Особенности развития фонематических процессов младшего школьного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью 
Особенности развития фонематических процессов   младшего школьного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью
Шестаковой О.Н.
В настоящее время одной из  проблем в начальной школе является несформирванность фонематических процессов. Исследование показывают, что большинство школьников с интеллектуальной недостаточностью к концу букварного периода еще стоит на ранних ступенях фонематического развития. 
   Фонематические процессы- это сложное явление, которое включает в себя: фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление.
У детей с интеллектуальной недостаточностью существуют особенности в овладении фонематических процессов.
       Фонематическим восприятием определяется процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов. При сформированном фонематическом восприятие слова дифференцируются по значению. У детей с интеллектуальной недостаточностью существуют следующие особенности фонематического восприятия:
испытывают затруднения в различении слов правильных и искаженных;
Наблюдаются затруднения при различении слов и асемантичных сочетаний, сходных по слоговой структуре; 
различение слов и отличающихся лишь одним звуком;
дети затрудняются повторить ряд слогов как со сходными, так и несходными акустически звуками;
Наблюдаются системные нарушения устной речи, которые проявляются в нарушении звукопроизношения в виде искажения, замены звуков, в искажениях звуковой структуры слова, аграмматизмах, неточном употребления слов, бедном словарном запасе . 
У детей отмечаются значительные трудности уже при усвоении букв. Усвоение букв носит механический характер. К концу букварного периода усваивается небольшое количество букв, в основном гласные. Слияние звуков в слоги, чтение слов оказывается невозможным. 
Таким образом особенность фонематического восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста проявляется: 
- в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, сочетаний, рядов слогов). 
- в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
    Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе обучения только к концу 4 класса.   
    Была обнаружена связь между состоянием произношения  и  степенью овладения звуковым составом слова. Было выявлено, что недостатки произношения у  детей  часто сопровождаются затруднениями в звуковом  анализе  слова, так как  дети  имеют крайне слабо развитые  фонематические  представления. Они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, часто смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов. В результате оказываются недостаточными наблюдения над своей и чужой речью, а необходимые обобщения – неполными .     Недостаточно четко различая сходные звуки  и  не умея с должной точностью координировать движения своих речевых органов,  ребенок  не может научиться правильному произношению, так как не имеет возможности контролировать  и  совершенствовать его. Дефектность звукового  анализа   и   синтеза  слов со своей стороны создает препятствия для фиксации их состава, приводит к пропускам  и  перестановкам звуков  и  слогов в словах, а также к недоговариванию их окончаний.           Неподготовленность детей к звуковому анализу, считается одной из причин отсутствия интереса к звуковой оболочке слова, осмысление звуковой структуры слова у них не проявляется даже в том случае, когда специально направляют внимание школьников на звуковой анализ слова.    
     Особенно плохо дети дифференцируют акустически близкие звуки. Так, откладывая картинки, в названии которых есть [c], дети подбирают также картинки, в названии которых этот звук отсутствует. Подобные ошибки можно наблюдать и тогда, когда в произношении эти звуки не смешиваются.   Следовательно недоразвитие фонематического восприятия оказывает своё отрицательное влияние на выполнение заданий по фонематическому анализу. 
      Дети с интеллектуальной недостаточностью не могут выполнять заданий по выделению звука на фоне слова (узнавания звука в слове), так как не всегда соотносят изолированно названный звук со звуком в потоке речи. Вычленение первого и последнего звука из слова, когда звук не назван экспериментатором, является ещё более сложным заданием. При этом определение последнего согласного детям с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с большими затруднениями, чем вычленение начального согласного, а вычленение начального согласного вызывает больше ошибок, чем выделение начального гласного. Наиболее лёгким является определение начального гласного из слова или ряда гласных. 
     Определение последовательности, количества и  места звука в слове – самая сложная форма фонематического анализа. Поэтому формирование умения определять количество, последовательность и место звука в слове у детей с проблемами в обучении осуществляется очень медленно и с большим трудом, даже на самом простом речевом материале. Менее трудным для детей является анализ ряда, состоящего из двух гласных (А.К. Аксёнова, Р.И. Лалаева и др.), так как единицей произношения является слог, а словообразующий элемент в речевом потоке – гласный звук. В связи с этим в ряду гласных каждый звук произносится как бы изолированно и не оказывает большого влияния на соседний звук, каждый гласный является слогом, единицей произношения. Обратный слог, анализируется детьми с интеллектуальной недостаточностью легче, чем прямой открытый слог .      Выделяет несколько особенностей развития фонематического анализа у детей с интеллектуальной недостаточностью:
- в процессе анализа структуры слова одни звуки заменяются другими сходными акустически и артикуляторно;
- если слово не было произнесено на слух, детям плохо удаётся фонематический анализ;
- неумение расчленить слог на составляющие его звуки, вследствие чего при анализе слова вместо звука называется слог;
- несформированность  фонематического анализа как действия по определению временной последовательности составляющих его звуков.   Характер и степень трудности анализа звуковой структуры слова детьми с нарушенным интеллектом определяется не только формой фонематического анализа, но  и степенью сложности речевого материала. Очень часто сложное действие фонематического анализа на простом речевом материале дети с интеллектуальной недостаточностью выполняют легче, чем более простое действие на сложном речевом материале.  Следовательно, сложности задания обуславливается не только его характером, но и речевым материалом . 
   Фонематический   синтез  – это мысленный процесс соединения частей в целое.
    У детей с интеллектуальной недостаточностью не сформирован  фонематический   синтез – им не доступен процесс соединения частей в целое. Например, они не могут составить слово из звуков предъявленных в ненарушенной последовательности: м, а, к – мак . 
  Фонематический   синтез  - процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. 
   Так, усвоение букв представляет большую трудность для детей с нарушением интеллекта . Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза .
    Особенно сложной задачей для детей с интеллектуальной недостаточностью  является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у школьников с нарушением интеллекта  с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге .    В процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, для отсталых детей почти не существует доминирующих букв.    Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У умственно отсталых детей способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова .  Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.
По вопросу о том, какую роль в процессе чтения у умственно отсталых детей играет смысловая догадка, существуют различные точки зрения. Первая, что у детей с нарушением интеллекта гораздо чаще наблюдается чтение слов по догадке, чем у нормальных детей. Вторая, что смысловые догадки в процессе чтения проявляются у умственно отсталых детей очень редко.
Но  в каждом случае большее количество, по сравнению с нормой, ошибок в процессе чтения.
   Отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других — дети после изолированного называния букв произносят слог слитно. В ряде случаев дети соотносят со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные по буквенно. У других наблюдается нарушение понимания прочитанного вследствие побуквенного чтения.
     Таким образом, можно выделить следующие особенности развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста:
- в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, сочетаний, рядов слогов);
- в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признакам;
- в процессе анализа структуры слова одни звуки заменяются другими сходными акустически и артикуляторно;
- если слово не было произнесено на слух, детям плохо удаётся фонематический анализ;
- неумение расчленить слог на составляющие его звуки, вследствие чего при анализе слова вместо звука называется слог;
- несформированность  фонематического анализа как действия по определению временной последовательности составляющих его звуков; 
- характер и степень трудности анализа звуковой структуры слова детьми с нарушенным интеллектом определяется не только формой фонематического анализа, но  и степенью сложности речевого материала;
- усвоение букв представляет большую трудность;
- особенно сложной задачей для детей с интеллектуальной недостаточностью  является слияние звуков в слоги;
- вследствие недифференнированности восприятия, для умственно отсталых детей почти не существует доминирующих букв;
- способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова;
- правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово;
- отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других — дети после изолированного называния букв произносят слог слитно.  
        В ряде случаев дети соотносят со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные по буквенно. У других наблюдается нарушение понимания прочитанного вследствие побуквенного чтения.