Конспект урока по русскому языку Междометие
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ СОШ № 22 города Воткинска Удмуртской Республики
Безносовой Ириной Юрьевной
ТЕМА «МЕЖДОМЕТИЕ» (с использованием элементов технологии встречных усилий)
Урок № 1
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометия!
А. Тетевкин
1 этап «Погружение»
«Согласен – не согласен». Повторение правописания не с разными частями речи.
Работают у доски несколько человек. Ведется диалог, работа с тезисами, которые можно принять или не принять.
- Я утверждаю, что частица НЕ пишется раздельно со словами.
- Согласен, это так. Например, не пришёл; не правда, а ложь.
- Я утверждаю, что НЕ - является частью слова и пишется слитно.
- Согласен, доказываю: неприятель.
-Утверждаю, что в существительном «неуч» НЕ - является приставкой.
- Не согласен. НЕ в этом слове является частью корня.
- Утверждаю, что местоимение не с кем пишется в три слова.
- Согласен. Приставка НЕ – в косвенных падежах отрицательных местоимений с предлогами пишется раздельно.
2 этап «Лови ошибку»
Исправьте умышленно допущенные ошибки в словарной работе.
Невежда; несчастье, а горе; не легкий день; недалеко, а блиско; не был; немог; не образованный человек; не широкая, а рыбная река; не законченное письмо; неразбросанные, а аккуратно сложенные вещи; поле невспаханно; пока не известная учёным.
3 этап «Постановка учебной цели».
Прочитайте вслух шутливый текст. В чем его необычность? Какую информацию несут выделенные слова?
Жизнь
(мини-роман)
Ах! Ох? Э - эх
-Обратите внимание на эпиграф.
- О какой части речи в нём идёт речь?
- Оказывается, без этой части речи на свете жить очень скучно. Междометие – это для нас знакомый незнакомец. Мы очень часто используем их в речи. Попытаемся узнать о нём больше?
Этимологическая справка.
Слово «междометие» употребляется в русском языке с 18 века, оно латинское, переводится как «брошенное (вставленное между полнозначными словами)».
-Какой может быть реакция на следующее сообщение: «Саша приехал»?
-Радость, испуг, досада
Ах, как трудно жить на свете,Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь спросят как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех.
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
Если б кто-нибудь – помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух.
Ух!
Ах!
Эх!
Ох!
Ух не вызвали!
-Назовите слова, которые указывают на чувство страха.
-Вот эти слова и называются междометиями.
4 этап. Чтение теории и запись основных положений параграфов 70 -71. Составление опорного конспекта.
Определение междометия;
морфологические признаки, роль в предложении;
междометия выделяются запятой или восклицательным знаком;
если междометие образовано путём повторения основ, то пишется через дефис.
5 этап. Самостоятельная работа (контроль усвоения знаний)
Найдите междометия, определите, какие чувства они выражают, укажите их синтаксическую роль.
1.Ах, я чем виноват? (испуг)
2.Ах, как я люблю весенние зори! (восхищение)
3. Ах, как это неприятно!(огорчение)
4. Ах, уместна ли эта беспечность? (упрёк)
6 этап. Проверка, корректировка знаний.
Упражнение 415.
7 этап. Домашнее задание: теория, упражнение или сочинение-миниатюра c использованием междометий «Утро в городе (лесу, поле). Напишите, как всё просыпается вокруг.
УРОК № 2
Производные и непроизводные междометия. Звукоподражательные слова. Слова этикета.
1. Работа в парах. Составление вопросов по теме «Междометие».
2. Индивидуальная работа для 2 учащихся.
1 ученик составляет и записывает 2 предложения с одним междометием, выражающим разные чувства. Например:
Ах! Какая прелесть! (чувство восхищения)
Ах! Как ты меня напугал! (чувство страха)
2 ученик составляет и записывает 2 предложения, в которых междометия выступают в роли знаменательных частей речи.
Например:
Рядом раздалось негромкое ах. Далече грянуло «ура».
3. Оба работавших у доски ученика отвечают на вопросы по теме, которые задают ребята с места.
4. «Погружение»
4 человека с вопросами, составленными в парах, приглашаются к доске.1-ый задаёт вопрос 2-ому, 2-ой отвечает и только в этом случае получает право задать вопрос другому.
Так один за другим ребята вспоминают то, что изучили на прошлом уроке.
5. Постановка учебной цели
Направо был утес, налево пропасть. Я нашила пропасть новых нарядов. – Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак, кто слушает людских всех врак.
Чем является выделенное слово в каждом предложении?
- Что такое производные предлоги? А производные междометия?
Составление таблицы
«Производные междометия»
От глаголов
От существительных
От наречий
От прилагательных
Слушайте!
Извините!
Здравствуйте!
Батюшки!
Пропасть!
Полно!
Тише!
Милые!
Родимые!
Фразеологические сочетания: Вот тебе и раз
6. Самостоятельно делают вывод по теме «Междометие»
Междометие не является членом предложения;
употребляются в устной речи;
значение может быть понятно только с помощью интонации, жестов и мимики;
междометия, образованные от самостоятельных частей речи, называются производными.
-Ребята, а какими словами изображается звук выстрела, падающих капель, пыхтящего паровоза?
- А как вы думаете, к какой части речи они относятся?
- Это, ребята, не междометия, разве они выражают какие-либо чувства?
Запись в тетради-справочники: « Кап-кап, пиф-паф и др. – это звукоподражательные слова. Они отличаются от междометий тем, что не выражают никаких чувств».
Практическая работа
1.(устно) Назовите птиц, название которых образовано от звукоподражательных слов (кукушка, кряква).
2. Составьте и запишите предложения со звукоподражательными словами, выступающими в роли подлежащего (громкое ку-ка-ре-ку, тихое мяу-мяу, далёкое ау).
- Ребята, с помощью каких слов подзывают цыплят, утят, кошек?
- А эти слова будут звукоподражательными? Почему?
Запись в тетради-справочники: «Междометия, с помощью которых животных побуждают к действиям, называются побудительными. Например, брысь, кыш, караул, тсс, ш-ш-ш – эти все междометия выражают побуждение к действию».
-Кто, на ваш взгляд, может быть назван воспитанным человеком?
-Назовите «волшебные слова» - слова этикета.
Теория: «Это междометия, они утратили морфологические признаки знаменательных частей речи и употребляются в качестве экспрессивных средств выражения восторга, удивления или возражения».
Составьте диалог в парах, включив в него звукоподражательные слова(1 ряд), производные междометия(2 ряд), слова этикета(3 ряд)
Контроль усвоения знаний
Выразительно прочитайте каждое предложение, сопровождая чтение соответствующей мимикой и, где уместно, подходящими жестами. Проследите за тем, как взаимосвязаны в речи жесты, мимика и специальные слова, с помощью которых передаётся эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающему. Выпишите междометия и установите, к какой группе относится каждое из них.
1) Ах, многое может рассказать и вспомнить охотничье сердце! 2) Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? 3) Ах, как мила моя книжка! 4)Ба! Друг старый, мы давно знакомы!
5) Ей-богу, много на свете хороших людей! 6) Ай, ай! Как изба настудилась! 7) «Тссгоспода, - говорит Кошкин, прикладывая указательный палец к губам - не будите его!» 8) Цветы мне говорят – прощай, головками клонясь ниже. 9) «Господи!» - удивлялась старуха, всплескивая руками 10) «Батюшки, туча-то какая находит!» - закричали хозяйки и бросились спасать развешанное бельё. 11) Чу, шум Не царь ли?
Домашнее задание: составить по 10 вопросов по теме «Междометие» и выполнение творческой работы по трём уровням:
1) упражнение 421; 2) «От цитаты к тексту» - «Интересно жить на свете, если знаешь междометия»;3) написание стихов, синквейнов, эссе о междометии.
УРОК 3
1 этап. Блиц – опрос. «Верные – неверные утверждения»
Междометие – это самостоятельная часть речи (нет).
Они склоняются по падежам (нет).
Междометия бывают производными и непроизводными (да).
Производные междометия образованы от самостоятельных частей речи (да).
Междометия чаще всего используются в письменной речи (нет).
Междометие может быть членом предложения (да).
Междометие может выражать испуг, восторг, радость, называть действие как предмет (нет).
Междометие и звукоподражательные слова - это одно и то же (нет).
Звукоподражательные слова не выражают чувств (да).
Междометие всегда заключаются в скобки (нет).
Этап «Сотворчество».(задание раздается на 1 уроке изучения темы)
1 вариант: проводится научный совет, где председательствуют самостоятельные части речи.(1 группа учащихся)
В прениях выступают служебные части речи(2 группа учащихся).
Вопрос: «К какой группе причислить междометия?»
Основной докладчик – Междометие. Они доказывают своё право находиться в группе служебных частей речи.
2 вариант. Тема научного совета: «Место и роль междометий в истории языка и в современном русском языке».
Темы исследований:
Жизнеописание Междометия.
«Без чего в речи не обойдёшься».
Песенка Междометий.
Семейный герб Междометий.
Из истории «волшебных» слов.
«В чужой роли».
« В мире звуков».
Работы оцениваются, выдаются участникам грамоты, подводится итог.
Использованная литература:
1. Коротаева Е.В.. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.
2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с. – (Библиотека журнала «Директор школы»; Вып. 2, 2003 г.).
3. Коротаева Е.В.Педагогические взаимодействия и технологии. – М., Академия, 2007 г.
4. Этимологический словарь (любое издание)
5. Русский язык.7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
6.Т.Ю.Егораева. Подсказки на каждый день. 7 класс.