Методическая разработка по Истории и культуре народов РМЭ
Тема: Традиционная народная вышивка.
Цель урока:
1. Привить любовь детям веками накопленной традиции и культуре.
Работа с мотивами орнамента.
Развивать внимательность, симметрию, мышление учащихся в ходе демонстрации одежды мари и вышивки.
Оборудование урока: вышитые старинные и современные салфетки, костюмы, головные уборы, альбом «Марийское народное искусство».
План урока.
I. Повторение пройденного материала.
Вопросы: 1. Что такое топонимика?
2. Для чего нужны географические названия?
3. откуда произошли названия рек, городов, деревень?
4. Кто в наше время имеет право дать названия улицам, городам,
селам?
5. Откуда произошли названия: Яльчик, Сотнур, Волга? (Д/з).
II. 1. Дети записывают в тетрадь число и тему урока «Традиционная народная вышивка»
Общая характеристика о народном искусстве.
Далеко вглубь веков уходит история и культура марийского народа. Не было ни одного периода в истории нашего края, когда не существовало бы искусство украшения. Человек украшал свое жилище, свою одежду, домашнюю утварь. В народе всегда существовал и существует потребность дополнить жизнь красотой. Человек вкладывал в изделие не только свой труд, но и свои мечты, надежды, радости.
Вышивка относится к древнейшим достижениям марийского народного искусства. Народ мари издавна славился искусством вышивания. Вышивать умела в прошлом каждая женщина. Учили вышивать с детства: мать, старшие сестры…. А к 15 годам она должна была уметь не только вышивать, но и вязать, прясть, ткать.
Народный костюм со стороны исполнявших требовал огромных затрат времени и высокого уровня мастерства. На одну рубаху требовалось 2-3 месяца. Он был как бы критерием оценки трудолюбия и художественного вкуса марийской женщины. Поэтому в марийской вышивке нельзя найти точных повторений узоров, выполнялось очень аккуратно, ни одного узелка или открытого шва. Вышивали без предварительного нанесения рисунка, при работе нужно было быть очень точным. Требовалось знание математики. О том, что мастерство в народе ценилось очень высоко, говорит общественный показ вышитых изделий на национальных праздниках и на свадьбах. Подарки на свадьбе невеста вручала в присутствии всех жителей деревни.
Вопрос классу: Как вы думаете, народ мари сумел потрясти мир своей вышивкой или вышивка исчезла раньше, чем смогла обрести популярность?
О мастерстве марийских вышивальщиц знали не только в России, но и в Европе, и в Америке. В 1892году на выставке в Колумбии, вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.
А теперь, ребята я хочу показать вам вышитые изделия, так как вышивка применялась для отделки во всех деталях национального костюма: верхней одежды, головных уборов, платков, поясов.
Учитель показывает старинные вещи с вышивками: нашмак, рубаху, шарпан. А сорока, шымакш и некоторые вещи рассматриваются по альбому «Марийское народное искусство». (Можно использовать слайды)
3. Работа со словами.
На доске терминология марийского костюма и вышивки:
Шарпан – головной убор, удлиненный кусок холста с вышивкой
Нашмак – налобная повязка, представляет собой узкую и короткую полоску ткани, вышитый сплошным узором
Тувыр – рубаха, рубашка
Шовыч – платок, головной убор незамужних женщин
Тур – вышивка
Ушто – пояс
Шовыр – поддевка из холста
Ошо – белый
Йошкарге – красный
Шеме - черный
После разъяснения слов дети записывают слова в тетрадь.
III. Орнамент и цветовая гамма марийской вышивки.
1. Форма и цвет при моделировании костюма имеют большое значение. Основной цвет одежды у марийцев белый. Они никогда не красили. И себя марийцы столетиями называли «Ош мари» (Белый мари»). В белый цвет всего одеяния вносили красный и черный, два ведущих цвета. Красный цвет означал цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому на земле. Черный цвет использовался для ограничения пространства. А еще эти цвета говорят о наличии добра и зла.
Посмотрите на вышитые изделия, какой цвет преобладает? – Красный – цвет добра. Вышивка обычно выполнялась шерстяными нитками. Шерсть придает всей вышивке рельефность (ковровый характер).
2. Работа с вышитыми изделиями.
- Ребята, посмотрите на вышитые изделия, они о чем-то могут нам рассказать, попробуйте определить, что могут обозначать эти узоры? (Учитель раздает детям вышитые изделия).
Мы можем определить формы деревьев, цветов, листьев, фигур животных, птиц, человека, т. е. всю окружающую природу мы можем увидеть на холсте. Вышивку следует воспринимать как древний текст с сокровенной информацией.
Например: (На доске нарисованы наиболее распространенные виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный).
Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, волнистой горизонтальной линией обозначали воду, вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающими линиями – огонь и молнию, источники цвета – солнце и луну – обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.
Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его семью, хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на самые видные и открытые места одежды. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнией и других несчастий.
Вопрос классу: Ребята как вы думаете, почему марийская одежда всегда была богато украшена вышивкой?
3. Разгадывание кроссворда.
Вопросы:
1. Налобная повязка, вышитый сплошным узором (нашмак)
2. Основной цвет марийской одежды? (ошо)
3. Головной убор незамужних женщин? (шовыч)
4. Как называется на марийском языке платье? (тувыр)
5. Переводите слово вышивка на марийский язык (тур)
Ребята, по вертикали какое слово получилось? (шовыр)
VI. Обобщение.
Учитель задает вопросы:
Что такое вышивка?
Какие цвета преобладали в вышивке?
Почему свою одежду покрывали вышивкой?
Что должна была уметь девушка к 15 годам?
Какие виды орнаментов встречаются?
Как называется вышивка на марийском языке?
VII. Оценка учащимся.
Д/З: 1. Прочитать локальные особенности марийской одежды. Стр. 203-208. 2. Посетить школьный музей
.