Итоговая аттестационная работа Воспитание читательского интереса младших школьников
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc454308504 \h 3Глава 1. Теоретические основы воспитания читательского интереса у младших школьников. PAGEREF _Toc454308505 \h 61.1 Понятие читательского интереса и особенности его формирования у младших школьников. PAGEREF _Toc454308506 \h 61.2 Роль художественной литературы в воспитании читательского интереса младших школьников. PAGEREF _Toc454308507 \h 171.3 Методы и приемы воспитания читательского интереса детей младшего школьного возраста. PAGEREF _Toc454308508 \h 22Глава 2. Практическая работа по воспитанию читательского интереса младших школьников. PAGEREF _Toc454308509 \h 312.1 Организация практической работы по воспитанию читательского интереса младших школьников. PAGEREF _Toc454308510 \h 312.2 Описание практической работы по воспитанию читательского интереса у учащихся. PAGEREF _Toc454308511 \h 352.3 Результаты практической работы по воспитанию читательского интереса младших школьников. PAGEREF _Toc454308512 \h 47Заключение. PAGEREF _Toc454308513 \h 52Список литературы. PAGEREF _Toc454308514 \h 55Приложение 1 PAGEREF _Toc454308515 \h 57Приложение 2 PAGEREF _Toc454308516 \h 60Приложение 3 PAGEREF _Toc454308517 \h 61
Введение.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Как пробудить интерес к чтению, как его развивать – вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач школы.
К сожалению, в последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.
Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматией, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
В наше время, все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но гораздо труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако несмотря на это во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем, информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д.
На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик - впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. Успешная реализация Национальной программы по чтению предполагает дружные совместные усилия всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения. Именно поэтому формирование у ребенка читательского интереса становится важнейшей задачей. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объектом исследования является процесс воспитания читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования - условия организации урочной и внеурочной деятельности, способствующие успешному развитию читательских интересов у младших школьников.
Цель данного исследования - разработать условия организации урочной и внеурочной деятельности, положительно влияющие на развитие читательских интересов младших школьников и проверить их эффективность.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить уровень развития читательского интереса учащихся класса на начальном и контрольном этапах исследования.
3. Апробировать формы работы, способствующие воспитанию читательского интереса младших школьников.
4. Сделать выводы об эффективности проведенной практической работы по воспитанию читательского интереса учащихся.
Для решения выдвинутых задач будут использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования и эмпирические: анкетирование, эксперимент, наблюдение.
Глава 1. Теоретические основы воспитания читательского интереса у младших школьников.1.1 Понятие читательского интереса и особенности его формирования у младших школьников.Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает «иметь значение».
Проблема интереса была впервые затронута в работах Яна Амуса Коменского (1592-1670) в 17 веке. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, «воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность». В своей знаменитой книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». Я. А. Коменский связывал решение этой проблемы с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемерной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей (ибо «любовь и удивление суть самые мощные средства для того, чтобы вызвать стремление к подражанию»). Великий педагог создал такие учебники для детей, в основе которых, по существу, лежало полное соблюдение принципа интереса в обучении.
В знаменитом романе «Эмиль, или О воспитании» Жан - Жак Руссо писал о непосредственном интересе как о единственном двигателе, который ведет обучающего далеко и верно. Обращаясь к педагогам с призывом «не угашать воображение ребенка», он советовал глубже изучать детские интересы, быть внимательным к душевному миру детей.
Роль интереса, его значение в успешном обучении признавали и выдающиеся отечественные педагоги. Так, К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет...». Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.
Существует два понятия детского чтения. В широком смысле чтение детьми и подростками произведений художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики; в более узком, специальном значении - педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности.
Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус. Крупнейшие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева, З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, и др. в своих работах глубоко и основательно рассматривают такие существенные стороны данной проблемы, как назначение чтения, литературы в деле воспитания подрастающего поколения, вопросы психологической природы детского чтения, пути воспитания читателя. Однако результаты данных исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависят от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению; этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка.
Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. В свою очередь, навык чтения не сформируется без познавательного интереса к выработке этого навыка. Эти два явления так прочно взаимосвязаны, что их трудно разграничить. В силу этого возникла необходимость изучить эти явления во взаимообусловленном единстве и создать систему обучения, которая обеспечит возникновение и развитие интереса к чтению в процессе формирования навыка чтения.
В специальной литературе термину "процесс чтения" дается разное истолкование, но мне хочется остановиться на таком определении: чтение - это, в конечном итоге, понимание прочитанного. Следует отметить, что некоторые исследователи стараются дать более глубокое, всестороннее определение процесса чтения. Они признают ведущее значение осмысленного чтения, при котором слова и фразы становятся выразителями содержания и обретают способность возбуждать у читателя поток представлений, образов, картин, мыслей, чувств, стремление. Чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Задача первоначального обучения чтению заключается в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.
Принимая во внимание то положение, что овладение техникой чтения сложный и долгий процесс, требующий от ребенка больших усилий, многие ученые пытались облегчить ребенку эту трудность, создавая оригинальные системы. Для эффективного обучения чтению необходимо использовать мощного союзника обучения - интерес.
Заинтересованность текстом – психологическое состояние, сочетающее концентрацию непроизвольного (или после произвольного) внимания с положительным эмоциональным тоном чтения и характеризующееся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив. Его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.
Поставленным вопросам уделяется внимание в исследованиях Б.Г. Ананьева, И.Я. Лернера, Р.Г. Лемберга, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Анализ работ названных исследователей позволил выделить следующие критерии оценки интереса к литературному чтению:
- положительное эмоциональное отношение к читательской деятельности;
- любопытство;
- восприятие личного примера учителя, как читателя;
- устойчивая любознательность;
- осознание личной значимости приобретенных знаний;
- устойчивый познавательный интерес (читательский интерес).
Большинство отечественных и зарубежных ученых утверждает, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания. В 70-80 годах 20 века в нашей стране в рамках библиотечной психологии была проведена под руководством Б.Г.Умнова серия научных исследований, посвященных феномену «читательский интерес». Выводы специалистов тех лет сохранили свое значение и для наших дней, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Основной признак читательского интереса - значимость определенной литературы для субъекта и положительное эмоциональное отношение к ней.
Над проблемой формирования читательского интереса работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.
Читательские интересы возникают в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Читательские интересы – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Другими словами читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе. (Например, ребенок мечтает в будущем стать детективом, из книг выбирает для чтения детективы, так как он переносит сюжет на себя, представляет себя главным героем, ему интересно читать только эти книги) .
В читательских интересах выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному чтению их. (Например, родители ученика имеют дома коллекцию книг, но при этом ребенок читает только сказки).
Читательские интересы диалектически связаны с потребностью в чтении, выражающей объективную зависимость субъекта от печатной продукции. Потребность ближе стоит к необходимости, чем интерес. Но эту связь нельзя понимать упрощенно, однолинейно, в том числе, что конкретная потребность порождает строго соответствующий ей интерес. Одна потребность (например, познавательная) рождает множество интересов, в том числе и читательских.
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Уже в начальной школе, в период обучения грамоте интерес к книге ослабевает. Почему? Безусловно, в значительной степени это объясняется определённым социальным положением в обществе. Но не секрет, что многие дети из вполне обеспеченных семей предпочитают книге телевизор или разнообразные компьютерные игры. Как правило, такие дети не хотят и не любят читать. Удивителен тот факт, что сейчас многие дети приходят в первый класс уже умея читать, но при этом не проявляют интереса к чтению книг. Во многом подобное отношение к книге усугубляется и несовершенством используемых в массовой школе методических систем букварного периода, а точнее, их отставанием от стремительно изменяющихся реалий жизни.
К качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность, содержание.
Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше.
Существенной частью теории читательского интереса, явилось рассмотрение диалектической связи между потребностями человека и его интересами. В потребности видели объективную зависимость субъекта от печатной продукции. При определенных условиях потребность может перерасти в интерес, а интерес – в потребность.
Важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательского интереса может возникнуть известное противоречие. Сосредоточенность духовных сил человека на какой-то одной области знаний лишает его многообразия интересов.
Задача учителя начальных классов – формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. Мотивация чтения детей далеко не всегда продиктована интересом. Она может быть обусловлена заданием, стремлением получить хорошую оценку, угодить родителям, взять книгу для приятеля, широтой (круг чтения) и объёмом (объединяет широту и глубину) читательского интереса.
Избирательность читательского интереса, дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п.
В содержательном аспекте художественных интересов специалисты различают истинные и ложные интересы. Первые соответствуют внутренним потребностям читателей, когда читательский интерес диктуется жизненным интересом. Вторые лишь имитирует интересы: читатель не осознает свой подлинный интерес или, осознавая, не соотносит его с чтением. Он может читать, например, детективы, в то время как подлинные его интересы лежат совсем в другой сфере. Задача состоит в том, чтобы жизненные интересы читателя и содержание его чтения совпадали или были бы максимально приближены друг к другу.
Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолевать трудности, попробовать различные ходы достижения цели.
Таким образом, интерес к чтению и читательский интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях.
Дети, как губка, впитывают все. Вот как вспоминал своего учителя академик Дмитрий Лихачев: «Когда я учился в школе, к нам приходил преподаватель русского языка Леонид Владимирович Георг. «Давайте почитаем «Войну и мир!» - предлагал он. Выбирал лучшие сцены и с таким упоением читал их, что мы все бросались читать Толстого. Он читал по-французски Мопассана и тут же переводил этот текст. И все мы бросались изучать французский! Он не требовал анализа литературы, он просто хотел, чтобы мы восхитились тем или иным выражением, тем или иным пассажем, находкой писателя...».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Интерес к чтению и читательский интерес неотрывно связаны с познавательным интересом, суть которого заключается в целенаправленном стремлении школьников к овладению знаниями.
2) Основной признак читательского интереса – значимость определенной литературы для субъекта и положительное эмоциональное отношение к ней.
3) Основные параметры читательского интереса (направленность, избирательность, глубина, широта, объём)
4) Уровни развития читательских интересов (высокий, средний, низкий) и критерии, соответствующие уровням, по которым можно измерить уровень развития читательских интересов младших школьников (параметры для каждого уровня).
Высокий уровень Мотивация к чтению – высокая, школьник проявляет интерес к новым книгам (сборникам, справочникам, словарям и др.), газетам, журналам, новым литературным произведениям.
Избирательность – особое предпочтение отдаёт литературным источникам (книги, журналы, справочная и учебная литература, информация в Интернете) в соответствии в основном со своими читательскими интересами.
Глубина – уровень начитанности, проявляющийся в знании источников, авторов, жанров в соответствии со своими читательскими интересами.
Широта – интересов и круга чтения, выражающихся в количестве прочитанных произведений, авторов и жанров в соответствии со своими читательскими интересами и те произведения художественные, научно-популярные и публицистические, с которыми ученик знаком по программе литературного чтения и др.
Объем – включает в себя такие параметры, как широта и глубина и проявляется в отношении к прочитанному по выбранной теме.
Средний уровень Избирательность – особое предпочтение отдаёт литературным источникам (книги, журналы, справочная и учебная литература, информация в Интернете) в соответствии в основном со своими читательскими интересами.
Широта – интересов и круга чтения, выражающихся в количестве прочитанных произведений, авторов и жанров в соответствии со своими читательскими интересами и те произведения художественные, научно-популярные и публицистические, с которыми ученик знаком по программе литературного чтения и др.
Объем или глубина – Объем включает в себя такие параметры, как широта и глубина и проявляется в отношении к прочитанному по выбранной теме. Или глубина уровень начитанности, проявляющийся в знании источников, авторов, жанров в соответствии со своими читательскими интересами.
Низкий уровень Избирательность - особое предпочтение отдаёт литературным источникам (книги, журналы, справочная и учебная литература, информация в Интернете) в соответствии в основном со своими читательскими интересами.
Широта - интересов и круга чтения, выражающихся в количестве прочитанных произведений, авторов и жанров в соответствии со своими читательскими интересами и те произведения художественные, научно-популярные и публицистические, с которыми ученик знаком по программе литературного чтения и др.
5) Анализ работ исследователей позволил мне выделить этапы формирования читательского интереса: любопытство или интерес к чтению, любознательность, читательский интерес - избирательный индивидуальный интерес к особой теме чтения, чтение произведений определённого жанра, творчества конкретного автора.
6) Также выявлены следующие критерии оценки читательского интереса:
- положительное эмоциональное отношение к читательской деятельности;
- любопытство;
- восприятие личного примера учителя, как читателя;
- устойчивая любознательность;
- осознание личной значимости приобретенных знаний;
- устойчивый познавательный интерес (читательский интерес).
7) Одним из условий развития читательских интересов у младших школьников является создание такой ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности.
Интерес к чтению является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях интерес к чтению, возможно, формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным. Наличие читательских интересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев.
1.2 Роль художественной литературы в воспитании читательского интереса младших школьников.Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Проведя всего несколько уроков с классом, причем не обязательно уроков литературного чтения, для учителя становятся очевидным, кто из учащихся регулярно читает и любит художественную литературу. Речь таких детей поставлена лучше, они могут развернуто отвечать на вопросы. Более уверенно, по сравнению с не проявляющими интерес к чтению сверстниками, владеют словом. У читающих детей гораздо лучше развиты аналитические способности. Благодаря знакомству с миром художественной литературы они лучше знают и понимают окружающий нас мир, соответственно, способны формулировать более зрелые и интересные суждения и выводы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по-своему воздействию; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Образовательные программы по литературному чтению ставят задачу заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяют тот круг произведений художественной литературы, которые учащимся необходимо прочитать, рассказать, заучить наизусть.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.
Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущением жизни и отношением к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или неприятие его позиции – истинная культура чтения.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Возможно ли это в раннем школьном возрасте? И возможно, и необходимо. Детское «Почему?» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически более значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Работа по привитию ребенку любви к художественной литературе должна осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотеками, чтение в семье, литературные праздники.
Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.
На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. ''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''. И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтение художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.
Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить не пережитое.
Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), то есть приходят в школу уже умея читать, но в последствии не проявляют достаточного интереса к художественной литературе. Каждый учитель знает, что научить ребенка технике чтение легче, чем привить ученику любовь к книге.
В каждом возрастном периоде выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается и усложняется, поэтому начинать работу нужно с первых шагов ознакомления с художественной литературой.
Вспомним слова В.А. Сухомлинского «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». Если младший школьник овладел правильным и быстрым чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания, можно утверждать, что он научился читать. Но научить ребенка быть чутким к красоте слова невозможно без воспитания в нем любви к художественной литературе.
Таким образом, если мы хотим, чтобы шедевры литературы читались не по приказу учителя и не расценивались ребёнком как наказание, а несли бы радость прикосновения к чуду - нужна особая стратегия чтения художественной литературы, которая соответствовала бы виртуальной природе словесных образов и их восприятия. Эта стратегия предполагает:
- готовить ребёнка с самого начала к чтению художественной литературы как к таинству претворения мертвых строк текста в духовную энергию его собственной личности, учить "раскодировать" текст (художественное произведение - это необычное письмо автора читателю);
- пробуждать в ребёнке эмоциональный резонанс на прочитанное, помогать ему в художественном образе искать и находить созвучие собственной душе; обогащать его жизненный опыт; содействовать читательской самооценке и откровению и создавать условия для их реализации;
- стимулировать творчество детей как ответную реакцию на прочитанное; накапливать образцы творческого чтения, делать их достоянием учащихся; учить на этих образцах восприятию художественных образов;
- помогать ребёнку удивляться; движущую силу духовного развития детей средствами литературы искать не в общих рассуждениях о писателе и его творчестве, не в открытых кем-то смыслах произведений, а в самой образной ткани произведения в его конкретности, которая и является возбудителем сотворчества читателя.
- учить языку словесных образов, их многозначности, способности трансформироваться в разные значения;
- помогать ученику обезличенное учебное чтение превращать в субъективно значимое, сообща искать точки соприкосновения "Я " писателя с "Я " читателя;
- учить видеть мир глазами другого;
- поддерживать в читающем ребенке самобытность его суждений о прочитанном;
- исключать стереотип мнений и оценок - показатель отчуждённости от словесных образов.
В сущности, мы учим не читать, наша действительная задача - научить понимать читаемый текст.
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом. Почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся выжать у читателей такие мысли и чувства.
1.3 Методы и приемы воспитания читательского интереса детей младшего школьного возраста.Организация формирования интереса к чтению в начальных классах, прежде всего, имеет гуманно-личностный подход, формирование у школьников мотивов учебной деятельности, познавательной активности и самостоятельности, т.е. превращение ученика из объекта в субъект обучения. Прежде всего, это отразилось на характере отношений и общения между учителем и учащимися, а так же ученика с одноклассниками.
Процесс выработки у детей навыка чтения надо включить в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную, познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач.
Для успешного развития читательских интересов младших школьников решающим является не только методика обучения чтению, но и содержание чтения, данное в учебниках классного и внеклассного чтения. Ведь учебник эта та основная книга, с которой ребенок имеет дело.
В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.
Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.
Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец трепетного и заинтересованного отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.
На уроке чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам. Изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребёнка, его внутреннему "Я". А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри ("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели").
Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает свое, пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".
Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:
— ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,
—когда он откроет личный смысл в читаемом,
— когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.
Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.
Как это сделать? Как привить ученику умение работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?
Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
Специфика литературы заключается в словесной образности, осмысление действительности в художественных произведениях происходит на основе мышления образами, а не понятиями. Поскольку слово — это общедоступный бытовой материал общения, требуются специальные усилия со стороны учителя для формирования чувства удивления перед красотой слова, перед его разнообразием и способностью создавать неповторимые художественные образы.
Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?
Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т. е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.
Виды работ над текстом на уроке чтения:
1. Чтение всего текста.
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
5. Чтение цепочкой по предложению.
6. Чтение цепочкой по абзацу.
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение самого красивого места в тексте.
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
12. Чтение с целью нахождения в тексте трех (четырех, пяти) выводов.
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме.
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.
20.Нахождение в тексте самого длинного слова.
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
23. Чтение с пометками непонятных слов.
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).
В своей педагогической деятельности я пытаюсь найти наиболее эффективные формы работы, которые будут положительно влиять на становление и дальнейшее развитие читательского интереса учеников, опираясь на рекомендации известных методистов и психологов. Разнообразие современных педагогических и информационных технологий позволяет учителю воспитывать читательский интерес младших школьников в увлекательной форме. На познавательный интерес к чтению влияет отбор материала, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитывая важное значение содержания книг, стараюсь, чтобы дети увидели в них собеседников, нужных и мудрых друзей, научились различать их, «разговаривать» с ними, проникать в смысл прочитанного, чтобы лучше осознать себя и понимать окружающий мир. Формирование интереса к чтению во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.
ФГОС второго поколения нацеливает учителя на личностное развитие
школьника, поэтому разнообразие форм, методов ,которые я использую на уроках литературного чтения позволяет мне создать базу для формирования литературного вкуса детей, воспитания нравственных качеств личности, увлечённого читателя. При этом используется дифференцируемый подход и учитываются индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
Практическую работу по воспитанию читательского интереса у младших школьников можно представить в виде четырех необходимых составляющих:
1. Уроки литературного чтения.
2. Внеурочные занятия.
3. Совместная работа с родителями.
4. Сотрудничество с библиотекой.
Уроки литературного чтения должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра – путешествие, сказки и др.
Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.
Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, литературные игры..
Выделяем следующие компоненты внеклассной деятельности:
- внеклассные занятия;
- работа с учреждениями культуры;
- работа с родителями.
Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.
Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.
Таким образом, можно выделить следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников во внейрочной деятельности:
- взаимодействие всех компонентов системы организации этой деятельности;
- разнообразие форм организации внеклассной деятельности.
Считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.
Глава 2. Практическая работа по воспитанию читательского интереса младших школьников.2.1 Организация практической работы по воспитанию читательского интереса младших школьников.Практическая работа осуществлялась с 01.03.2016 по 01.06.2016 на базе МБОУ СОШ №9 г. Пушкино. В исследовании принимали участие 29 учеников 2 «А» класса.
Цель практической работы – повысить читательский интерес у учеников 2 «А» класса МБОУ СОШ №9. В ходе практической работы в классе проводились мероприятия направленные на развитие читательского интереса детей.
Задачи практической работы:
1. Изучить читательские интересы учащихся на начальном этапе.
2. Разработать и апробировать ряд мероприятий, направленных на воспитание читательских интересов у учащихся.
3. Провести повторное анкетирование учащихся на контрольном этапе и провести сравнительный анализ.
Основными методами изучения читательских интересов явились анкетирование и наблюдение.
Необходимость проведения данной практической работы обусловлена крайне низкими показателями читательского интереса, выявленными в ходе анкетирования. По итогам анкетирования на начальном этапе были получены следующие результаты.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1
На Рисунке 1 отображены результаты ответа на вопрос «Любишь ли ты читать?». Только 6 человек в классе утвердительно ответили на данный вопрос, при этом более трети класса признались, что совсем не любят читать. Это позволило определить, что отношение к чтению в целом негативное.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2
На Рисунке 2 отображены результаты ответа на вопрос «Как часто ты читаешь книги (помимо учебников)?». По диаграмме видно, что около половины класса читают книги редко, при этом 7 человек не читают совсем, что говорит о низкой заинтересованности учеников в чтении.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3
На рисунке 3 отображены результаты ответов на вопрос «Беседуют ли родители с тобой о книгах, которые ты читаешь?». Только с 5 ребятами из всего класса родители регулярно беседуют о книгах. Можно сделать вывод, что низкий интерес к чтению в классе в целом обусловлен нежеланием родителем воспитывать в детях любовь к книге.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4
На рисунке 4 отображены результаты ответов на вопрос «Посещаешь ли ты библиотеки, кроме школьной?».По диаграмме видно, что даже дети, которые любят читать, не знакомы с культурой посещения библиотек.
Наблюдения за поведением учащихся на уроках литературного чтения, а также уровень устных ответов как по литературному чтению, так и по другим дисциплинам, демонстрирующий слабое речевое развитие у большинства учащихся, также показали низкую заинтересованность детей в чтении книг.
Обобщив результаты проведенного исследования на начальном этапе, очевидно, что уровень читательского интереса в классе крайне низок, что обуславливает необходимость проведения серьезной работы по повышению интереса детей к чтению. Для достижения данной цели мною были выбраны следующие направления работы:
- использование активных методов и форм работы на уроках литературного чтения;
- внеурочная работа по воспитанию читательского интереса в форме литературных игр и творческих заданий;
- работа с родителями над созданием читающей семьи;
- знакомство и приучение детей к интересному миру библиотек.
В следующем параграфе предлагаю более подробно рассмотреть данные направления работы.
2.2 Описание практической работы по воспитанию читательского интереса у учащихся.1. Использование активных форм и методов работы на уроках литературного чтения.
Сочетание различных по форме и содержанию занятий и уроков является эффективным средством в достижении формирования читательского интереса у учащихся начальных классов.
Во время урока я стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (чтение под музыку, мысленное представление, использование ИКТ).
Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Ясно, что ученик, не овладевший техникой чтения, не будет стремиться к самому процессу чтения и, более того, будет испытывать дискомфорт от непонимания смысла прочитанного.
Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает. Человек взрослеет, но читателем не становится.
В связи с этим задача учителя на уроках литературного чтения в 1-2 классах начальной школы научить детей бегло читать является первостепенной.
Навык быстрого чтения, и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.
Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия, которое происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:
- увеличить ширину поля зрения;
- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста;
- сократить время каждой отдельной фиксации;
- избавиться от регрессий (повторов, возвращений к раннее прочитанному).
Для достижения этих задач работа на уроках литературного чтения с учениками 2 «А» класса проводилась с помощью следующих приемов.
Работа по буквенным и числовым таблицам проводилась в два этапа:
- подготовительный – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы в порядке возрастания или по алфавиту (время выполнения – 30 секунд);
- исполнительный – последовательный поиск всех цифр или букв (найденные цифры или буквы указываются карандашом).
Задание: «напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова или термины).
Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки (автор – американский ученый психолог Ли Кларк)
Вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот
Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак
Ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка
Маска/манка арка каска пасха маска миска
Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово быстро закрывается карточкой.
Чтение с карточкой. Прием использовался для избавления от регрессий. Ученик, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует развитие скорости чтения.
Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно.
Для работы с классом мною были отобраны следующие упражнения на повышение внимания.
На расширение объема и распределения внимания:
- найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их:
к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т
п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н;
- найти общее понятие для слов каждого ряда.
На поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).
Для развития вербальной памяти детей в ходе практической работы я использовала упражнения, предложенные И.Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения» и О.А. Кузнецовым в книге «Техника быстрого чтения».
Игра «Кто больше запомнит».
Первый участник называет любое слово, следующий повторяет за ним и называет свое, третий – два предыдущих слова и свое и т.д., пока позволяет память детей. Возможно использование на любых уроках (например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода).
Игра «Посмотри и запомни».
На столе раскладываются карточки с написанными на них словами, дается время на запоминание. Дети закрывают глаза, учитель меняет карточки местами, дети находят изменения.
Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо быть не только внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами: делить текст на части; уметь выделять основную идею, значимые слова, предложения; производить мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.
В ходе практической работы были апробированы следующие упражнения на определение смысловой структуры текста.
1. Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).
2. Работа с деформированным текстом:
- собери рассыпанные слова в предложение;
- собери предложения (пословицы) из частей.
3. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
4. Дополни предложение, например: На берегу развели костер, чтобы …
Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется, неохотно, и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно. Для развития читательской инициативы и интереса к художественной литературе у учеников 2 «А» класса я использовала следующие методы.
Заявленное чтение, когда на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое вместе выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное.
Возвращающееся чтение - это повторное чтение уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.
Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.
Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем. Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.
Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.
2. Методы внеурочной работы по формированию читательского интереса.
За основу внеурочной работы по развитию читательского интереса учеников я взяла организацию литературных игр и развитие творческой активности детей, а именно проведение выставок художественного творчества, создание рисунков и поделок по мотивам прочитанных книг.
Литературные игры — игры, построенные на словесном материале.
Для повышения интереса к чтению у учащихся 2 «А» класса ребятам были предложены следующие виды игр:
игры и упражнения по развитию речи;
литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
литературные викторины;
"стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай" и т. д.).
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
Литературные игры проводились на основе программного материала по литературному чтению. Игра была завершающим и, что особенно важно, запоминающимся для учеников этапом прохождения литературного произведения.
Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Для раскрытия творческого потенциала детей в марте было проведено внеурочное занятие по теме: «Рисунки к стихам о весне». Каждый ученик выразительно рассказывал наиболее полюбившийся ему стих о весне и демонстрировал рисунки весенних пейзажей, на которые этот стих его вдохновил. В апреле была проведена выставка работ из пластилина «Мои любимые герои сказок Г.Х. Андерсена и Ш. Перро». Ученики не только лепили любимых героев, но и рассказывали историю персонажа, обосновывали, почему выбрали именно этот образ. В мае в фойе школы была проведена выставка рисунков «Иллюстрация к любимой книге». Не только дети с интересом знакомились с творчеством друг друга, но и родители с удовольствием наслаждались творчеством детей и обменивались впечатлениями. В классе оформлен сменный стенд «Интересно прочитать», где ребята высказываются об интересных книжных открытиях.
Проведенные творческие мероприятия помогли детям проявить свою индивидуальность и инициативность, глубже изучить литературные произведения, по мотивам которых учащиеся выполняли работы, раскрыть свои творческие способности. Дети активно изучали работы друг друга, а родители с удовольствием знакомились с творчеством своих детей.
3. Работа над созданием и развитием «читающей» семьи.
Роль семьи в формировании отношения к книге, к чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Как показывают исследования НИИ книги, проблема заключается в том, что 1/2 населения России не читает, и лишь 30% родителей знают, что читают их дети.
Значимость совместных усилий педагога и родителей над формированием читательского интереса у детей очевидна. Традиционные родительские собрания большого результата не приносили, обсуждения на обычном школьном собрании не дают возможность родителям прочувствовать необходимость участия в развитие читательского интереса своих детей. В классе было решено создать Клуб семейного чтения. Однако, в каждом классе найдутся дети, чьи родители не являются примером для ребенка при решении данной проблемы. К сожалению, не редкость, когда родители выражают свое недоумение по поводу совместного чтения книг. Но совместными усилиями родителей и учителя такой клуб был создан на добровольной основе. Девиз: «Если хочешь – расскажи!». Занятия проводились по мере возникновения интереса к прочтению той или иной книги. В период с марта по июнь, учитывая занятость родителей, получилось организовать одно собрание Клуба семейного чтения. Мы собирались группой ребят и родителей в уютной обстановке, заранее делились на творческие группы и готовили литературные игры, кроссворды, выпускали газету. Родители рассказывали свои детские впечатления о прочитанных книгах, читали наиболее интересные отрывки из произведений.
Некоторые книги были предложены родителями, ведь известно, что книга, с интересом прочитанная в детстве запоминается на всю жизнь.
В конце учебного года я с классом провела игру «Семейные чтения». Перед началом игры, была представлена выставка книг, «Эти книжки читают родители», куда родители выставили книги, которые они читают на данный момент, а напротив, была организована выставка, «Эти книжки читают дети», которая привлекла большое внимание не только родителей, но и детей. В процессе игры у родителей и детей был не только соревновательный дух, но и игровой азарт. Быстрые ответы на вопросы, узнавание героев по сюжетам произведений, соотнесение автора и героя, театрализованная импровизация не смутили участников, они получали восторг от каждого правильного ответа.
Неформальная обстановка, единение мира взрослых и детей, творческая атмосфера создают самое главное, без чего не возникнет желание читать – любопытство и интерес.
4. Сотрудничество с библиотекой с целью воспитания читательского интереса.
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городской библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
За период с марта по июнь мы с классом посетили следующие тематические мероприятия в библиотечно-информационном центре города Пушкино.
24.05.2016 г. – «День славянской письменности и культуры».
Дети узнали о братьях Кирилле и Мефодии: где жили, чем занимались, почему их называют просветителями славян. В объединении народа и в его культурном развитии особую роль играют религия и язык, святые Кирилл и Мефодий принесли славянским народам христианское учение и создали славянскую азбуку. Письменность помогла народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Празднуя День славянской письменности и культуры, вспоминая святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, мы можем искренне гордиться нашей страной и великим российским народом.Дети посмотрели видео презентацию, потом попробовали отгадать слово, написанное на кириллице и глаголице, расшифровать ребусы. А в конце мероприятия вышли на улицу и попробовали из букв на кириллице написать свое имя.
04.05.2016 г. - «У них не было выбора».
Идут годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. В те тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Накануне Великого праздника – Дня Победы, в Центральной библиотеке г. Пушкино было организовано мероприятие «У них не было выбора», посвященное героическим подвигам животных в годы войны. Ребята смотрели слайды, слушали рассказ библиотекаря, который сопровождался отрывками военной документальной хроники.
20.04.2016г. - «Натюрморт тихая жизнь вещей».
На выставке были представлены работы учащихся художественной школы. Посещение выставки в библиотеке важно тем, что открывает для детей библиотеку как современный культурный центр города, где можно знакомиться не только с литературой, но и другими видами творчества. Также посещение выставки натюрмортов было приурочено к прохождению соответствующей темы по изобразительному искусству.
12.04.2016 г. - «Дорога к просторам вселенной»
Звездное небо во все времена занимало воображение людей, притягивало своей загадочностью. День 12 апреля 1961 г. начался знаменитым гагаринским: «Поехали!». Этот день люди всей земли назвали Утром Космической эры. В Центральной библиотеке г. Пушкино было организовано мероприятие, посвященной 55-летию первого полёта человека в космос. Учащиеся школы № 9, класса 2 «А» узнали об истории освоения космоса, о полете Ю. А. Гагарина, о его жизни и подготовке к полету. На протяжении всего мероприятия проецировались слайды, отражающие различные периоды из истории освоения космоса. В заключение была проведена космическая викторина.
После каждого посещения библиотеки, вернувшись в школу, мы с учениками активно обсуждали библиотечные мероприятия. Определяли, что нового они узнали не только по изучаемой теме, но и о работе библиотеки. Дети были поражены тем, какие широкие образовательные возможности предлагает современная библиотека. Практически все ученики класса до наших совместных посещений библиотеки, никогда не ходили в городскую библиотеку. После просмотренных в библиотеке мероприятий у детей самостоятельно (что особенно важно) возникло желание записаться в городскую библиотеку. К концу мая подавляющее число учеников записались в библиотеку, а некоторые даже открыли Семейный формуляр.
2.3 Результаты практической работы по воспитанию читательского интереса младших школьников.Следует отметить, что работа была плодотворной, все, что было задумано, было реализовано. Оценить значимость и проверить результативность работы можно благодаря повторной диагностике. При повторном исследовании получились следующие данные.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5
На рисунке 5 представлены сравнительные результаты ответа на вопрос «Любишь ли ты читать?». По диаграмме видно, что численность детей, любящих читать возросла практически в 2 раза. Количество детей, которые совсем не любят читать снизилось на 4 человека. Что говорит о положительной динамике интереса к чтению.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6
Рисунок 6 отражает сравнительные результаты ответа на вопрос «Как часто ты читаешь книги (помимо учебников)?». Число учеников, читающих книги ежедневно возросло на 5 человек, при этом количество детей не читающих книги снизилось с 7 до 4. Чтение художественной литературы ежедневно в возрасте 8 лет говорит об очень высоком уровне читательского интереса. Согласно диаграмме к концу практической работы около половины класса достигли данного уровня читательского интереса.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7
На рисунке 7 представлены сравнительные результаты ответа на вопрос «Беседуют ли родители с тобой о книгах, которые ты читаешь?». По диаграмме видно, что число родителей , принимающих активное участие в воспитании читательского интереса своих детей возросло более, чем в два раза. При этом количество родителей никогда не беседующих со своими детьми о книгах снизилось на 2 человека. Несмотря на очевидную положительную динамику в целом по классу, 7 родителей по-прежнему не прививают своим детям любовь к книгам. Этот результат связан с тем, что, к сожалению, как и в любом классе, во 2 «А» есть несколько родителей, которые не хотят участвовать ни в каких классных мероприятиях и инициативах, при этом и дома не уделяют достаточного внимания учебе своих детей.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 8
Рисунок 8 отражает сравнительные результаты ответа на вопрос, «Посещаешь ли ты другие библиотеки, кроме школьной?». В виду того, что в период с марта по июнь мы с классом организованно посещали мероприятия в городской библиотеке структура ответов на данный вопрос поменялась коренным образом. На протяжение этого периода все ученики регулярно посещали городскую библиотеку, кроме трех детей, которые на протяжении исследуемого периода много болели, что лишили их возможности участвовать в классных мероприятиях. Хочется надеяться, что за этот период ученики успели заинтересоваться миром библиотек и будут продолжать регулярно посещать городскую библиотеку.
По приведенным графикам можно сделать вывод, сдвиг произошел в положительную сторону, учащиеся стали больше времени посвящать чтению, а родители стали больше времени уделять литературному воспитанию своих детей. В процессе реализации практической работы по воспитанию читательского интереса дети стали более активными не только в чтении, но и в творчестве, в отношениях друг с другом. Уровень читательского интереса в классе заметно вырос: от крайне низкого до среднего. Для получения более высоких результатов необходимо продолжительная работа в этом направлении.
Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что выявленные условия организации работы по развитию читательских интересов младших школьников, являются эффективным.
Заключение.Читательские интересы - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии.
В процессе анализа научно-методической литературы я выяснила, что суть урочной и внеурочной деятельности по развитию читательских интересов в начальной школе - направленно и углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать, полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, взаимодействия в группе.
Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Поэтому следует приложить дружные совместные усилия всех, кто причастен к воспитанию подрастающего поколения
Уроки литературного и внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного, театрализация, различные конкурсы и викторины. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать.
Проведенное мною исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаю в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в образовательной деятельности школы программу, включающую цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.
Добиться за короткий срок, всего в течение трех месяцев, значительной положительной динамики в отношении учеников к чтению, помогло то, что активная работа по воспитанию читательского интереса младших школьников, велась целенаправленно сразу по четырем направлениям:
- использование активных методов и форм работы на уроках литературного чтения;
- внеурочная работа по воспитанию читательского интереса в форме литературных игр и развития творческого потенциала детей;
- работа с родителями над созданием читающей семьи путем создания клуба семейного чтения и проведения игры «Семейные чтения» ;
- знакомство детей с городской библиотекой через посещение ряда интересных мероприятий для младших школьников.
Результаты проведенной практической работы подтвердили, что читательские интересы формируются, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию читательских интересов в урочной и внеурочной деятельности.
Список литературы.1. Колычева Г.Ю. Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников// Начальная школа - 2014. - № 6. - С. 32-34.
2. Первова Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника // Начальная школа - 2013.№ 1. С. 11–17
3. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников. // Начальная школа - 2011. - № 8. - С. 40-43.
4. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. С. 18
5. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.
6. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
7. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
8. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 27-28.
9. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40.
10. Свиридова Л.А. Литературное образование младших школьников. – М, 2005, С. 62-66.
11. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004.
12. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
13. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования. // Начальная школа - 2000. - № 9. - С. 70-89.
14. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997, с. 28-41.
15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М., 1983. - С. 214-267.
16. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1979, с. 450.
17. Коменский Я.А. Избр. педагогические сочинения, т. 1--3, М., 1939--1941.
18. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Развитие читательского интереса.
19. Образовательный сайт infourok.ru. Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.
20. Материалы сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия, способствующие обучению чтению.
Приложение 1План внеурочных мероприятий, направленных на развитие читательского интереса, на базе МБОУ СОШ №9 г. Пушкино во 2 «А» классе с марта по июнь 2016 г.
№ Наименование мероприятия Дата проведения Задачи Итоги
1 Внеурочное занятие по теме: «Рисунки к стихам о весне». 11.03.2016 Развить интерес к выразительному чтению стихов, помочь учащимся почувствовать красоту поэтического слова, показать связь художественной литературы и изобразительного искусства. Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса детей к поэзии. Понимание учениками связи художественной литературы и изобразительного искусства и понятия вдохновения.
2 Мероприятие в городской библиотеке «Дорога к просторам вселенной».
12.04.2016 Стимулировать учащихся посещать библиотеки, познакомить с современными возможностями получения информации в библиотеке, расширить знания по истории России, воспитать чувство патриотизма. Расширение кругозора, последующее активное обсуждение полученных новых знаний в классе, приобщение детей к посещению библиотек.
3 Выставка работ из пластилина «Мои любимые герои сказок Г.Х. Андерсена и Ш. Перро». 18.04.2016-22.04.2016 Погрузить детей в мир сказок, дать глубже прочувствовать характеры любимых героев. Развитие творческих способностей и инициативы детей, обмен информацией, повышение интереса учащихся к сказкам.
4 Посещение выставки в городской библиотеке «Натюрморт тихая жизнь вещей».
20.04.2016 Открыть для детей библиотеку как современный культурный центр города, где можно знакомиться не только с литературой, но и другими видами творчества.
Познакомить с новым жанром изобразительного искусства. Расширение кругозора, использование полученных знаний и впечатлений на уроке изобразительного искусства.
5 Собрание Клуба семейного чтения. 28.04.2016 Рассказать о любимых книгах. Обменяться информацией о семейных книгах. Приобщить родителей к развитию читательского интереса детей. Расширение кругозора детей и родителей, сплочение коллектива класса. Понимание родителями необходимости воспитания любви к художественной литературе у своих детей.
6 Мероприятия для школьников в городской библиотеке «У них не было выбора». 04.05.2016 Стимулировать учащихся посещать библиотеки, познакомить с современными возможностями получения информации в библиотеке, расширить знания по истории России, воспитать чувство патриотизма. Расширение кругозора, последующее активное обсуждение полученных новых знаний в классе, приобщение детей к посещению библиотек.
7 Выставка рисунков «Иллюстрация к любимой книге». 16.05.2016-22.05.2016 Познакомить детей с любимыми книгами одноклассников, расширить кругозор в сфере художественной литературы. Развитие воображения и творческих способностей учащихся. Знакомство с новыми книгами и персонажами. Расширение читательского кругозора.
8 Мероприятия для школьников в городской библиотеке «День славянской письменности и культуры».
24.05.2016 Стимулировать учащихся посещать библиотеки, познакомить с историей славянской письменности. Расширение кругозора, последующее активное обсуждение полученных новых знаний в классе, приобщение детей к посещению библиотек.
9 Игра «Семейные чтения». 25.05.2016 Привлечь родителей к проблеме воспитания читательского интереса детей.. Стимулировать учащихся к активному чтению, сплотить коллектив класса. Повышение интереса к детскому чтению в классе как у детей, так и у родителей.
Приложение 2
Анкета
«Отношение к чтению»
Вопрос 1. «Любишь ли ты читать?»
Вопрос 2. «Как часто ты читаешь?»
Вопрос 3. «Беседуют ли родители с тобой о книгах, которые ты читаешь?»
Вопрос 4. «Посещаешь ли ты другие библиотеки, кроме школьной?».
Приложение 3Методические рекомендации для родителей по развитию читательских интересов младших школьников
Создавайте особую обстановку для чтения.
Хвалите и поощряйте ребенка, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера.
Сделайте успешность ребенка наглядной: вывесите на стене «Экран прочитанных книг».
Выбирайте для чтения литературу, адекватную возрастным потребностям ребенка.
Пробуждайте интерес ребенка к чтению через кинематограф, и обсуждение вокруг сравнения книги и фильма.
Практикуйте одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги. Наверное, нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.
Организуйте экскурсию в районную детскую библиотеку.
Не забывайте и об авторах книг, об иллюстраторах. Обращайте внимание на автора, рассказывайте ребенку о детских писателях.
Инсценируйте вместе с ребенком художественное произведение.
Не привлекайте внимание ребенка к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
Возьмите интересную книгу и прочтите вслух немного, заинтригуйте ребенка - и остановитесь.
Чаще восхищайтесь прочитанным.