Сценарий внеклассного мероприятия Посиделки
Сценарий посиделок в кафе «Осеннее» - 2014
Народная культура - основа национальной культуры, позволяющая на реальных, доступных примерах открыть перед учащимися нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе - родной земле. Праздник предполагает возможность окунуться в яркий, выразительный Мир русской действительности, вмещающий праздники и будни.
Праздник предполагает знакомство ребят с традициями и обычаями русского народа; сценарий рассчитан на то, что учащиеся не просто зрители, они активные участники. Так сценарий позволяет детям показать себя в различных ракурсах: игры - это конкурс предполагает ощутить себя снова ребенком; в конкурсе слов или понятий, связанных с традициями русского костюма; конкурсы пословиц, поговорок, загадок и частушек позволяют не только познакомиться с особенностями русского быта, но и окунуться в народный колорит родного языка.
Дидактическое обеспечение : раздаточный материал - карточки.
Оборудование: компьютер, проекционная система; (рекомендовано) элементы национального костюма, оборудование для игр – 2 веретена, 2 мотка ниток, муляжи иголок.Межпредметные связи: Мировая художественная культура, литература, история, краеведение, информационные технологии, ИЗО, технология.
Ведущие понятия: фольклор, народные традиции и обычаи.
Подготовительная работа: посещение районного краеведческого музея им. Лалетина (знакомство с композицией «Русская горница»), разучивание частушек (о посиделках, чаепитии), русских народных песен, пословиц и поговорок, чтение русских народных сказок, беседы о традиционных блюдах к чаепитию, о традициях русского народа.
Оформление для мероприятия: учащиеся могут быть одеты в элементы народного костюма, объединениями накрываются столы под старину, приготовлены традиционные блюда к чаю, с информацией об этих блюдах.
ХОД ИГРЫ
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к мероприятию.
2. ЦЕЛЬ: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа.
ЗАДАЧИ:
создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности;
развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.
Ведущие в русских костюмах встречают гостей.
1-й вед.: Здравствуйте гости дорогие!
2-й вед.: Здравствуйте маленькие и большие!
1-й вед.: На завалинке сегодня
Собрался честной народ,
Чтоб на русских посиделках
Петь, водить всем хоровод.
Жива традиция, жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
2-й вед.: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
1-й вед.: Добрым чаем угощались
С медом, явно без конфет
Как нынче мы – общались,
Без общенья жизни нет.
Отдых – это не безделки,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей!
Как вы уже поняли, вы пришли на вечерки. Вечерки - это небольшие посиделки, на которые собирались парни и девушки, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки - прибаутки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины.2-й вед.: На завалинке сегодня
Праздник радостный вас ждет,
Вижу, чтобы вас потешить,
К нам веселие идет.
Перекличка объединений
(называется объединение, в ответ – пословицу или поговорку про застолье)
«Юнкор»
2-й вед.: Ваше дело чай пить, а наше - говорить.
«Золотая маска»
2-й вед.: Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно.
«Петрушка»
2-й вед.: Где тесно, там и место. Где потеснее, там и дружнее (и веселее).
ИЗО студия «Радуга», педагог Понарина Т. П.
2-й вед.: Каковы дружки, таковы им и пирожки.
ИЗО студия «Радуга», педагог Пугина А. В.
2-й вед.: Много гостей, много и новостей.
ИЗО студия «Радуга», «Вышивка», педагог Шевелёва М. С.
2-й вед.: Идёшь в гости, неси подарок в горсти.
«Весёлые нотки», «Кассио»
2-й вед.: Изба красна углами, обед - пирогами.
Мастерская «Народные ремёсла»
2-й вед.: Что за шум, а драки нет? Коли пировать, так не мудровать.
«Волшебные нити»
2-й вед.: Что кому до нас, коли праздничек у нас?
«Магма»
2-й вед.: Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
«Ритм»
2-й вед.: Хороший гость хозяину в почет.
1-й вед.: Как когда-то в век старинный,
В те далекие года,
Проводились викторины
Типа «Что? Где? Когда?»
Как тогда, друзья, для вас
Проведем ее сейчас.
Каждой команде задаётся один вопрос.
(за правильные ответы и за участие в играх и конкурсах ведущими даются участникам конфеты и шоколад )Викторина «Что? Где? Когда»
1. Назовите праздники русского народа, пришедшие к нам из глубины веков? (Рождество, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы, Ильин день и т.д.)
2. Какой по очереди крестилась Русь из всех славянских народов?
(последней)
3. Самый знаменитый путешественник из русской сказки, которого знают все, от мала до велика. (Колобок)
4. На чем в русских сказках передвигаются по воздуху? (На летучем корабле, на ковре-самолете, в ступе, на метле, в сапогах-скороходах)
5. Какие слова приговаривают в русских сказках перед очень серьезным делом? (Утро вечера мудренее)
6. Как звали древнего сказочного русского царя? (Царь Горох)
7. Как называется колыбель на гибком шесте? (зыбка)
8. Как называлась старинная монета в 3 копейки? (алтын)
9. Как называлась старинная верхняя одежда из грубого самодельного сукна? (зипун)
10. Что такое кудель? (льняное волокно для пряжи)
11. Есть такая поговорка: «Типун тебе на язык». Что такое типун? (птичья болезнь, хрящевидный нарост на кончике языка)
12. Что такое шесток? (площадка перед устьем русской печи)
2-й вед.: На завалинке народ
Песни русские поет.
Эй, ребята, не зевай,
С нами вместе подпевай.
Викторина «Калейдоскоп народных песен»
Даётся определение русской народной песни, а учащиеся, в качестве ответа исполняют по 4 первых песенных строки (либо припев песни).
1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
3. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)
4. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
5. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
6. Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
7. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)
2-й вед.: Во время посиделок девушки занимались рукоделием. А каким? (ответы учащихся). Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без вязанья. Вязали те, кто помоложе (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами.
1-й вед.: Выходи на сцену, пряхи,
Нить спрядите для рубахи
Лишь того награда ждет,
Кто скорее нить спрядет.
Игра «Пряхи».
Выходят желающие. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее.
Игра «Иголка».
2 команды из желающих выстраиваются шеренгой, друг за другом. Каждой команде выдают бутафорскую иглу и клубок ниток. Игла находится у первого игрока в шеренге, а клубок – у последнего. Последний игрок начинает передавать нить через игроков к первому игроку. Тот просовывает нить в ушко иглы и передает нить назад к последнему игроку. Когда нить доходит до последнего игрока, все участники, взявшись за нить, бегут до кегли, огибают ее и бегут обратно. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает.
2-й вед.: У кого душа не узкая,
Всех кто любит пляску русскую
Пляски, а не танцы бальные,
Не интернациональные,
Выходи без лишних слов,
Будет конкурс плясунов.
1-й вед.: Конкурс следующий не нов –Это конкурс плясунов.Никого мы не обидим,Но хотим, друзья, сказать:На обычном стуле сидя,Надо что-нибудь сплясать.Все движенья хороши!Сядь покрепче и пляши.
Конкурс «Танцевальный»
Конкурс на лучшее исполнение русского танца на стуле.
2-й вед.: А сейчас объявляем конкурс знатоков русских пословиц и поговорок.
Конкурс «Знатоки поговорок и пословиц»
Каждой команде ведущий зачитывает начало пословицы и дает четыре варианта продолжения. Команды должны выбрать один правильный.
1. Где ум, там и…
а) мозгов много
б) богатство
в) глупость
г) толк
2. Всяк Еремей…
а) не имей сто рублей
б) про себя разумей
в) имей сто друзей
г) пей поскорей
3. Глупого бранят, а он говорит…
а) к обедне звонят
б) бабы верещат
в) заткнуться вам велят
г) мыши пищат
4. У ленивой пряхи…
а) не бывает свахи
б) все, как у неряхив) охи, да ахи
г) и для себя нет рубахи
5. В одиночку…
а) не родишь и дочку
б) не одолеешь и кочку
в) не выпьешь и бочку
г) не поставишь и точку
6. Где два дурака дерутся, там третий…
а) смотрит
б) помогает
в) убегает
г) добивает
7. Курица по зернышку клюет, да…
а) на всех плюет
б) яйца несет
в) ко-ко-ко орет
г) сыта живет
8. Свиная рожа…
а) на всех похожаб) везде вхожа
в) всего дороже
г) у него тоже
9. Душой кривить…
а) хорошим быть
б) черту служить
в) себя винить
г) лясы точить
10. Что беднее, то…
а) косее
б) умнее
в) вреднее
г) щедрее
11. Хлеб – соль кушай, а…
а) никого не слушай
б) не затыкай уши
в) хозяина слушай
г) не бей баклуши
12. Без труда…
а) хорошо всегда
б) не надорвешься никогда
в) ни туда ни сюда
г) не вытянешь и рыбку из пруда
1-й вед.: Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
Там зло с добром не уживаются,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, надеюсь, давно?
2-й вед.: Философия народа, мудрость народная – вот что такое сказки: волшебные, о животных, бытовые (классификация известного собирателя В.И. Даля). А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Конкурс «Что за прелесть эти сказки!»
1-й вед.: А) Доскажите недостающие слова в названия сказок и героев
1. «Поди туда – не знаю куда, ……………… то – не знаю что»
2. «Сестрица ………………... и братец Иванушка»
3. «Иван – царевич и ………………………… волк»
4. «У страха …………………….... велики»
5. «Финист - ……………………….. сокол»
6. «Каша ………………….…»
7. «Никита …………………. »
8. «Летучий ………………….. »
2-й вед.: Б) Дополните имя сказочного героя:
1. Сивка …………………………….
2. Крошечка ………………………..
3. Лиса ………………………………
4. Царевна ………………………….
5. Сапоги ……………………………
6. Жар ……………………………….
7. Иванушка …………………………
8. Гуси ………………………………
1-й вед.: В) Дополни поговорки – сравнения:
1. Храбр как ..…………………………….
2. Хитер как ……………………………..
3. Труслив как …………………………..
4. Упрям как ……………………………..
5. Голоден как ……………………………
6. Неповоротлив как …………………….
7. Вынослив как …………………………
8. Драчлив как …………………………..
9. Скользкий как …………………………
10. Болтлив как …………………………..
11. Надулся как ………………………….
12. Сонный как ………………………….
13. Медлительный как ………………….
2-й вед.: А теперь давай дружок,Поиграем в ручеек.Пару ты себе найди.В ручеек ее веди.
Игра «Ручеёк», «Хоровод»
2-й вед.: Ну, а какие посиделки без частушек?! Частушки - это мастерство импровизации, умение показать себя, все, что ты можешь сам без чьей-либо помощи. Точным метким словечком ответить на предложенную тему, не дать обойти тебя, продемонстрировать свое мастерство, смекалку, находчивость, музыкальность, юмор. Частушка - это не только слово, но и умение двигаться, частушку необходимо оттанцевать.
Конкурс частушечников
От каждого объединения вызываются частушечники и исполняют по три частушки.
1-й вед.: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки. Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произнести не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.
2-й вед.: Дальше «Бой скороговорок »Разрешите нам начать.Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет тот и победит.Итак, состязание начинается!
Игра «Бой скороговорок»
По одному участнику от объединения. Каждому участнику нужно произнести по три скороговорки.
1) На дворе трава , на траве дрова .2) Ткач ткет ткани на платок Тане.3) Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.4) Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскороговоришь.
5) Носит сено в сени Сеня,
Спать на сене будет Сеня.
6)Говорит попугай попугаю:
«Я тебя попугай попугаю».
7)Я худ, ты худ.
Сядь худ на худ,
Худом подопрись,
С худа не свались.
1-й вед.: Мы немного засиделись, предлагаю немного размять косточки.
Отдохнуть от умных мыслей
Я хочу вам предложить.
И сейчас своей сноровкой
Уваженье заслужить.
И сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, встаньте, силачи, в потешный ряд.
Игра «Петушиный бой»
(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)
2-й вед.: Посидеть за самоваром рады мы наверняка.Ярким солнечным пожаром у него горят бока.Самовар гудит, шумит,только с виду он сердит.К потолку пускает дым.Наш красавец – самовар.Самовар пыхтит, искрится –Щедрый, круглый, золотой,Озаряет наши лицаОн своею добротой.
Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари, Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. А когда появился самовар?
Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.
Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель
Песня «Пых-пых самовар» исполняют учащиеся объединения
«Весёлые нотки»
1-й вед.: Какие же посиделки без чая? Гости посидят, песни попоют, чаю прихлебнут. И выпьют чайку по-нашему, по-русски. А как? (Самовар, чай в блюдцах). Ребята, а что вам известно о русском чаепитии? (ответы детей)
( смотреть Приложение)
1-й вед.: А вот интересно, как же надо заваривать чай? (Ответы детей). Русские традиционно заваривают чай следующим образом. Чистый заварной чайник споласкивают крутым кипятком и слегка обсушивают. Накладывают в него чай из расчета 1 чайная ложка на стакан, заливают кипятком, накрывают салфеткой и ставят минут на пять. Когда чай настоится, его наливают в стакан и разбавляют кипятком.
Специфическая черта русского чаепития – разбавлять заварку кипятком непосредственно в чашке. Поэтому в русском чаепитии принимает участие сосуд для кипятка. Раньше с этим прекрасно справлялись самовары. А сейчас кипяток наливают прямо из чайника, в котором он вскипел.
2-й вед.: И, конечно, к чаю подавались различные угощения.
Перекличка по объединениям с информацией о приготовленных угощениях.
На Руси существовала традиция звать на пирог, значит звать на именины; без пирога именинника старые люди под стол сажали.
Пироги на Руси разные пекли:
пироги защипанные глухие:
курник - пирог с курицей и кашей или с картофелем (еще его называют «свадебный пирог» или «царский»),
гороховик- пирог с гороховой начинкой,
кулебяка- пирог со сложной начинкой из мяса, рыбы, грибов, ягод или капусты, разную начинку накладывают слоями и разделяют между собой блинами,
грибник - пирог с начинкой из грибов.
А еще пекли пироги не защипанные, открытые:
расстегай - пирог из несдобного дрожжевого теста с различными начинками,
шаньга – круглые открытые пирожки- лепешки.
Формой пироги могут быть разные: долгие, круглые, треухи.
Пироги пекли повседневные и праздничные. Праздничные украшали замысловатыми орнаментами состоящими из растительных элементов. Ягоды, ветви, листья, цветы- символизировали любовь, счастье и добро.
В народе говорили: «не красна изба углами, а красна пирогами».
А какие пироги пекут в ваших семьях?
Игра с мячом
Назови хлеб ласково (Хлебушек).
Крошки хлеба какие? (Хлебные).
Квас из хлеба как называется? (Хлебный).
Посуда для хлеба (Хлебница).
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб).
Кто печёт хлеб? (Хлебопёк).
Назови завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод).
Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные) .1-й вед.: Чай – это прекрасный и полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
2-й вед.: Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недугов исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит этот эликсир!
1-й вед.: Приятного аппетита! А пока вы пьёте этот чрезвычайно полезный напиток, я вам напомню, что писалось в древней китайской рукописи:
«Чай есть растение особое, он удаляет все недуги, прогоняет сонливость, а головная боль от чая уменьшается и излечивается совершенно».
Песня о чаепитии (на мотив «Изгиб гитары желтой…)
Изгиб гитары желтойТы обнимаешь нежно.Сидим у самовара,Дымок уходит ввысь.В беседе задушевнойВдруг кто-то тихо скажет:"Как здорово, что все мы здесьСегодня собрались!"Ах, ароматы чая!И, знаешь, неслучайноВеселье, песни, шуткиВ душе моей зажглись.Отступят все заботы,И вот воскликнул кто-то:"Как здорово, что все мы здесьСегодня собрались!"Радушные хозяйкиНакрыли стол богато:Пирог, блины, печеньеИ сладости нашлись.Мы выпьем чашку чая,Все вместе дружно скажем:"Как здорово, что все мы здесьСегодня собрались!"
2-й вед.: Все мы славно потрудились,
От души повеселились,
Теперь просим гости, вас
Всё, что есть на ваших столах,
Откушать всласть.
ЧАЕПИТИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Что вам больше всего понравилось на сегодняшних посиделках?
Самое вкусное блюдо, о котором вы сегодня узнали?
Появилось ли у вас желание приготовить какое-нибудь блюдо, о котором вы сегодня узнали?
Какая игра понравилась больше всего?
В какую игру вы будете играть со своими друзьями?
Хотите ли вы узнать о национальных блюдах других народов?
Бывают ли у вас такие весёлые чаепития с друзьями или в семье?
Хотите ли вы, чтобы похожее мероприятие прошло в вашем классе, школе?
Вы узнали что-то новое для себя?
Ваши пожелания организаторам посиделок?
Посиделки обычно сближают людей. Удалось ли вам поближе познакомиться, узнать что-то новое о своих друзьях или завести новых друзей?
2-й вед.: На чаепитии сегодня
Отдохнули вместе мы,
Вспомнив песни, игры, шутки
Нашей русской старины.
1-й вед.: Мы делились новостями
Мы старались вас развлечь
И прощаясь, мы с гостями,
Говорим: до новых встреч!