Методические рекомендации для обучающихся по разработке и защите проектов «Я гражданин России» ОУД «Обществознание»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании МО «Гуманитарный цикл»
Утверждаю
Протокол № от
Председатель МО ________________ Зам. директора по УМР _______И.Ю. Волкова
Методические рекомендации для обучающихся по разработке и защите проектов «Я гражданин России»
ОУД «Обществознание»
Составил: преподаватель Нечепуренко Н.Л.
Методические рекомендации по разработке и защите проектов «Я гражданин России»
Одной из форм проведения аттестации по обществознанию является разработка проекта «Я - гражданин России».
Цель этой формы состоит в подготовке обучающихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве.
Работа над проектом предполагает проведение обучающимся анализа социально-экономических проблем своего города, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирование пакетов предложений по изменению ситуации в той или иной области социальной практики.
Предполагает темы проектов:
Экономическая обстановка в городе. Пути её решения.
Молодежь и наркотики. Как сохраните будущее.
Пути борьбы с негативными проявлениями отклоняющегося поведения.
Рост преступности : где выход.
Пути совершенствования образования.
Молодежная политика.
Борьба с безработицей.
Структура работы на проектом «Я – гражданин России»
1 стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом.
2 стадия. Выбор проблемы.
3 стадия. Сбор информации (исследование проблемы).
Социологические вопросы разных групп населения.
Анализ материалов СМИ.
4 стадия. Разработка современного варианта решения проблемы.
5 стадия. Презентация проекта.
Методика работы над проектом представляет собой 5 стадий.
1 стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом
На первом этапе педагогу предстоит рассказать о специфике акции «Я – гражданин России», ее возможностях решения важных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание обучающихся участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.). Закрепить эти роли в группе.
Итогом работы на этой стадии быть четко сформированные представления обучающихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфика работы и полномочиях законодательных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).
Следует объяснить, что в государстве существует органы власти, которые руководствуются прежде всего законами, и широкая общественность – граждане государства, интересы которых не всегда бывают услышаны и реализованы властью. Для того чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан, необходима целенаправленная «общественная политика», которая, прежде всего, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.
Важно, чтобы обучающиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.
2 стадия. Выбор проблемы
Здесь обучающимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требует своего решения.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальные проблемы города и обучающиеся, перебирая каждый из них (экономическое развитие, экология демография, социальная незащищенность различных групп населения. Благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.) обсуждают их, осознавая сложность окружающего мира.В ходе актуального выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения товарищей.
Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Как можно решить проблемы, изменив уже существующие на данной территории программы?
3 стадия. Сбор информации
В рамках этой деятельности обучающимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить учащихся на исследовательские группы.
Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по повод их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Другая – занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как она на протяжении определенного времени обсуждали её, какова была реакция властей и населения.
Еще одна группа обучающихся входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно, при помощи администрации лицея, родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная обучающимся информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Примерный перечень источников информации:
Средства массовой информации.
Библиотеки.
Научные работники, преподаватели вузов, учителя.
Юристы.
Административные органы.
Законодательные органы.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы
Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизации полученного материала и распределения его по соответствующим разделам проекта.
При участии педагога обучающиеся компонуют материалы по разделам:
Актуальность и важность данной проблемы для города;
Информация о различных подходах к решению данной проблемы, юридическая база решения проблемы;
Программа действий, которую избрала группа;
Разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятие позитивного решения конкретной властной структурой.
5 стадия. Презентация проекта
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где обучающиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
На презентации преподаватели суммарно оценивают как папку документов (портфолио), так и устное выступление команды. Для более объективной оценки портфолио важно выделить наиболее существенные критерии:
Убедительность:
Пакет документов действительно убеждает, что выбранная обучающимися проблема актуальна?
Напрямую ли предполагаемая программа связана с решением насущной проблемы?
Объясняется ли в представленном портфолио, почему общественность может поддержать этот проект?
Практичность:
Насколько предлагаемая программа реалистична?
Реальны ли мероприятия обучающихся по выполнению программы?
Координация:
Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?
Как документы портфолио подтверждают логику материалов стендов для показа?
Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний обучающихся, их коммуникативных свойств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы.