Методические рекомендации Создание технологической карты занятия
Создание технологической карты занятия Автор разработки – Методист МБО ДО Станция туристов О.И.Пинжина Умение учиться Современное образование считает самообразование высшим этапом обучения. Достижение этого является подтверждением ценности обучения и поэтому целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, что является в широком смысле понятием термина (универсальные учебные действия) УДД. Процесс подготовки обучающихся к самообразованию состоит из трех этапов: Адаптация к процессу в семье и ОО;Совмещение обучения с самообразованием, которое должно осуществляться в ОО;Различные формы самостоятельной работы, связанные с творчеством, осуществляемые самостоятельно. Технологическая карта Технологическая карта (ТК) — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего технологический процесс или техническое обслуживание объекта.В случае образовательного процесса ТК – это унифицированный план-конспект урока, раздела, темы. Технологическая карта занятия Технологическая карта занятия – это новая современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся - это своего рода сценарий урока, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным педагогом параметрам в данной группе детей. Технологизация учебного процесса Современная педагогика предлагает выделить в структуре технологической карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);инструментальный (какими средствами достижимо);организационно-деятельностный (разделение на действия и операции) педагогические задачи Цель занятия трансформируется в педагогические задачи:Коммуникативная: С кем и где?Информационная: Что и чему будем учиться?Операционная: Как и каким образом будем учиться?Мотивационная: Зачем нам это надо? Обучающийся должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру занятия обязательно включается личностный опыт обучающихся. Конструирование технологической карты занятия Дата : …ФИО : …Место работы : …Должность : …Учебный предмет : …Тип занятия : Тема … Цель темы Содержательная: изучить … формирование …Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся … Основные понятия … Планируемый результат Предметные умения УУД Сформировать …. Изучить …Выявить …Экспериментально установить … Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Организация пространства Меж предметные связи Формы работы Ресурсы работа в парах Индивидуальная работаФронтальная (коллективная) работа ИКТ. Учебник,тетрадь, компьютер, доска,мультимедийный проектор и экранкарточки с индивидуальными заданиями Листы контроля и бланки ответов. Цифровые ресурсы: № Этап занятия Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность педагога Деятельность обучающегося Формируемые УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные, личностные 1 Мотивирование учащихся к учебной деятельности. Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность. 2 Постановка проблемы.Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. 3 Изучение нового материалаЦель:обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. 4 Первичное закрепление знанийЦель: фиксация полученных знаний при решении качественных задачзафиксировать новое содержание урока. 5 Рефлексия учебной деятельности на урокеИтог урока. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. 6 Домашнее заданиеЦель: согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний. ГДЕ ТЕМНО В ГОЛОВЕ ПЕДАГОГА, ТАМ ТЕМНО И В ГОЛОВЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. При работе по данной технологии педагог имеет в каждый момент времени занятия информацию об успешности работы каждого обучающегося, так как проверяет знания обучающихся и выслушивает все ответы. Поэтому одним из основных принципов технологии является принцип учета. Карта результативности обучающегося № ФИ ученика Задание №1 Задание №2 Задание №3 Результат (оценка) 1 Иванов К. + + + 5 2 Петров И. + + 4 3 Сидоров Д. + 3 4 Мишин С. + + + 5 5 Баринов Е. + + 4 6 Семенов В. + + + 5 … № ФИ Тема №1 Тема №2 Тема №3 Тема №4 Тема №5 Зачет КОНТР. РАБОТА Итоговая оценка по теме 1 Иванов К. 5 2 Петров И. 4 3 Сидоров Д. 3 4 Мишин С. 5 5 Баринов Е. 4 6 Семенов В. 5 … Принципы составления дидактических материалов разного уровня 1. Принцип первоначального успеха. Психологический закон гласит - прежде чем призвать ребенка к какой - либо деятельности, сначала надо его заинтересовать. 2. Всестороннее рассмотрение всех вопросов. Это означает, что не только все теоретические вопросы полностью находят свое отражение в самостоятельных работах, но все эти вопросы рассматриваются всесторонне. Если одна самостоятельная работа содержит прямой вопрос, то следующая будет содержать обратный вопрос, следующая - противоположный вопрос, следующая - обратный противоположному и так далее. 3. Повторение на новом материале. Повторение - обязательная часть обучения, так как неиспользуемый материал забывается. Обычно вопросы повторения внесены во все так называемые стабильные учебники. При этом педагог прорабатывает эти вопросы со всеми обучающимися. Принципы составления дидактических материалов разного уровня 5. Избыточность. Известно, что для выработки прочного навыка в чем либо, надо выполнить несколько однотипных действий. Разные источники называют разную цифру, от 7 до 15. Поэтому на любое правило составляется заведомо избыточное количество однотипных самостоятельных работ. 6. Многовариантность.Разноуровневые самостоятельные работы составляются в нескольких вариантах.Причем все варианты одинаковой трудности. Типы занятий: Типы занятий:Занятие по изучению нового материала усвоения новых знаний.Занятие совершенствования знаний, умений и навыков.Занятие обобщения и систематизации и закрепления умений.Контрольные занятия учета и оценки знаний , умений и навыков.Структура занятий коррекции знаний, умений и навыков.Комбинированные занятия.Применение знаний на практике. Спасибо за сотрудничество.