Конспект урока по теме Потешки
Урок речевого творчества
в 3 классе
«Знакомство с жанром Потешки»
Составила: Евстратенко Оксана Валерьевна
Учебный год: 2011-2012
Цель: познакомить с произведениями устного народного творчества потешками,
формировать умение различать малые жанры фольклора, работать со
словарём, совершенствовать навыки выразительного чтения;
создавать условия для развития познавательного интереса младших школьников,
способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать,
развивать внимание, зрительную память учащихся;
воспитывать интерес к устному народному творчеству, способствовать воспитанию
интереса к чтению, культуры общения, умение работать в парах,группе,
доброжелательности.
Ход урока.
Самоопределение к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
-Сегодня на уроке я предлагаю побывать в необыкновенной стране, которая называется
Впрочем, вы сами сейчас дадите ей название
Слайд1 (ольфоркл)
Поставьте буквы на свои места. Что получилось? (фольклор)
Работа в группах и 1 у доски (моделирование)
Возьмите конверт белого цвета. Прочитайте задание.
Даны слова, выбрать только те, которые относятся к определению слова Фольклор.
Фольклор – устное народное творчество
-Опираясь на свою догадку и используя словари найти определение данных слов.
Работа в парах: 1 – фольклор
2 – устное
3 – народное
4 – творчество
Защита.
- Кто может сказать в какую страну мы отправимся?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- С какими жанрами устного народного творчества знакомы? ( сказки, пословицы, побасенки, считалки, небылицы, загадки,
- Как вы думаете, что нам надо уметь делать, чтобы попасть в эту необыкновенную страну?( уметь отличать жанры)
Работа в группах: конверты голубого цвета
1 - Вспомнить 2 пословицы и прочитать их выразительно. Доказать.
Н-р: Поспешишь – людей насмешишь. Без труда не вытащишь и рыбку
из пруда.( и учит чему-то)нравоучительное суждение-вывод
2 - От топота копыт, пыль по полю летит.
Прочитать выразительно, определить жанр устного народного
творчества. Доказать. (развивает речевой аппарат)
3 - Рассмотрите иллюстрации. К какому жанру устного народного
творчества вы бы отнесли их. Доказать.
4 - Вспомнить считалку и посчитать.(для распределения ролей в игре)
На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной - Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!
Ехала карета темным лесом За каким-то интересом Инте-инте-интерес - Выходи на букву "эс".
- Теперь вы достойны туда отправиться. А попасть в волшебную страну можно через волшебное зеркало.
В зеркало я погляжусь
Где захочу, там окажусь.
Закройте глаза. (проигрыш)
Выявление места и причины затруднения.
- Послушайте запись. Что это за жанр? Почему мнения разошлись? (курочка – рябушечка)
4. Построение проекта и выхода из затруднения.
- Каковы же цели нашего путешествия?(познакомиться с новым жанром)
Чтобы узнать как называется этот жанр,
Отгадайте какое слово спряталось.
Слайд 2 :
ПрвтОитрТвиныЕжыбчШоаКА (потешка)
5.Реализация построенного проекта.
- Послушаем две потешки. (курочка-рябушка, песенки-потешки про пчёлку)
- Какие особенности заметили?
- Для кого предназначены потешки?
- Проверим все ли особенности назвали. Слайд 3
- Так что же такое потешка? (мнение детей) А один будет искать определение по словарю.
- 6. Физминутка (Слайд 4) и на листах розового цвета
Прочитайте текст, можно сказать, что это потешка? Почему? Чтобы вам хотелось сделать под эту потешку.
Ручки-ручки - потягушкиИ ладошки - похлопушки.Ножки-ножки – топотушки,Побегушки, попрыгушки.С добрым утром, ручки,ЛадошкиИ ножки,Щёчки-цветочки –Чмок!7. Первичное закрепление во внешней среде.
- Слышали ли вы когда-нибудь потешки. От кого? Где?
- В раннем детстве вам могли их напевать мамы, бабушки. Может это было так?
Инсценирование:
- Ваня, Ваня, где ты был?Куда Ванечка ходил?- Я ходил в лесочек.- Что видал?- Пенечек.Под пенечком грибок!Хвать, да в кузовок!
Люли, люли, люленьки,Прилетели гуленьки,Стали гули говорить:«Чем нам Машеньку кормить?»Один скажет: «кашкою»,Другой – «простоквашкою»,Третий скажет – «молочком,И румяным пирожком.
Иголка, иголка,Ты остра и колка,Не коли мне пальчик,Шей сарафанчик!
Вывод: Понравилось вам чтение ребят? Как надо читать потешки?(выразительно, с интонацией, где-то быстро, весело смотря по содержанию, напевно)
Я думаю у нас тоже получится? Где можно использовать данные потешки?
Работа в группах: листы оранжевого цвета-чтение потешек – каждой группе своя потешка.
1. Ты, мороз, мороз, мороз,Не показывай свой нос!Уходи скорей домой,Стужу уводи с собой.А мы саночки возьмём,Мы на улицу пойдём,Сядем в саночки -Самокаточки. (зимние забавы)
2.Вот проснулись,
потянулись,
С боку на бок
Пвернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!(просыпаемся)
3. Не плачь, не плачь, детка,Прискачет к тебе белка,Принесет орешки - Тебе для потешки.Если будешь плакать -Дадим рваный лапоть. (чтобы успокоился ребёнок)
4. Ай, бай, бай,бай,
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать!(колыбельные)
- Чьё чтение понравилось больше? Почему?
- А в школе мы встречаем потешки? Когда?
- А в учёбе могут помочь потешки? Как?
Вспомните пальчиковую гимнастику: Этот пальчик в лес пошёл
Этот пальчик гриб нашёл
Этот пальчик занял место
Этот пальчик лежит тесно
Этот пальчик много ел оттого и растолстел.
Толстый палец и большой, он за сливами пошёл.
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает.
А мизинчик господинчик в землю косточки бросает
Для чего мы делаем пальчиковую гимнастику?
- А можно другие слова придумать, чем могут ещё заняться пальчики?
8. Самостоятельная работа.
Досочинять потешку про пальчики. (гости сочиняют потешки по желанию)
Вывод: Чья потешка понравилась больше? Чем? Где можете использовать эти потешки?
Как вы думаете полезную работу мы сделали?
(поиграть с братом, сестрой, учит считать, знать название пальчиков)
Где можно найти потешки? Я хочу познакомить вас с книгами.
Где можно их взять? Для чего?
9. Рефлексия.
Наше путешествие подходит к концу, берём зеркальца
В зеркало я погляжусь
Где захочу, там окажусь.
- Подведем итоги: Слайд 5
Закончить предложения:
А сигналом вашего хорошего настроения будет ваша улыбка. Слайд 6
15