Урок русского языка по теме Междометие
Формирование критического мышления на уроках
гуманитарного цикла
Резаева Евгения Валерьевна,
учитель русского языка МАОУ СОШ № 58 г.Томска
Отличительный признак открытого общества – это свобода поиска собственного понимания мира и своего места в нём. Для того чтобы быть успешным и востребованным в современном социальном пространстве, человеку должна быть присуща коммуникативность, открытость новым идеям, способность мыслить гибко, творчески, самостоятельно, уметь ориентироваться в различных источниках информации и презентовать результаты своей деятельности.
К сожалению, практика показывает, что школа, ориентированная на традиционное обучение, не подготавливает выпускника к адаптации в социуме и не создает условия для его успешности. Поэтому в настоящее время в российском образовании предпринимаются попытки по-новому организовать учебный процесс и переосмыслить в нём не только роль учителя и ученика, но и уровни их взаимодействия.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» соответствует современным требованиям и открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она формирует новый стиль мышления, развивает личность, стимулирует самостоятельную поисковую творческую деятельность, запускает механизмы самообразования и самоорганизации. Данная технология универсальна, так как рассчитана на преподавателей, работающих в любых предметных областях с любыми возрастными группами.
Ниже представлен опыт формирования критического мышления на уроке русского языка в 7 классе.
Тема урока: «Междометие как часть речи»
Цель урока:
1. Дать понятие о междометии как части речи, выявить ее особенности.
2. Продолжить формирование следующих компетенций:
Учебно-познавательных (выдвигать гипотезы, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, формулировать выводы);
Информационных (владеть навыками работы с учебным текстом, самостоятельно анализировать и систематизировать);
Коммуникативных (умение работать в паре, уметь слышать и слушать, терпимо относиться к чужому мнению).
Приемы: кластер, линии сравнения, синквейн.
Ход урока
Тема урока не заявлена.
Стадия «Вызов»
1. На доске записаны слова: радость, в течение, потому что, очаровать, свой, лишь только, однако, удивляющий, из-за, звездный, пусть, фантазируя.
На какие группы можно разделить эти слова? Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
2. Составьте КЛАСТЕР «Части речи» (работа в парах).
Презентация КЛАСТЕРОВ.
Проанализируйте, полностью ли представлен в вашем кластере список самостоятельных и служебных частей речи. Если необходимо, внесите исправления и дополнения.
Какая часть речи не представлена в кластере? МЕЖДОМЕТИЕ!
3.Определите место междометия в системе частей речи. Выработайте систему доказательств (работа в парах).
4. Проблемная ситуация.
Возникновение 2-х точек зрения: 1) междометие – служебная часть речи;
2) междометие занимает обособленное положение в системе частей речи.
Стадия «Осмысление»
1. Проектирование: сформулируйте тему урока, определите его цель, постройте схему урока по аналогии с ранее изученными частями речи.
2. ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ: - параграф 30, стр. 178-179 (Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.), заполнение таблицы:
Линии сравнения
Служебные части речи
Междометие
Обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Вывод о месте междометия в системе частей речи.
Внесите, если необходимо, изменение в КЛАСТЕР.
Стадия «Рефлексия»
1. Вернемся к цели сегодняшнего урока. Проанализируйте, удалось ли Вам достичь поставленной цели. Поделитесь своими впечатлениями.
2. Творчески переосмыслим новую информацию. Составьте СИНКВЕЙН.
3. Оцените свою работу на уроке:
ЗЕЛЕНАЯ карточка – всё понял, поработал хорошо;
ЖЁЛТАЯ карточка – в определенной степени тему понял, но не смог выполнить все задания;
КРАСНАЯ карточка – тему не понял, работал плохо.
Домашнее задание: составить 8 утверждений по теме урока по принципу «верно – неверно».
Методические комментарии
Данный урок разработан в рамках технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», в основе которой лежит коммуникативно-деятельностный принцип обучения.
Урок состоит из 3 этапов:
Стадия вызова – постановка проблемы, «создание мотива к обучению».
Стадия осмысления – осмысление учебной информации, поиск решения проблемы.
Стадия рефлексии – самоанализ обучающихся, систематизация новой информации, обмен идеями, впечатлениями.
Приемы технологии РКМЧП, используемые на уроке:
«Кластер» - прием графической систематизации учебного материала через выделение в тексте больших и малых смысловых блоков и систематизации текста. Прием используется при изучении нового материала или при его повторении.
«Линии сравнения» - составление таблицы для сравнения трех и более аспектов изучения. Помогает увидеть отличительные особенности объектов, выделить ключевые слова, систематизировать информацию. Прием используется на стадии вызова или на стадии осмысления.
«Синквейн» - белое стихотворение, состоящее из 5 строк:
1строка – заявляется тема или предмет (1 существительное);
2 строка – описание темы, предмета (2 прилагательных);
3 строка – показывает действие (3 глагола);
4 строка – фраза из 4 значимых слов, выражающая отношение автора к новой информации;
5 строка – синоним, обобщение, ассоциация, связанные с данным понятием (1 существительное).
Прием применяется для «присвоения» новой информации.
4. «Верно – неверно» - обучающимся предлагается выделить верные или неверные утверждения по теме, обосновывая свой ответ. Прием может использоваться на разных стадиях урока.