Экскурсия в русской избе

«Посиделки в русской горнице»
(Экскурсия в русской избе)
Цели:

1.Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

2.Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
Оборудование: презентация, ПК, съемное оформление (сито, утюг, веретено и т.д).
Хозяин и хозяйка в русских национальных костюмах.
Ход экскурсии: (слайд 1)

Ведущая: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Здравствуйте люди добрые!
Приглашаю вас в избу,
просим милости в гости нам!
Хозяин: (слайд 2) В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.
Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.
Ученик: Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом.
Крыши крыли тесом, иногда дранками – длинными пластинами, снятыми с соснового бревна. Окна и двери прорубали в уже готовом срубе. Первые окошки появились лишь в 10 веке. Они задвигались дощечками “волоками” (слайд 3).
Хозяйка: Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. Горница чистая половина крестьянской избы.
Хозяин: Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется.
Ученик: В избе ставили печь (слайд 4). Она играла главную роль в пространстве избы. Служила русская печка в первую очередь для обогрева помещений и приготовления пищи. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.
Ведущая: Давайте с вами вспомним русские[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сказки, где главный герой «русская печь». (Ответы: сказки «По щучьему веленью», «Гуси–лебеди», былина про Илью Муромца).
Ученик: В старину на Руси существовал обычай, что при сватовстве пришедшие сваты, зайдя в избу сначала крестились перед образами, а после этого клали руки на печь, чем показывали чистоту и порядочность своих намерений и «приобщались» таким образом, к семье хозяев, считались близкими людьми
А уж если кому доводилось получить приглашение поспать на печи, то после этого он в данной семье навсегда почитался родственником. Кроме того, еще по печи гадали и ворожили, предсказывали погоду, сваты за невестой ходили с кочергой и помелом, что неудивительно, ведь невеста впоследствии должна была стать «хранительницей очага» и необходимо было, чтоб эти предметы «печного обихода» приняли её как свою.
Но при всем при этом русская печь всегда выступала и как своеобразный элемент интерьера, а в частности была своего рода мебелью (слайд 5). Что само по себе неудивительно, ведь, как правило, в русской печи всегда имелись многочисленные полочки и ниши, которые служили как для увеличения площади поверхности печи, а, следовательно, повышенной теплоотдачи, что позволяло быстрее прогреть помещение, так и для хранения всевозможной посуды и домашней утвари. А наличие в конструкции заслонок для дыма позволяло в полной мере насладиться теплом и уютом русской печи без риска «угореть».
Ученик: Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе (слайд 6). Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога не до порога».
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке (слайд 7). Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами (рушниками).
Ученик: Неподвижные лавки обыкновенно устраивали вдоль стен всего помещения. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками-ножками (слайд 8).
Переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было утверждено сиденье, называлась скамьей. Длина скамьи несколько больше длины стола. Скамьи в горницах обычно покрывали специальной тканью  полавочником.
(Из-за печи выходит Домовой) Домовой: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.
А сейчас для вас, ребятки, Загадаю я загадки. Знаю, знаю наперед - Вы смекалистый народ. (Дети отгадывают загадки и находят эти предметы в горнице) Загадки.
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето). Рогат,
да не бык,
хватает,
да не сыт,
людям отдаёт,
а сам на отдых идет (ухват).
Ухват устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.
Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате). Чёрный конь
прыгает в огонь (кочерга). Четыре ноги,
два уха,
один нос,
да брюхо (самовар). Хозяин: Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Домовой:
Пляшу по горнице, С работою моей, Чем больше верчусь, Тем больше толстею (веретено)
Хозяйка: Будний день начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным. Мать прятала первую нить. А когда девушка выходила замуж мать опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом. Веретено – это элемент прялки – “вертящаяся палочка”.
Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.
Домовой:
То назад, то вперед, Ходит-бродит пароход. Остановишь горе: Продырявит море (утюг)
Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.
Хозяин: Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Хозяйка: Мы вас к чаю приглашаем. Ведущий: Не красна изба углами, а красна пирогами. Хозяин: Все, что есть в печи - все на стол мечи! Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою. Вот чай, чай, чай...Гость хозяюшку встречай!
Вместе: Это вам, угощайтесь,
Ешьте, не стесняйтесь.
Хозяйка: Ах, какие пироги
Что за угощенье.
И румяны, и мягки,
Всем на удивление. Ученики пьют чай с пирогами.







































Заголовок 315