Педагогически проект Формирование читательского интереса у младших школьников».
ГБУ ДПО РМЭ "Марийский институт образования"
«Формирование читательского интереса
у младших школьников».
Педагогически проект выпускника курсов
профессиональной переподготовки по дополнительной образовательной программе
" Начальное общее образование"
Бородиной Екатерины Вячеславовны
учителя начальных классов,
МАОУ «Средней общеобразовательной школы №30
г.Йошкар-Олы»
Йошкар-Ола 2016
Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Всё больше детей читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.
Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всей стране. Различные исследования показывают, что основные читатели - школьники. И то в основном потому, что это требует образовательная программа. Но чем старше человек, тем реже он обращается к книгам. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать – вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач школы.
В наше время, все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного, вдумчивого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Новизна проекта заключается в том, что будут выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов.
По моему мнению, решение данной педагогической проблемы поможет учителям начальных классов формировать и развить читательский интерес у младших школьников, не зависимо от образовательных программ. А также педагогам представится возможность более близко узнать своих подопечных, их интересы, благодаря творческому раскрытию учащихся.
Целью проекта является - разработка педагогических условий, методов и средств развития интереса к чтению в начальных классах.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
Осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по формированию читательского интереса;
Развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
Формировать умение эмоционально-творческого и вдумчивого чтения.
Этапы реализации проекта.
1 этап: Диагностический.
I четверть
Провести тестирование учащихся школы;
Выявить наличие или отсутствие интереса школьников к чтению.
Ответственный за выполнение запланированных мероприятий - учитель, библиотекарь.
2 этап: Создание условий, методов и средств для побуждения детей к чтению.
II-III четверти
Мотивация детей к чтению через комфортные условия кабинета, школьной библиотеки.
Организация процесса изучения произведений так, чтобы учащийся мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность. (Использование музыки, репродукций картин и детских рисунков, ролевых и других игр, любимых детских книжек и т.п.).
Ответственные за выполнение запланированных мероприятий - учитель, школьный библиотекарь.
3 этап: Формирование интереса к чтению младших школьников.
III-IV четверти
Привитие интереса к чтению на уроках литературного чтения через применение:
- педагогических технологий (технология проблемного обучения, технология проектного и исследовательского обучения);
- разнообразных форм уроков (урок–спектакль, урок–праздник, урок–интервью, урок–эссе, урок–конференция и т. д.) ;- личностно ориентированного подхода, который включает в себя индивидуальный, личностный, дифференцированный подходы;
- личного примера учителя при прочтении произведений, так как учитель и учащийся занимают позицию “старшего” и “младшего” читателей - возникнет резонанс;
Включение в урок элементов творчества, соавторства. (Задание содержит слова “на выбор”, “как тебе хочется”). Сочинение собственных произведений (сказок, небольших стишков), по мотивам пройденных;
Инсценировка полюбившихся произведений, организация теневого театра, изготовление кукол би-ба-бо, пальчиковых кукол и т.д., где дети осваивают материал через игру, сопереживание;
Возрождение традиций семейного чтения («Письмо моему ученику» для совместного с родителями чтения);
Экскурсии в библиотеки, сотрудничество с библиотекарями, посещение театров, музеев, выставок и т. д.;
Встречи учащихся с писателями, поэтами, искусствоведами, влюбленными в настоящую литературу.
«Запуск» проекта внутри класса, который предусматривает создание сборника работ учащихся.
Ответственные за выполнение запланированных мероприятий - учитель, библиотекарь, учащиеся, родители.
Для полного выполнения, разработанного мною, проекта потребуется немало. Сам педагог должен быть заинтересован в своем деле, быть примером для своих подопечных, уметь заинтересовать родственников учащихся, заниматься саморазвитием, повышать свою квалификацию. Должны быть оборудованы классы и школьная библиотека на достаточном уровне. Для использования музыки, необходим магнитофон с определенными музыкальными дисками. Нужно организовать совместно с учащимися и их родителями читательский уголок, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортно во время чтения. Необходимы стенды, для организации выставок детских рисунков, по мотивам прочитанных книг.
Ожидаемые результаты.
использование новых методов и средств развития интереса к чтению позволит развить творческие способности учащихся;
изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения;
читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;
личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
Видя результаты данного проекта, необходимо продолжить применение выявленных методов и средств развития интереса к чтению в начальных классах и на следующие годы.