Рабочая программа по литературе для 6 кл по программе Меркина
Примерное календарно-тематическое планирование для 6 класса по программе Г. С. Меркина
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Теория литературы
Развитие речи
Связь с другими искусствами
Возможные виды внеурочной деятельности
Система мониторинга
1
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
1
2-4
Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
3
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения
Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
5-6
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
2
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Для домашнего чтения
Сказки: «Два Ивана солдатских сына», «Каша из топора».
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.
7-9
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
2
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Для домашнего чтения
«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе ».
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
10
Урок внеклассного чтения
1
11-12
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
2
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
13-15
Из литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
3
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
Для домашнего чтения
В.А. Жуковский. «Кубок».
16-17
18
19-22
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Интерес к истории России: «Дубровский» историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
2
1
4
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
Для домашнего чтения
А.С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры...»
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
наизусть
23-24
Урок развития речи.
Классное сочинение
2
Сочинение
25-26
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение на выбор.
2
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Для домашнего чтения
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «На севере диком...»,
«Утес», «Пленный рыцарь».
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
наизусть
27-30
Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
4
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Для домашнего чтения
Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
31
Развитие речи.
Домашнее сочинение по повести Н. В. Гоголя
1
Сочинение
32-33
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
2
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Для домашнего чтения
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Аисты и Корни», «Демьянова уха».
34
Контрольное тестирование
1
Тест
35-36
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 6070-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
2
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Для домашнего чтения
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
37-39
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
3
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
Для домашнего чтения
Н.С. Лесков. «Человек на часах».
40-41
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
2
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
42
Урок внеклассного чтения
1
43-44
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
2
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Для домашнего чтения
А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».
сочинение
45-46
Развитие речи.
Классное сочинение
2
Сочинение
47
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
1
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания наизусть
И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
Для домашнего чтения
И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...».
Наизусть
48-49
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
2
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
50
C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа один из основных образов C.A. Есенина.
1
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Для заучивания наизусть
С.А. Есенин. Одно стихотворение на выбор.
Наизусть
51
Урок внеклассного чтения
«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос траво
·й мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов по выбору.
1
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
Литератур
ный вечер
52-54
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
3
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Для домашнего чтения
Из литературы XX века
В.К. Железников. «Чучело».
Для домашнего чтения
Р.П. Погодин. «Время говорит пора», «Зеленый попугай».
Для домашнего чтения
А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».
55
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
1
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение на выбор.
Наизусть
56-57
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»
2
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
Для заучивания наизусть
Стихотворение о Великой Отечественной войне на выбор.
наизусть
58-59
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
2
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
60-61
Развитие речи.
Классное сочинение
2
Сочинение
62
Урок внеклассного чтения
1
63
Контрольное тестирование
1
Тест
64
Из зарубежной литературы
Восточные сказки
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
1
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
65
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
1
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
66-67
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
2
Развитие речи: рассказ от другого лица.
68-69
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
2
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Для домашнего чтения
А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)
70
Итоговый урок.
Что читать летом.
1
Учебные компетенции
Ученик должен знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятий, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, пролог, эпилог и др.)
Ученик должен уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и.др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;
использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их;
отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др);
использовать сведения о теории литературы при обсуждении художественного произведения;
работать с доступным справочным материалом;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление(например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).
Основные разделы учебного материала
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Сроки изучения
1.
Книга и её роль в жизни человека
1
2.
Из мифологии
3
3.
Из устного народного творчества
2
4.
Из древнерусской литературы
3
5.
Из русской литературы 18 века
3
6
Из русской литературы 19 века
34
7
Из русской литературы 20 века
9
8
Из поэзии о Великой Отечественной войне
8
9
Из зарубежной литературы
7
График прохождения материала по литературе в 6 классе
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Сроки изучения
Виды контроля
Тест\
Контр. раб
Сочинение
Наизусть
Письм.
ответ
1.
Книга и её роль в жизни человека
1
2.
Из мифологии
3
3.
Из устного народного творчества
2
4.
Из древнерусской литературы
3
5.
Из русской литературы 18 века
3
6
Из русской литературы 19 века
34
7
Из русской литературы 20 века
9
8
Из поэзии о Великой Отечественной войне
8
9
Из зарубежной литературы
7
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании: «Литература» программа для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М. : Русское слово, 2009для 6-го класса – 68 часов в год (2 урока в неделю), М. «Русское слово» 2010г
Рабочая программа составлена на основе минимума содержания образования по литературе и требований к уровню подготовки учащихся основной школы с учётом требований регионального компонента.
Составленная программа ставит своей целью:
воспитывать у учащихся интерес к чтению, эстетическому вкусу;
формировать идейно-нравственную позицию у учащихся;
приобщать их к культурному наследию своего региона;
развивать речевую (устную и письменную) культуру у 6-классников;
приобщать к сценическому искусству.
На развитие речи (письменной) отводится 5 часов,
на внеклассное чтение – 6 часов,
на региональный компонент (чтение, обсуждение, развитие речи) – 34 часа
Количество часов 70, в неделю 2.
Планируется сочинений классных 3, домашних 1, уроков внеклассного чтения 4, контрольное тестирование 2.
Нормативные документы
Закон РФ «Об образовании»
Обязательный минимум содержания среднего полного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999г.)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература(Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г.)
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы
Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М. : «Русское слово»
Учебник: «Литература» в 2 частях, М. : «Русское слово»,2008
Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
Основные критерии оценки сочинений
Наиболее общие требования к сочинению сформулированы многолетним опытом школы и включают в себя следующие положения:
1 соответствие содержания сочинения избранной теме;
привлечение необходимого объема литературного материала для освещения темы;
убедительность доказательств, аргументированность суждений и выводов;
4. композиционную стройность работы, соразмерность и лексическую согласованность се частей;
стилевое единство, ясность и точность изложения мысли;
самостоятельность подходов к раскрытию темы;
обоснованное использование литературных цитат, критического материала в рамках темы;
речевую грамотность;
соответствие текста грамматическим нормам языка.
На основе перечисленных требований могут быть выделены наиболее общие критерии оценки сочинения как экзаменационной работы:
понимание проблематики и содержательного объема предложенной темы;
полноту освоения ключевых вопросов темы;
глубину рассуждений и выводов;
широту охвата литературного материала;
стройность логики его осмысления;
точность в передаче фактического материала.
Оценив содержательную сторону текста, необходимо дать оценку работе с точки зрения качества ее речевого и грамматического оформления. При этом важны следующие критерии: владение речевой грамотностью; соблюдение грамматических норм языка (орфографическая и пунктуационная грамотность).
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темойи задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
при оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
В основном, практика выставления оценок в школе свидетельствует, что 99.9% оценок ставятся между 3 и 5 баллами.
Критерии оценивания сочинений
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
содержание полностью соответствует теме
фактические ошибки отсутствуют
содержание излагается последовательно
работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксическихконструкций, точностью словоупотребления
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста
Допускается:
1 орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибка
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются отклонения)
2. Содержание в основном достоверно, ноимеются единичные неточности
Имеются незначительные нарушения последовательностей в изложении мысли
Лексический и грамматический строй достаточно разнообразны
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью
Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов
Допускается:
2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и
пунктуационных ошибки, или
пунктуационных ошибки, а также
2 грамматические ошибки
«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы
Работа достоверна в главном, но в ней имеются фактические неточности
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна
В целом допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов
Допускается:
4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки,
или
3 орфографические и 5пунктуационных, или
7 пунктуационных, а также
4 грамматические ошибки
Примечания.
При оценке необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла, уровень композиционного и речевого оформления. Оригинальный замысел,его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящихнормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных дляотметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценкеграмотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 232, 223; «3» ставится при соотношениях: 644, 464, 446. При выставлении оценки «5» превышениеобъема сочинения не принимается во внимание.
Оценка за содержание и речь не может быть положительной, если не раскрыта тема, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, употребляемые при оценке диктантов.