Внеклассное мероприятие Заступник Земли русской Сергий Радонежский


СМОЛИНА Наталья Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 59»
Внеклассное мероприятие, посвященное Году Культуры в России
ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Сцена 1
Звучит Донской колокольный звон.
Ведущий 1: Святой Сергий родился более шестисот лет назад, умер более пятисот. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России.
Присмотримся же к его жизни.
Появляются Сергий и Дмитрий Донской. Дмитрий становится на колено.
Ведущий 2: Первые дни сентября 1380 года. Великий Московский князь Дмитрий Иванович Донской с дружиной и другими русскими князьями приезжает в скромную монашескую обитель, возглавляет которую игумен Сергий.
Ведущий 1: Прибыли не зря. Все это понимали. Даже во время церковной службы появлялись вестники и докладывали князю о приближении врага, просили торопиться.
Учитель: Ребята, хочу задать вам вопрос: почему сам Великий Московский князь пришел за благословлением к скромному игумену Сергию и стоял перед ним на коленях? Не торопитесь с ответом – его вам подскажет наш рассказ. (картина 1- благословление князя)
Сцена 2
Первая ученица: Родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария были людьми глубоко верующими, и всегда принимали в своем доме нищих и странников.
(картина 2 – родители Сергия)
Вторая ученица: Сына, родившегося 3 мая 1314 года, они назвали Варфоломеем и семи лет отдали учиться грамоте.
Третья ученица: Наука мальчику не давалась, он очень переживал и упорно учился, но хороших результатов не было.
Ведущий 1: И вот однажды… Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать. А он, очень удрученный неудачами в учении, под дубом в лесу встретил старца в монашеской одежде и сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей. Так и вышло. С этого дня стал Варфоломей отлично учиться и всех способностями своими удивлял.
(картина 3 – видение отроку Варфоломею).
Ведущий 2: Но главное, что понял мальчик из той встречи, - Милость Господа нашего и всечасное его заступничество. А став старше, понял и свое жизненное призвание – служить Богу и людям.
(картина 4 – на молитве).
Сцена 3
Четвертая ученица: После смерти родителей Варфоломей ушел в глухие леса, построил там деревянную часовню и стал отшельником. Один, в дремучей чаще, и только Вера спасала его от тяжелых и горьких дум. Там он и принял монашеский сан под именем Сергия. И снова остался один среди сумрачных лесов.
(картина 5 – один)
Пятая ученица: Сергий увидел раз огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес краюшку хлеба. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.
(картина 6 с медведем)
Шестая ученица: Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Но принял нескольких…
(картина 7 – плотник)
Сцена 4
Ведущий 1: Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. Летом и зимой ходил в одной одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телом, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, имел силу двух человек. Был первым и на службах. (картины 8, 9, 10)
Ведущий 2: Так шли годы. Монастырь рос. Монахи желали, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался и только повторял: я никому не начальник, я хочу лишь служить Богу и людям. (картина 11)
(картина 12)
Тихий свет на Маковце-гореНад обителью, как радуга, цветет:Это инок Сергий на зареТроице молитву воздает.Инок встанет, принесет воды, —И за все нехитрые трудыБлагодарность Богу вознесёт.Затеплит лампады у икон,Вспомнит тех, кто страждет и гоним.По утрам над храмом перезвон:Ангел Литургию служит с ним!А случится — вдруг заглянет зверьИз лесу, свирепый и большой, —Отворит медведю инок дверь,Хлеб разделит, напоит водой.Инок Сергий тих и молчалив,Но по всей Руси идет молва:Чудотворен свет его молитв,Сила благодатная в словах!
Ведущий 2: Слава об обители преподобного Сергия разнеслась по всей России. А Сергий оставался таким же кротким и трудолюбивым. Хоть и был главным в монастыре, но оставался равнодушен к власти.
Ведущий 1: Многие приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного. А он начал огромное дело по распространению монастырей на Руси. Монастырь Сергий считал образцом правильной жизни, ведь там все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общим трудом. (картина 13)
Первая ученица: Бог никогда не оставлял преподобного Сергия своей милостью. Он воскресил именем Божьим умершего мальчика.
(картина 14)
Вторая ученица: Во время молитвы посетила его Богородица с апостолами. (картина 15)
Третья ученица: А еще в видении увидел он стаю птиц и услышал голос, говорящий: «Так умножится число учеников твоих». (картина 16)
Сцена 5
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Сергий: Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, воинам твоим плетутся венки мученические. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь.
Ведущий 2: Помощниками князю Сергий дал двух монахов: Пересвета и Ослябю. До монастыря они были воинами и на татар пошли без шлемов и кольчуг — в монашеской одежде.
Звучит Постный колокольный звон.
Ведущий 1: И вот настало 8 сентября 1380 года!
На зов татарского богатыря Челубея поскакал Пересвет, давно готовый к смерти за родную землю, и, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском фронте длиной в 17 километров.
Вот на поле КуликовомПовстречалися войска,Чтоб узнать в бою суровом,Уцелеет ли Москва.Стрелы в поле залетали,Наступил едва рассвет.В первом поединке палиЧелубей и Пересвет.Полк передний уничтожен,И разгромлен левый полк.
Был князь Дмитрий осторожен,До конца резерв берёг.Правый полк ещё держался,Средний полк ещё стоял.Враг отчаянно сражалсяИ победы ожидал.Вот внезапно из дубравыПолк засадный вышел в бой.Были сломлены татары,Дух упал их боевой.Кони хоть спасли Мамая,Это полный был разгром.Русь от гибели спасая,Много пало в поле том.Дмитрий, как обычный воин,Ранен был с мечом в руке.Дорого России стоилБой на Доне, на реке.
Ведущий 2: Сергий же все пять часов, пока длилась битва, молился у себя в церкви. Он говорил о ходе боя так, словно видел его своими глазами. Называл каждого павшего по имени и читал по нему заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
В память славного сраженьяСтал Донским Димитрий князь.После многих лет лишеньяВновь Россия поднялась!
Звучит Красный колокольный звон.
Учитель: И вот теперь мне бы хотелось вернуться к началу нашего рассказа и задать вам тот же вопрос: почему сам Великий Московский князь пришел за благословлением к скромному игумену Сергию? Я думаю, теперь вам понятно, почему (обсуждение).
Но разгром татарского войска на Куликовом поле не означал полного разгрома Золотой Орды. Еще почти 200 лет будут совершать татаро-монголы свои набеги на Русскую Землю. Придет с огнем и мечом и хан Тохтамыш. Но благодаря именно Дмитрию Донскому и Сергию Радонежскому Русь поверила в себя, в свои силы, поверила, что даже превосходящего по численности врага можно победить. Никогда уже больше не решались татары выходить с русичами на открытый бой, на поединок в чистом поле. 8 сентября 1380 года началась воинская слава России, в летопись которой будет вписано много славных имен и побед. Но именно с этого дня стали говорить, что теперь у Руси теперь два заступника – один защищает мечом, а другой молитвой. А рукотворным памятником великому духовному подвигу Сергия Радонежского стала Троице-Сергиева Лавра. Монастырь неподалеку от Москвы, уже, конечно, не в дремучих лесах, но на том самом месте, где поставил когда-то юный Сергий свою первую деревянную церковь. И спустя пятьсот лет каждый находит у преподобного Сергия душевный покой и утешение.
А сейчас предлагаем вам воссоздать жизнь преподобного Сергия Радонежского в жанре «житийной иконы». Сергий Радонежский и Дмитрий Донской были причислены к лику святых. Житийная икона (от слова «житие») — это икона, в центре которой располагается изображение святого, а на полях, в отдельных ячейках — сюжеты из его жизни. На иконе они располагаются слева направо. Давайте разложим эпизоды из жизни Сергия Радонежского в хронологическом порядке. (картина)