Доклад по теме: «Воспитание личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью как важнейшее условие его успешной социализации»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 23 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад по теме:
«Воспитание личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью как важнейшее условие его успешной социализации»
Подготовила: М.А. Емельянова
учитель начальных классов
г. Старый Оскол
2015 – 2016 учебный год
«Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях»
К. Д. Ушинский.
Во всем мире растет число детей, нуждающихся в помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Педагогу, работающему с такими детьми, необходимо знать психологию детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Особенности личностной сферы
Личность - это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействии с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами, личность формируется и проявляется в процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуального развития ребенка микросоциальных групп и коллективов.
Развитие личности происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации и линии индивидуализации.
Этапы развития личности - это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной структуры личности.
Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития - естественного и социального. По выражению Л. С. Выготского, «оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка». [6.С.77.]
К числу основных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний.
Уровень притязаний - это стремление к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. [5.С.79.]
Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Самооценка во многом определяет уровень притязаний человека, т. е. задачи, которые он ставит перед собой и к разрешению которых считает себя способным. От отношения самооценки и уровня притязаний в значительной мере зависит эмоциональное состояние человека. Адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний - необходимое условие его успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество.
Выяснилось, что ученики младших классов в преобладающем большинстве оценивают себя положительно. Они говорят о себе - «я хороший», «я умный». Нередко уточняют свои ответы, ссылаясь на школьные успехи - «умею читать», «пишу красиво», «примеры решаю». Некоторые дети, давая себе высокую самооценку, приводят факты из домашней жизни: «Слушаюсь маму», «Не обижаю брата». Иногда эти высказывания не вполне адекватны вопросу: «Хорошо кушаю», «Люблю гулять».
Отдельные школьники называют себя плохими, мотивируя это следующим образом: «Не знаю букв», «Разбил чашку».
Можно заметить, что на высказывания учеников решающее влияние оказывают те оценки, которые им дают родители или учителя, т. е. значимые взрослые. Самостоятельно они затрудняются оценить личностные качества свои и окружающих. [4.С.147.]
Самооценка ребенка с недостатками интеллекта в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал, когда интеллектуальный дефект незаметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.
У ребенка с интеллектуальной недостаточностью завышенная самооценка, она связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Можно говорить о меньшей зависимости этих детей от оценочной ситуации, чем это наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Однако наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при обнаружении детей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается повышенная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. [5.С.81.]
Особенности эмоционального развития
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития. [5.С.77.]
Развитие личности наших детей происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.
В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельность человека, психологически действенными они становятся только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений. [2.С.89.]
В психологии не существует единого представления об эмоциях. Под термином «эмоции» в психологии часто понимают психические состояния, тесно связанные с мотивационно - потребностной сферой личности и проявляющиеся в субъективных переживаниях и экспрессивно - коммуникативном поведении. Эмоции отражают в форме непосредственных переживаний смысл явлений и ситуаций и проявляются как удовольствие, радость, гнев, страх и т. п. Эмоциями в большей степени определяется отношение человека к другим людям, событиям, а также оценка и регуляция собственных действий.
Сформировавшийся в отечественной психологии взгляд на проблему эмоций в самом общем виде сводится к разделению их на аффекты (бурные, кратковременные, ситуативные эмоциональные переживания), эмоции (более устойчивые, менее выраженные, сопровождающие и оценивающие деятельность переживания) и чувства (стабильные, устойчивые эмоциональные отношения, имеющие четко выраженный предметный характер).
Проявление эмоций у ребенка с недостатками интеллекта зависит от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта и, конечно, от социальной среды, в которой он находится. [3.С.45.]
Дети младшего школьного возраста отзывчивы на похвалу, одобрение, порицание. Различают ласковую и недовольную интонации. Они не могут выражать свои эмоции вербально. Свое отношение к человеку они выявляют прикосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом произносят отдельные звукосочетания или простые, не всегда правильно звучащие слова типа «мама», «любу».
Дети с видимым удовольствием играют со взрослыми в примитивные игры, сопровождая их в какой-то мере звукоподражанием или «детскими» словами.
Старшие школьники более активно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего школьного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом. Эти дети с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для них понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них ситуации школьники способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался другой человек. Как правило, дети проявляют отчетливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей, учителей, и воспитателей, и обнаруживают это со всей очевидностью. [6.С.69.]
В зависимости от клинического варианта дефекта школьники ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неустойчивы и поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости выражаются бурно, импульсивно и не контролируются детьми. [1.С.146.]
Заторможенные школьники действуют вяло, нерешительно. Они кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко бывают устойчивыми и достаточно глубокими.
Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более устойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое осознание окружающей обстановки.
Развитие эмоций школьников с недостатками интеллекта в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни, наличием специального, систематического педагогического воздействия, осуществляемого родителями в семье или педагогом в специальном учреждении. Дети из социально неблагоприятной среды значительно отличаются от тех, кто посещал специальный детский сад. Они менее организованны, несдержанны в проявлении своих эмоций. [6.С.69.]
В школьном возрасте эмоциональная сфера детей с недостатками интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков, эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. У некоторых школьников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Школьники весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.
Развитие эмоциональной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью в большой мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. Присущие этим ученикам импульсивные проявления обиды, злости, радости и т. п. постепенно сглаживаются под воздействием обучения и воспитания. У детей появляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальной адаптации.
Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными пониманию многих школьников специальных школ. Вместе с тем часто переживаемые ими и окружающими их людьми состояния радости, обиды почти все ученики правильно понимают и называют.
Учебная деятельность предъявляет к ребенку определенные требования, а ее осуществление связано с переживанием ими различных эмоций. Установлено, что на первом году обучения учащиеся чаще всего испытывают потребности в чувстве покоя, безопасности, эмоционально насыщенных положительных отношениях с окружающими. Дети стремятся быть вовлеченными в разные школьные события. Наряду с этим у них нередко наблюдается дефицит эмоциональных контактов, эмоционально-положительных отношений. Постоянное подавление извне своеобразных проявлений нередко приводит учащихся к чувству неполноценности, к потребности персонального внимания со стороны как взрослых, так и товарищей по классу.
К третьему году обучения у детей наблюдается активность, способствующая эмоциональной разрядке. В большем числе случаев, по сравнению с первым годом обучения, агрессивные проявления исчезают. Школьники редко отрицательно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога.
В целом на первых годах пребывания в условиях школьного обучения у учащихся прослеживается тенденция к эмоциональной дезадаптированности, что является следствием недостаточной личностной и эмоциональной готовности этой категории аномальных детей к началу обучения. В старших классах многие подростки успешно социально адаптируются, что сказывается в их поведении и в школе, и в семье. Они трудятся в коллективе сверстников, живут в семьях, заботясь о своих близких, сопереживая с ними те или иные события; хотя и не очень глубоко и четко, но адекватно понимают свои чувства и чувства окружающих их людей, устанавливают определенные отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. Все это свидетельствует о том, что в эмоциональном развитии учеников с интеллектуальной недостаточностью в процессе специального школьного обучения происходят определенные положительные сдвиги. [6.С.71.]
Особенности волевого поведения
Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, что проявляется при определенной цели, составлении плана, выполнении задания, преодолении препятствий. Волевая регуляция осуществляется в течение всей деятельности индивида с помощью волевых усилий, направленных на ее различные компоненты.
Действия, совершаемые человеком, обычно имеют своей целью изменение или сохранение условий, в которые он поставлен. Их принято подразделять на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные действия сознательно не регулируются и не контролируются. Они осуществляются импульсивно и служат непосредственным ответом на вызывающее их побуждение. Произвольные действия связаны с осознанием их цели и необходимых для ее достижения операций. Среди произвольных действий выделяются волевые действия. [4.С.142.]
Проблема воли относится к числу наиболее значимых для понимания личности и ее формирования. Благодаря волевым усилиям человек становится способным изменять свое поведение, оказывать влияние на окружающее. У него вырабатывается активная жизненная позиция.
Проблема воли детей с недостатками интеллекта привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии.
Постепенно накапливался сопоставительный материал, характеризующий становление волевого поведения у нормально развивающихся и детей нашего контингента. Было показано, что у нормально развивающегося маленького ребенка совершенствование воли происходит в ходе ведущей для него деятельности - предметно-практической, выполняемой совместно со взрослыми, и в процессе игры. Большое значение при этом имеет речевая регуляция поведения.
У наших детей словесная регуляция производимых действий формируется значительно позднее и с существенными отклонениями. Ученикам младших и даже средних классов трудно длительное время удерживать цель действий, они не доводят начатое дело до конца, им требуется для этого направляющая помощь взрослого. [4.С.143.]
Школьники-олигофрены не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют родители, учителя, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам.
Для таких школьников также характерны нарушения поведения. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако, дети способны проявлять волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности школьников-олигофренов. [6.С.72.]
Таким образом, обучение в специальной школе приводит к существенным сдвигам в развитии детей, их поведении: развитии эмоциональной и личностной сферах - появляется умение сдерживать свои импульсивные реакции и подчинять их требованиям ситуации. [2.С.90.].
Все эти процессы, формирующиеся под воздействием коррекционно-направленного обучения, в значительной мере способствуют умственному, речевому и в целом личностному развитию этой категории детей. А при применении дифферинцированного подхода, систематического педагогического воздействия и правильной организации жизни детей повышается объем внимания, его устойчивость; возрастает продуктивность учебной деятельности. В свою очередь развитие мышления, речи, памяти стимулирует формирование волевых качеств личности школьников-олигофренов. От младшего к старшему школьному возрасту у них отмечается развитие произвольных психических процессов. [6.С.72.]
Список литературы
1.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003.
2.Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Медицина, 1982.
3.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - 3-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2006.
4.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - 2-е изд., стереотип. - М.: издательский центр «Академия», 2004.
5.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
6.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Акад