Святой Сергий — игумен земли Русской


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»
урок по основам православной культуры
по теме
«ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ.»(6 класс)
Подготовила:
учитель православной культуры
Петрова Н.А.
2014
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
обучающие – познакомить с великим святым подвижником Земли Русской – Сергием Радонежским.
воспитывающие – формирование уважения к деятельности святого Сергия Радонежского, показать пример удивительного и бескорыстного служения людям, воспитание чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему нашей Родины, формирование потребности в служении на благо Отечества, способствовать воспитанию патриотизма среди обучающихся;
развивающие – способчтвовать развитию навыков работы с информацией (анализ, синтез, обобщение), развитие навыков публичного выступления, развитие навыков работы в группе.
По ФГОС
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Метапредметная: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.
Предметная: создать условия для формирования понятий: монастырь, подвижник, игумен, преподобный, келья, постриг, обет, рака.Личностная: способствовать формированию качеств личности: духовности, воспитывать кротость, уважение к истории своей страны.
Планируемые результаты:
усвоить основные понятия темы;
уметь извлекать информацию из источников и представлять её в классе;
уметь работать в группе, вести диалог.
Основные понятия:
Монастырь – религиозная община монахов или монахинь.
Подвижник – человек, принявший на себя тяжёлый труд или лишения, ради достижения цели.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Игумен – настоятель (начальник, управляющий мужским монастырём).
Постриг – обряд принятия монашества.
Обет – обещание Богу
Рака – ларец для хранения святых мощей.
Просвещение – передача, распространение знаний.
Оборудование: УМК Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 6 год обучения, словари; информационные технологии: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.1.Вход в класс.
2.Приветствие:
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами будем открывать новые знания. А для того, чтобы нам было легко их открывать, нам нужно:
Хорошее настроение;
Знания и умения;
Ответы полные давайте!
И на уроке не зевайте!
Итак, мы начинаем интерактивное путешествие в историю и культуру России.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель.
- Тема нашего урока: «Игумен земли Русской». (Учащиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь). Сразу возникает вопрос – Кто такой игумен? Давайте попытаемся вместе узнать это. Уточним это понятие в словаре церковных терминов. (Учащиеся записывают это и другие определения в словарик в процессе урока).
Учитель. - Какова же цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цель урока)
III. Открытие новых знаний.
Учитель. – Кто же этот человек? А познакомиться с великим святым подвижником Земли Русской вам помогут подсказки, с которыми вы должны поработать. Для этого класс делится на 4 группы (дети с номером 1в первой группе, с № 2 – во второй, с № 3 – в третьей и с № 4 – в четвёртой. Это нужно для того, чтобы сплотить коллектив, чтобы дети поняли, что они одно целое. Сколько групп, столько и участников в группе. Участники все дети). 1 этап - каждой группе раздаётся часть одного и того же документа, кототрый описывает святого. Задача каждой группы прочесть и угадать, о ком идёт речь. (Приложение1).
2 этап - в учебнике найти страницу и святого, о котором повествует прочитанный текст. Группе, которая не узнала, или не дочитала текст, задаются наводящие вопросы.
Учитель.
-Правильно, ребята. Вы познакомились с преподобным Сергием Радонежским. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник – это человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники – так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы познакомились с Сергием Радонежским, к его имени прибавляется эпитет «преподобный». Такой эпитет добавляется к имени монаха, который признан святым. Постараемся ответить на вопрос «Почему Сергия называют игуменом земли Русской и в чём его необыкновенность?»
- Части документа, с которым вы работали, взяты из «Жития преподобного Сергия Радонежского». Автор Епифаний Премудрый. Оно было переработано и дополнено в XV веке Пахомием Логофетом.
Работа с материалом о Сергии Радонежском.
-Предлагаю всем познакомиться с личностью Сергия Радонежского.
-Расскажите, что вы узнали о рождении и семье Сергия? (Ответы учащихся)
-Почему Сергия раньше звали Варфоломей? (Ответы учащихся)
-Как начиналась история Троицкой обители? (Ответы учащихся)
-Кого и на какую битву благословил преподобный Сергий Радонежский? (Ответы учащихся)
-Какой пример подавал преподобный Сергий Радонежский своим ученикам? (Ответы учащихся)
-Сергия Радонежского называют «святым подвижником». «Подвижник» - от слова «подвиг». Как вы думаете, какой подвиг совершил этот великий святой?
(Ответы учащихся)
Он поборол все плохое, что есть в душе у человека.
Он воспитывал себя, боролся со своими слабостями.
Это подвиг веры. Он показал, как нужно верить.
Он показал другим людям образец правильной жизни.
Его жизнь стала образцом для подражания.
Учитель. - Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, не поучениями и назиданиями, а собственным примером. Мир и радость в душе – вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволяло им спасать тысячи душ около себя.
IV. Первичное закрепление знаний учащихся.
Учащиеся дают ответы на вопросы теста, проводят взаимопроверку. (Приложение2)
V. Ответ на проблемный вопрос.Учитель. - Вернёмся к нашему проблемному вопросу. Убедились ли мы, что этот человек был необыкновенный? Почему он игумен всей русской земли?
(Ответы учащихся)
V. Домашнее задание, выставление оценок.Учитель. – подготовить сообщения о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевой лавре.
VI. Итогурока. Рефлексия
Учитель.- Перед вами листы с иллюстрацией дерева. Корни дерева изображают треугольник.
- Ребята, вы сегодня внимательно слушали друг друга, выбирали самые яркие моменты жизни преподобного Сергия Радонежского. Вам, предлагается сейчас нарисовать на дереве, которое символизирует жизнь преподобного Сергия листочки, подписать на них самые важные на ваш взгляд его деяния и разместить их на дереве снизу вверх: начиная с самых скромных до самых значимых в его жизни. Треугольник символизирует корни дерева. Вы должны в этот треугольник вписать характеристику Сергия Радонежского по следующему алгоритму начиная сверху: (одно существительное, ниже 2 прилагательных, еще ниже три глагола), учащиеся зачитывают характеристики Сергия Радонежского через 7- 8 минут, и анализируют, что у них получилось. (Приложение 3.)
Учитель. - На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться смирению, покаянию, любви к ближним, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей.
Урок окончен. Спасибо за внимание.
Группа 1 (Приложение 1.)
Он – один из наиболее почитаемых русских святых. «Игумен земли Русской – называют его в народе. Игумен – это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что этот святой является духовным наставником всех русских людей. Он родился 3 мая 1314 или 1320 года в селе Варницы под Ростовом. Его родители были глубоко верующими людьми. При крещении он был наречен Варфоломеем. Ещё в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так, уже с первых дней жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если мать употребляла в пищу мясо.
Группа 2
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды Варфоломей встретил на дороге святого ангела в образе старца и попросил его: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Старец помолился – желание благочестивого отрока исполнилось, с этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.
В 1328 году родители Варфоломея переселились поближе к Москве, в селение Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в глубоком лесу. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Лавре.
Группа 3
Варфоломей принял монашество и два года провел один в лесу, претерпев много искушений и опасностей. Слава о подвижнике распространялась, и к нему стали приходить люди, ищущие спасения в монашестве. Вскоре по просьбам учеников преподобный становится священником и игуменом основанного им монастыря. Перед кончиной он оставил братии такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие. Память преподобного Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября 1392 года.
Группа 4
Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежлы, которые и поныне пребывают в Лавре. В 1452 году преподобный был причислен к лику святых. Деятельность преподобного имела огромное значение для Отечества: он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси. Он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав ему победу; два монаха из его обители – Пересвет и Осляба – участвовали в сражении. Вот уже шестьсот с лишним лет русские православные люди молятся святому о себе и о России, просят помощи и заступничества.
(Приложение 2.)
Тест по теме: «Игумен земли Руссой»
Сергий Радонежский – это…
А) русский князь
Б) русский святой
В) священнослужитель
Г) русский богатырь
Где родился Сергий?
А) Киев
Б) Новгород
В) Ростов
Г) Муром
Как в действительности звали святого?
А) Силантий
Б) Варфоломей
В) Терентий
Г) Святослав
Первая благодать от Бога:
А) исцеление от болезни
Б) дарование благополучия
В) дар разумения
Г) чистота помышления
Дела Сергия Радонежского:
А) отказ от наследства
Б) строительство церкви и монастыря
В) чудесным образом исцелял людей
Г) писал духовные книги

Какие эпизоды есть в «Житии…»?
А) исцеление мёртвого
Б) изгнание бесов
В) уход Сергия на войну
Г) отказ от святого престола

Кому помог Сергий?
А) архимандриту Михаилу
Б) князю Дмитрию
В) ученику Никону
Г) митрополиту Алексею
(Приложение 3.)
-14941551722120