Особенности развития фонематических процессов младшего школьного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью
Особенности развития фонематических процессов младшего школьного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью
Шестаковой О.Н.
В настоящее время одной из проблем в начальной школе является несформирванность фонематических процессов. Исследование показывают, что большинство школьников с интеллектуальной недостаточностью к концу букварного периода еще стоит на ранних ступенях фонематического развития.
Фонематические процессы- это сложное явление, которое включает в себя: фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление.
У детей с интеллектуальной недостаточностью существуют особенности в овладении фонематических процессов.
Фонематическим восприятием определяется процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов. При сформированном фонематическом восприятие слова дифференцируются по значению. У детей с интеллектуальной недостаточностью существуют следующие особенности фонематического восприятия:
испытывают затруднения в различении слов правильных и искаженных;
Наблюдаются затруднения при различении слов и асемантичных сочетаний, сходных по слоговой структуре;
различение слов и отличающихся лишь одним звуком;
дети затрудняются повторить ряд слогов как со сходными, так и несходными акустически звуками;
Наблюдаются системные нарушения устной речи, которые проявляются в нарушении звукопроизношения в виде искажения, замены звуков, в искажениях звуковой структуры слова, аграмматизмах, неточном употребления слов, бедном словарном запасе .
У детей отмечаются значительные трудности уже при усвоении букв. Усвоение букв носит механический характер. К концу букварного периода усваивается небольшое количество букв, в основном гласные. Слияние звуков в слоги, чтение слов оказывается невозможным.
Таким образом особенность фонематического восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста проявляется:
- в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, сочетаний, рядов слогов).
- в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе обучения только к концу 4 класса.
Была обнаружена связь между состоянием произношения и степенью овладения звуковым составом слова. Было выявлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова, так как дети имеют крайне слабо развитые фонематические представления. Они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, часто смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов. В результате оказываются недостаточными наблюдения над своей и чужой речью, а необходимые обобщения – неполными . Недостаточно четко различая сходные звуки и не умея с должной точностью координировать движения своих речевых органов, ребенок не может научиться правильному произношению, так как не имеет возможности контролировать и совершенствовать его. Дефектность звукового анализа и синтеза слов со своей стороны создает препятствия для фиксации их состава, приводит к пропускам и перестановкам звуков и слогов в словах, а также к недоговариванию их окончаний. Неподготовленность детей к звуковому анализу, считается одной из причин отсутствия интереса к звуковой оболочке слова, осмысление звуковой структуры слова у них не проявляется даже в том случае, когда специально направляют внимание школьников на звуковой анализ слова.
Особенно плохо дети дифференцируют акустически близкие звуки. Так, откладывая картинки, в названии которых есть [c], дети подбирают также картинки, в названии которых этот звук отсутствует. Подобные ошибки можно наблюдать и тогда, когда в произношении эти звуки не смешиваются. Следовательно недоразвитие фонематического восприятия оказывает своё отрицательное влияние на выполнение заданий по фонематическому анализу.
Дети с интеллектуальной недостаточностью не могут выполнять заданий по выделению звука на фоне слова (узнавания звука в слове), так как не всегда соотносят изолированно названный звук со звуком в потоке речи. Вычленение первого и последнего звука из слова, когда звук не назван экспериментатором, является ещё более сложным заданием. При этом определение последнего согласного детям с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с большими затруднениями, чем вычленение начального согласного, а вычленение начального согласного вызывает больше ошибок, чем выделение начального гласного. Наиболее лёгким является определение начального гласного из слова или ряда гласных.
Определение последовательности, количества и места звука в слове – самая сложная форма фонематического анализа. Поэтому формирование умения определять количество, последовательность и место звука в слове у детей с проблемами в обучении осуществляется очень медленно и с большим трудом, даже на самом простом речевом материале. Менее трудным для детей является анализ ряда, состоящего из двух гласных (А.К. Аксёнова, Р.И. Лалаева и др.), так как единицей произношения является слог, а словообразующий элемент в речевом потоке – гласный звук. В связи с этим в ряду гласных каждый звук произносится как бы изолированно и не оказывает большого влияния на соседний звук, каждый гласный является слогом, единицей произношения. Обратный слог, анализируется детьми с интеллектуальной недостаточностью легче, чем прямой открытый слог . Выделяет несколько особенностей развития фонематического анализа у детей с интеллектуальной недостаточностью:
- в процессе анализа структуры слова одни звуки заменяются другими сходными акустически и артикуляторно;
- если слово не было произнесено на слух, детям плохо удаётся фонематический анализ;
- неумение расчленить слог на составляющие его звуки, вследствие чего при анализе слова вместо звука называется слог;
- несформированность фонематического анализа как действия по определению временной последовательности составляющих его звуков. Характер и степень трудности анализа звуковой структуры слова детьми с нарушенным интеллектом определяется не только формой фонематического анализа, но и степенью сложности речевого материала. Очень часто сложное действие фонематического анализа на простом речевом материале дети с интеллектуальной недостаточностью выполняют легче, чем более простое действие на сложном речевом материале. Следовательно, сложности задания обуславливается не только его характером, но и речевым материалом .
Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.
У детей с интеллектуальной недостаточностью не сформирован фонематический синтез – им не доступен процесс соединения частей в целое. Например, они не могут составить слово из звуков предъявленных в ненарушенной последовательности: м, а, к – мак .
Фонематический синтез - процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Так, усвоение букв представляет большую трудность для детей с нарушением интеллекта . Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза .
Особенно сложной задачей для детей с интеллектуальной недостаточностью является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у школьников с нарушением интеллекта с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге . В процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, для отсталых детей почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У умственно отсталых детей способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова . Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.
По вопросу о том, какую роль в процессе чтения у умственно отсталых детей играет смысловая догадка, существуют различные точки зрения. Первая, что у детей с нарушением интеллекта гораздо чаще наблюдается чтение слов по догадке, чем у нормальных детей. Вторая, что смысловые догадки в процессе чтения проявляются у умственно отсталых детей очень редко.
Но в каждом случае большее количество, по сравнению с нормой, ошибок в процессе чтения.
Отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других — дети после изолированного называния букв произносят слог слитно. В ряде случаев дети соотносят со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные по буквенно. У других наблюдается нарушение понимания прочитанного вследствие побуквенного чтения.
Таким образом, можно выделить следующие особенности развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста:
- в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, сочетаний, рядов слогов);
- в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признакам;
- в процессе анализа структуры слова одни звуки заменяются другими сходными акустически и артикуляторно;
- если слово не было произнесено на слух, детям плохо удаётся фонематический анализ;
- неумение расчленить слог на составляющие его звуки, вследствие чего при анализе слова вместо звука называется слог;
- несформированность фонематического анализа как действия по определению временной последовательности составляющих его звуков;
- характер и степень трудности анализа звуковой структуры слова детьми с нарушенным интеллектом определяется не только формой фонематического анализа, но и степенью сложности речевого материала;
- усвоение букв представляет большую трудность;
- особенно сложной задачей для детей с интеллектуальной недостаточностью является слияние звуков в слоги;
- вследствие недифференнированности восприятия, для умственно отсталых детей почти не существует доминирующих букв;
- способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова;
- правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово;
- отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других — дети после изолированного называния букв произносят слог слитно.
В ряде случаев дети соотносят со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные по буквенно. У других наблюдается нарушение понимания прочитанного вследствие побуквенного чтения.