Декоративное убранство в русской избе традиционного жилища
Декоративное убранство в русской избе
традиционного жилища
Изучение традиций использования декоративных тканей представляется достаточно важной областью при проведении исследований для грамотной реконструкции интерьеров, являющихся неотъемлемой частью реконструкции архитектурного объекта. Наиболее полное изучение элементов текстильного наполнения жилого пространства является необходимым при современной ретроспекции и историческом анализе интерьеров. Важно знать не только все составляющие текстильного ансамбля, но и типы композиционных решений, колорит, используемые материалы и технологии их изготовления. Практически все исследователи при изучении русского интерьера и декоративных тканей, выделяют допетровскую эпоху из последующего ряда исследований интерьеров. Действительно до периода петровского правления, когда решительно изменились не только архитектура, и соответственно внутреннее пространство, но и сам взгляд на суть интерьера, как парадного, так и жилого, структура организации внутренних покоев великокняжеских хором и царских палат априорно была связана с организацией народного жилища. Однако внутреннее убранство различалось радикально. Декоративные ткани, которые изначально занимали значительное место в художественном облике и великокняжеских хором, и царских покоев, и дворцовых интерьеров и усадебных домов, в народном жилище в повседневном пользовании появились ко второй половине XIX века. Создание роскошных и уникальных интерьеров царских палат решались за счет применения огромного количества декоративного текстиля. Дорогие декоративные ткани поступали в качестве официальных подарков, как из восточных, так и европейских стран, или закупались для украшения царских и боярских покоев. «Наибольшее количество художественного текстиля в XVI –XVII вв. привозилось на Русь из Италии, в XVIII веке – из Франции». (Итальянские и французские ткани на Руси в XVI – XVIII столетиях, стр. 3) До XVII века в России не было собственного производства шелковых тканей.
Почти все привезенные ткани в XVI –XVII вв. декорировались русскими мастерами для усиления художественных качеств текстильной поверхности: вышивались золочеными или серебряными нитями – прядеными или волоченными, жемчугом, нашивались драгоценные камни, металлические накладки, бусины, золотоплетеные кружева, пуговицы. Ткани с текстильным орнаментом достаточно плоскостные с отсутствием объема, получались рельефные, крупнофактурные, хорошо держащие объем.
Привозные ткани парчовые, шелковые и бархатные ввиду их высокой стоимости, были доступны лишь царской семье и боярам, поэтому в старой Руси наибольшее распространение получили крашенина и набойка, которые широко использовались и в жилых интерьерах царских и боярских покоев.
В крестьянском быту ткани, как способ декорирования интерьера до второй половины XIX века практически не использовались. Лишь в XVII веке в интерьере русской избы появились деревянные полы, а, следовательно, и минимальное мебельное наполнение, но даже в этом случае вместо постельного белья использовали солому и выделанные шкуры животных. Но для украшения избы по праздникам или для ритуальных обрядов декоративные ткани применялись, имея при этом сугубо смысловую нагрузку. В ежедневном же украшении находился лишь красный угол с божницей, где использовались «набожник» и «накутник». «Набожник» служил для закрывания божницы и представлял собой занавеску, сшитую из двух полотнищ тонкого белого домотканого холста, впоследствии фабричной ткани, украшенную по концам полотна вышивкой, ткаными узорами, лентами и кружевом ручной работы. «Накутник» прикреплялся в угол под образами и представлял собой прямоугольное полотнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого холста или ситца. По нижнему краю «накутник» декорировали вышивкой, ткаными узорами, кружевом. «Набожник» и «накутник» служили для украшения красного угла и в царских хоромах.
В качестве покрывных тканей широко использовали ковры, как тканые, так и шитые. Ковры делали и из узорчатой «полстины». Полсть представляла собой толстое и плотное полотнище, которое могло быть как тканым, так и плетеным, и валяным, и даже из выделанного звериного меха. Но чаще всего полсть представляла собой «толстое, сильно вяленое» полотно.
Коврами покрывали столы, лавки, кресла - «…на столе ковер серебрян по червчатой земле; полавошники золотые с разводами; на конниках ковры золотые, на дву окнах ковры чистые золотые, по белому, да по червчатому атласу; на третьем окне ковер кизылбашской золотной».
Ковры ввозились из Персии и стран Дальнего Востока. В виду того, что они были достаточно дороги, прежде всего, ковры вешали на стены или клали на стол, и только в очень богатых домах и гораздо позже они появились на полу.
Коврами, восточными тканями и высокими подушками украшались разного рода скамьи, ложа и конечно троны.
Мебель - скамьи, лавки, кресла, сиденья и спинки в то время могла изначально обиваться сукном преимущественно красным или зеленым, отделанным шелковым галуном с серебром и золотом, под которое обычно подбивался грубый холст или войлок. Старинная русская мебель обивалась не только ярко окрашенными суконными тканями, но и сафьяном, тиснеными кожами, а скамьи и лавки покрывались еще тюфяками («тюшаками»). Чаще всего в обивке употреблялись сукна разных цветов, так называемые «полавочники», у которых голубая, зеленая, желтая и других цветов кайма спускалась с краев лавки, а середина – другого цвета, контрастного по отношению к цвету каймы, покрывала плоскость скамьи. Полавочник – тканая накидка на лавки. Изготавливалась на горизонтальном ткацком стане из грубых льняных или цветных шерстяных нитей на льняной или конопляной основе. Для полавочников использовалась обычно узорная ткань (полосатая или с геометрическим орнаментом). В XVI – XVII веках в богатых княжеских и боярских хоромах полавочники составляли необходимый элемент убранства горницы, теплой избы, сеней. В XIX веке обычай покрывать лавки тканью не был широко распространен.
Еще одной распространенной формой текстильных изделий были так называемые насундучники и являлись необходимым элементом «матерчатого» убранства дома с давних времен. В XVI – XVIII веках они, наряду с расшитыми накидками на лавках, подоконниках, ткаными обоями, являлись привычной деталью царских палат и богатых боярских хором. Насундучник – изготовлялся из шерстяной, полушерстяной или холщевой ткани из одного или двух полотнищ однотонной ткани, преимущественно всех оттенков красного или коричневого цвета, или из ткани с узором. Орнамент применялся обычно геометрический: широкие полосы красного, желтого, синего, зеленого цвета, чередующиеся с бордюром из красных же ромбов, с добавлением синего, желтого, зеленого. Узор насундучника зависел от местных традиций в ткачестве.
Деревянные пристенные лавки в интерьере русской избы появились, а, следовательно, и накрывать их чем-либо могли только в XVII веке, когда появились деревянные полы. До этого вместо лавок были земляные завалинки, которые сверху покрывались соломой.
Ковры широко применялись не только для покрытия столов, лавок, сундуков и другой мебели, но и для драпирования оконных и дверных проемов.
Ковры также использовались для разделения внутреннего пространства, в качестве завесов. Завесы или запаны, «тафтяные или камчатные», отделяющие часть пространства от остальных покоев изначально появились лишь в интерьерах великокняжеских и царских покоев. Завесы протягивались через всю комнату, образуя таким образом «мягкие» стены. Чаще всего завесы применялись в проходных помещениях или отделяли определенную приватную зону, например, крестовую. В основном завесы изготавливались из сукна, которое дублировалось войлоком, сермяжным сукном или холстом. Существовали также дверные завесы, так называемые дверницы, которые выполнялись из вяленой или толстой стеганой полсти.
Для украшения стен избы по праздничным дням и в дни совершения обрядовых действий применяли так называемый накрючник или настенник - специальное полотенце, которое изготавливалось из белого тонкого льняного холста с украшением на обоих концах. Для праздничного убранства избы обычно использовалось несколько накрючников. Когда их вывешивали на крюк на стене возле окон, появлялась полная имитация занавесок. В каменных хоромах имели место быть «наокошечники» - шитые из бархата или атласа волоченной нитью и шелком полотнища, которые постилались на окнах. Наокошечники также как и полавочники подбивались крашениной.
В крестьянском быту ковры как активный способ декорирования интерьера избы стали появляться во второй половине XIX века под влиянием городского образа жизни. Ковры в основном делали шерстяные по конопляной, реже льняной основе, в технике безворсового ткачества. Традиционными узорами типичными для русского ткачества в середине XIX века служили геометрические мотивы. В конце XIX века подражая коврам фабричного производства русские мастера стали воспроизводить на коврах узоры растительного характера. По преимуществу это были двусторонние черные ковры с очень ярким и крупным цветочным узором. Цветы на таких коврах изображались достаточно схематично и обобщенно. В деревенском доме с его достаточно статичным убранством ковер использовался в качестве покрывной ткани на сундуки, лавки, кровати и полати, коврами также украшались стены крестьянского дома. «В некоторых деревнях России слово ковер использовалось и для названия покрывал, сделанных в другой технике и из других материалов. Так коврами часто называли полотнища, сшитые из мелких разноцветных лоскутков в виде ромбов, кружков, квадратов, прямоугольников. Русские крестьянки называли коврами полотнища ситцевой ткани на толстой подкладке, которые они вешали на стены или укладывали на сундуки. В Сибири коврами иногда считали медвежьи и оленьи шкуры, положенные на пол, сундук или лавку».
В крестьянском быту постельное убранство состояло из многочисленных одеял. Одеяла были летние из домотканины, зимние из меха обычно из овчины, иногда один из концов такого одеяла образовывал мешок для ног, такое одеяло называлось одевальница, оно могло быть как из меха, так и из шерсти. Более поздние одеяла стали делать стегаными на вате, сукне, меху, и чехлы для них выполняли в лоскутной технике. Постель украшали шитыми или кружевными подзорами, летом использовали полог из разреженной домотканины. Поверх подушек надевали наволочки, нередко украшенные по одной из сторон вышивкой, кружевом, покупными лентами.
Совершенно типичное явление для русского быта украшать интерьер текстилем по народным и обрядовым праздникам, широко применялась не только в интерьерах крестьянских домов. Для усиления эмоционального восприятия интерьера по значительным праздникам и событиям дополнительное текстильное декорирование происходило и в интерьерах великокняжеских палат. Повседневные ткани меняли на более представительные, поверх сукна стены одевали шелковыми и бархатными тканями, аксамитами, шитыми золотом атласами. Полы, столы и лавки застилали персидскими или индийскими коврами.
Текстильное декорирование является важнейшей отделкой интерьеров. И обращение к истокам применения декоративных тканей в интерьере является вполне закономерным направлением, не только помогающим в исторической реконструкции русского жилища, но и формированию определенного стилевого, колористического и образного строя интерьера