Итоговая контрольная работа по литературе (программа и учебник Г.С.Меркина)
Итоговая контрольная работа по литературе в 5 классе
( программа и учебник Г.С.Меркина)
1. Определите, из какого произведения приведен отрывок ниже: «А как голосисто кукарекал он зарю! Сначала за стойкой в сарайчике раздавались короткие удары крыльями. Потом, сразу забирая в головокружительную высоту, петух уверенно брал первое колено песни. Он никогда не торопился переходить ко второму колену и, словно стараясь показать всем соседним петухам своё мастерство, забирал всё выше и выше. Голос его звенел чистым, прозрачным звуком меди, и Витьке казалось, что вот сейчас в горле петуха что-то лопнет от натуги и песня оборвётся. Витька даже съёживался от этой звонкости петушиной песни»
Запишите автора этого произведения и его название.
2. Определите жанр произведения, отрывок из которого приведен в задании № 1.
3. Какие еще произведения, прочитанные вами в 5 классе, вы можете отнести к этому жанру? Запишите автора и название произведение.
4. Назовите басню И. А. Крылова, которая не оставила равнодушным петуха – героя рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас».
5. Определите тему рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»:
а) о сильном морозе в) о доброте и милосердии
б) о дружбе Кольки и Витьки г) о жестокости взрослых, которые хотели убить петуха
6. Определите, какие средства художественной выразительности использовал В. Белов в следующих отрывках из рассказа «Весенняя ночь»:
а) «нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь», «всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло», «в тревожной темени»;
б) «Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима», «Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром», «Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, всё замирает. Дождь прошипел в ночи обильно и коротко».
в) «Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки»
7. Назовите имя прототипа главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».
8. Вспомните, в каких произведениях, прочитанных вами в 5 классе, герои были созданы по прототипам? Назовите автора и произведение.
9. Кто помог Робинзону Крузо и научил всем премудростям морского и торгового дела?
10. Назовите автора сказок «Соловей», «Огниво», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Дюймовочка».
11. Как император из сказки Х. К. Андерсена «Соловей» узнал о присутствии в его саду соловья:
а) из рассказов придворных в) из рассказов путешественников
б) из книг ученых г) из рассказов девочки-кухарки
12. Какой прием использован в следующих строках, описывающих императорский сад: «В саду росли чудеснейшие цветы; к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики; звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего. Вот как тонко было придумано!», а также в строках, описывающих жизнь соловья во дворце: «Его оставили при дворе, отвели ему особую комнатку, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к нему двенадцать слуг; каждый держал его за привязанную к его лапке шёлковую ленточку. Большое удовольствие было от такой прогулки!»
13. Что удалось победить соловью своим пением:
а) страх императора в) боль императора
б) смерть императора г) врагов императора
14. Определите тему сказки «Соловей»:
а) о преображающей силе искусства в) о жизни и смерти
б) о красоте соловья искусственного и невзрачности соловья живого г) о тяжелой жизни китайского народа
15. Угадайте литературного героя по его описанию: «Ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, он никого не должен был слушаться, над ним не было господина. Он мог удить рыбу и купаться когда и где ему было угодно и сидеть в воде сколько заблагорассудится. Никто не запрещал ему драться. Он мог не ложиться спать хоть до утра. Весною он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно».
16. Какие черты характера главного героя романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» ты можешь назвать? Аргументируй свою точку зрения.
17. Как известно, Марк Твен – это псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса. А кто еще из прочитанных тобой в 5-м классе авторов писал под псевдонимом? Назови этого(-их) автора(-ов).
18. Выбери из приведенных ниже литературных терминов те, которые обозначают элементы, из которых состоит сюжет художественного произведения:
рассказ, миф, развязка, метафора, экспозиция, завязка, олицетворение, фольклор, басня, ирония, кульминация
19. Расположи элементы сюжета, выписанные тобой из предыдущего задания, по порядку.
20. Определи, что в произведении Д. Лондона «Сказание о Кише» является кульминацией.
Ключи
1. Носов «Как патефон петуха от смерти спас»
2. Рассказ
3. Платонов «Никита», Носов «Три охотника», Андреев «Петька на даче», Чехов «Злоумышленник», Толстой «Кавказский пленник», Куприн «Золотой петух» и др.
4. «Кукушка и Петух»
5. в
6. а) эпитет, б) олицетворение, в) сравнение
7. Александр Селькирк
8. Тургенев «Муму», Андреев «Петька на даче»
9. Капитан
10. Андерсен
11. б
12. Ирония
13. б
14. а
15. Геккельберри Финн
16. Главный герой романа Марка Твен не лишен воображения, он фантазер, находчивый мальчишка, который может выкрутить практически из любой ситуации. Не желая идти в школу, он, например, решил схитрить и выдумал, что серьезно болен (будто у него гангрена). Кроме того, Том Сойер – романтик. Во-первых, он проявляет симпатию к Бекки Тетчер, и когда она его прогоняет, он с горя мечтает убежать из дома, стать пиратом и в таком виде заявиться в родной город, где его имя уже будет прославлено. Во-вторых, он зачитывается книгами о Робин Гуде, который становится его любимым литературным героем.
17. А. Платонов18. Развязка, экспозиция, завязка, кульминация
19. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка
20. Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша
15