимулирует мыслительную деятельность.
Для закрепления представлений о предметах окружающего мира в группе организован дидактический уголок, где размещаются наглядные пособия, предметные картинки, тематические игрушки, игры (дидактические и развивающие), предметы, литература по разным лексическим темам. Дети освоили способы работы с играми и пособиями и самостоятельно используют их в своей деятельности под наблюдением воспитателей и педагога.
Создание такой коррекционно-развивающей среды способствует расширению и обогащению чувственного опыта детей, накоплению представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, проявлению детьми познавательной активности.
Так как дети находятся в условиях депривации, то большое значение для их социализации и формирование представлений об окружающем мире способствуют экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за явлениями и предметами окружающего мира в уголке природы и на участке.
Большое значение имеет в работе взаимосвязь со специалистами Центра (психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО), которые закрепляют полученные у детей знания на каждом коррекционном занятии.
Так же периодически оформляю информационный уголок для родителей и педагогов. Даю рекомендации родителям по ознакомлению детей с окружающим миром на основе правильного использования дидактических игр, тематических картинок и художественной литературы.



























13PAGE 15


13PAGE 14015




15