Урок русского языка в 7 классе. Междометие.
Иоцус С.В.,
учитель русского языка, КГУ «Школа-гимназия №1 г.Сатпаев»
Урок
русского языка
в 7 «А» классе
Раздел:
Морфология. Междометие.
Интересно жить на свете,
если знаешь междометья.
Тема урока №1
Междометия как особая часть речи.
Цель
Создать условия для восприятия и усвоения учащимися междометия
Задачи
дать понятие о части речи междометие;
помочь освоить основные значения и группы междометий;
совершенствовать навыки постановки знаков препинания при междометиях
Результаты обучения
Данная тема поможет учащимся:
дети будут правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями.
учащиеся будут уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи
Ключевые понятия
Междометие –особая часть речи, которая выражает чувства и побуждение к действию.
Группы междометий – эмоциональные, волеизъявительные, этикетные
Производные и непроизводные междометия
Оборудование
слайдовая презентация урока, карточки , словари, таблицы ЗХУ, карточки с тестами различных стилей речи, тестовые задания
Ход урока
I.Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок
Запись даты, классной работы в тетрадях. Приветствие учителя в стихотворной форме.
II. Подготовка к восприятию новой темы
Постановка учителем проблемного вопроса, определение учащимися задач урока.
Работа с предложением у доски.
Беседа с учащимися.
III. Этап изучения нового материала
1. Таблица предварительных вопросов.
2.Знакомство с понятием, группами междометий.
3. Задание на отработку материала (групповая работа, защита)
Физкультминутка.
IV. Тренировочные упражнения
Задания
1. Самостоятельная работа по карточкам.
2.Итоговое тестирование
3. Заполнение таблицы ответов на вопросы по итогам урока
Работа в группе. Самопроверка
Индивидуальная, взваимопроверка
Индивидуальная работа, проверяется учителем
V. Размышление над обучением
1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Выставление оценок по оценочному листу.
VI. Домашнее задание
Тема 63-84
Упр. № 651 (творческая работа по составлению предложений с междометиями и глаголами)
Урок 1. Что должен делать учитель и что должны делать ученики?
I. Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок.
Учитель: приветствует учащихся в стихотворной форме:
Ой, какой прекрасный день!
Ах, учиться нам не лень!
Батюшки, гостей как много.
Ух, судить нас будут строго?
Вывешивание 3 смайликов с антонимичным выражением. Определить в конце урока свое настроение.
Учащиеся: записывают число, классная работа в тетрадях.
II. Подготовка к восприятию новой темы.
1. Постановка учителем проблемного вопроса, определение учащимися задач урока.
Учитель: беседует с учащимися. -С помощью каких частей речи мы можем общаться? А выражать чувства?
Учащиеся: воспринимают предоставленную информацию; формулируют проблему урока собственными словами.
Разбор предложения у доски, нахождение не определяющейся части речи: Ух, премьера началась вовремя.
III. Этап изучения нового материала.
1.Работа на знание: определение и отбор информации.
Учитель: показывает, направляет, просит сделать вывод.
Учащиеся: воспринимают, запоминают, распознают, делают вывод.
Задание: учитель зачитывает стихотворение с междометиями.
«Мне,- сказало
Междометье,-
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх
Произносит слово «Ах!”
У кого тяжёлый вздох,
Произносит слово «Ой!”
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!”
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!”
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья
Учащиеся: делают вывод о применении слов Ай, ой, ух и тд ,знакомиться с материалом учебника по определению понятий
2.Работа на установление связи понятия и значения.
Сделаем разбор слова «междометие» по составу
междометие
Учитель: совместное объяснение лексического значения частей этого слова - между и мета (подбираем однокоренные слова: примета, заметка, отметка, заметить и т.д. У них общий корень мет, который обозначает отличие одной части речи от другой, т.е. одежда, по которой мы отличаем одни части речи от других)
Вывод, мы выяснили, что междометие – это, часть речи, которая стоит между какими-то частями речи. Между какими? (Самостоятельными и служебными. Особая часть речи, которая стоит между ними). Междометие –особая часть речи, которая выражает чувства и побуждение к действию.
Междометие- очень необычная и интересная часть речи, над которой работало множество ученых. И понятия, которые они давали междометию можно встретить в различных словарях русского языка. Это «Большой энциклопедический словарь», «Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой», мы остановимся на понятии, которое дает «Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова» (вывешивается на доску)
3.Учитель: дает задание на самостоятельное получение новых знаний о производных и непроизводных междометиях и их группах, звукоподражательных словах (работа ведется в группах)
Учащиеся добывают информацию, распределенную по группам, делают вывод, защищают материал по методу «Автобусная остановка». Спикеров выбирает учитель из числа наиболее способных по предмету учеников.
2.Задание на применение: использование понятий в новых ситуациях. (работа в группе).
Учитель: наблюдает, помогает, критикует.
Учащиеся: решают проблемы, демонстрируют знания.
Задание: ответить на вопрос: Засоряют ли междометия нашу речь или делают её богаче? Во всех ли стилях речи можно употреблять междометия?
Официально – деловой стиль.
Ах, уважаемая Сания Жумадиловна!
Эх, приглашаем Вас на открытый урок русского языка в 7б класс 16 февраля 2007 года.
Допустимо ли употребление междометий в данном стиле? (нет)
Научный стиль
Ну, гроза- атмосферное явление, которое, ого-го, заключается в электрических разрядах между, м-да, между грозовыми облаками.
Допустимо ли употребление междометий в данном стиле? (нет)
Художественный стиль
- Батюшки! Беда! – отвечала Василиса Егоровна. – Нижнеозерная взята сегодня утром. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Ай, Моська знать она сильна, что лает на слона. А.И.Крылов басня «Слон и Моська»
Допустимо ли употребление междометий в данном стиле? (да)
Разговорный стиль
Ого, он занял первое место в олимпиаде по русскому языку. Ух ты, я тоже так хотел бы.
Дудки! Больше я не получу ни одной двойки.
Допустимо ли употребление междометий в данном стиле? (да)
Вывод: междометия можно употреблять только в разговорном и художественном стиле, в остальных стилях их употребление недопустимо.
Физкультминутка на движение:
Веселая видео разминка (под музыкальное сопровождение)
Действия учителя:
Демонстрация видео
Действия учащихся: повтор за видео
Учащиеся: выражают свои чувства после разминки с помощью междометий (на применение).
IV. Тренировочные упражнения.
1. Словообразовательная работа на понимание. Работа в группе.
Учитель: демонстрирует (на слайде).
Учащиеся: распределяют, объясняют.
Задание: распределить по группам междометия: а, о, спасибо, ну, ох, здравствуйте, браво, эх, айда, кыш, караул, давай, тсс, бис, алло, пожалуйста, ш-ш, брысь, увы
Самопроверка по эталону
2. Работа на применение: использование понятий в новых ситуациях. Конструирование предложений. Работа в паре.
Учитель: наблюдает, помогает, критикует.
Учащиеся: решают проблемы, демонстрируют знания.
Задание: Спишите предложения , расставьте знаки препинания, укажите, что выделялось запятыми.
Совместная выработка критериев для взаимооценивания задания:
Правильно вставить все пропущенные буквы
Расставить все знаки препинания
Определить какие слова выделяются запятой
Определить группу междометий
Надписать производные или непроизводные междометия.
1. Ваше бл..городие там ден(ь)щик стит.
2. Эх мало ли что снилось наяву Якову Лукичу!
3. Ра...будил меня ч...рт его возьми сказал, что ед...м.
Взаимооценивание по критериям.
3. Самостоятельная индивидуальная работа на применение.
Учитель: наблюдает.
Учащиеся: демонстрируют знания.
Задание: выполнить тест.
1. Междометие – это
А. служебная часть речи
В. самостоятельная часть речи
С. особая часть речи
2. Междометие – это часть речи, которая
А. не изменяется, не является членом предложения.
В. изменяется, не является членом предложения.
С. не изменяется, является членом предложения.
3. Междометия бывают
А. главные и зависимые.
В. производные и непроизводные.
С. обособленные и необособленные.
4. Определи, в каком предложении слово «пропасть» является междометием.
А. Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки.
В. Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то.
С. – Тьфу, пропасть, - говорит она, - и тот дурак, кто слушает людских всех врак.
5. Какое из междометий не является этикетным?
А. спасибо. С. браво.
В. будьте любезны. D. до свидания.
Взаимопроверка по эталону, которым является сильный ученик.
V. Размышление над обучением.
1. Подведение итогов урока. Рефлексия письменная в рефлексивных дневничках учащихся:
- Что нового вы узнали, чему научились?
- Каковы причины вашего успеха ли неуспеха?
- Как вы оцениваете свое участие в занятии?
Затем некоторые участники поочередно по желанию высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.
- Выберите смайлик с изображением вашего настроения после урока:
2. Выставление оценок по оценочному листу.
Оценивание практического занятия
Урок оценивается по оценочному листу:
Ф.И._____________
Этапы работы
Изучение нового материала
Тренировочные упражнения
Беседа
Работа в группе
Распределение
Междометий по группам
Работа с предложениями по критериям
Самост.
Работа
(тест)
Последующее чтение
VI. Домашнее задание
Тема 83-86
Упр. № 640 (творческая работа на употребление всех временных форм глагола)
Анализ занятия
Все стратегии, методы, формы и средства, примененные в уроке, были рассчитаны на качественное усвоение и понимание учащимися материала урока. Данный урок помог учащимся: понять ключевые понятия темы:междометие –особая часть речи, которая выражает чувства и побуждение к действию, группы междометий – эмоциональные, волеизъявительные, этикетные,
производные и непроизводные междометия. Таким образом, цель, поставленная учащимися в начале урока, достигнута.
В начале урока учащиеся пытались сформулировать задачи, но в очередной раз это происходило с помощью учителя. Причина- неумение учащихся говорить, правильно выражать свою мысль. Необходимо сделать упор на развитие речи. К сожалению, на такие уроки программой выделено мало часов.
На занятии были применены различные виды работы: групповая, парная и индивидуальная. В группах детям работать комфортно, они четко понимают смысл групповой работы, умеют отслеживать деятельность каждого ученика во время процесса. Работа в группах повышает активность и комфортность на уроке для учащихся. Ребята не переходят на отвлеченное от темы и задание общение.
В парах работать учащимся не всегда комфортно, есть антипатии по личному и половому признаку, это наблюдалось и на данном уроке, но работу в парах оправдываю необходимостью выработки коммуникативных способностей с любой аудиторией. Не полностью справились с заданием две пары, у остальных учеников задание не вызвало особых затруднений.
Учащиеся продолжают испытывать трудности в составлении критериев по заданиям, критерии были составлены при подсказках учителя. Само и взаимооценивание ни у кого вопросов не вызывает, но наблюдается невнимательная проверка, которая становится причиной необъективной оценки ученика.
Индивидуальная самостоятельная работа с тестом показала, что дети материал урока усвоили, так как практически все выполнили задание верно.
Вывод: подбор форм и методов оправдал себя.
В ходе рефлексии урока ребята дали положительную оценку занятию и с эмоциональной, и со знаньевой позиции: ученики выбрали улыбающихся смайликов. Оценочный лист очень удобен для самого преподавателя, но дети не совсем любят им пользоваться, так как там отражаются сразу и отрицательные результаты урока.
Задания подобраны верно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Но ученики забывали по ходу работы на уроке заполнять таблицу ЗХУ, отмечаю недоработку учителя, необходимо делать регулярные напоминания.
В уроке прослеживались следующие модули: критическое мышление, критериальное оценивание, обучение одаренных, ИКТ, возрастные особенности и обучение тому, как учиться.
Учитываю все недочеты для дальнейшего планирования уроков
Изменения к занятиям
Рекомендации:
Продолжить работу по изучению и применению на уроке стратегий по технологии критического мышления.
Совершенствовать работу в парах.
Продумать приемы для качественного само и взаимооценивания.
Дать больше возможности одаренным и талантливым детям проявлять себя на различных этапах урока , подробнее продумать их деятельность и целесообразность привлечения к активной деятельности на уроке.
15