Рабочая программа по литературе к учебнику под редакцией Коровиной
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы учебного предмета «Литература» и авторской программы по литературе под редакцией Коровиной В.Я.
В рабочую программу включён модуль «Литературная Брянщина», рассчитанный на 35 часов.
Программа составлена к учебнику Литература. 7 класс. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, соответствующему Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, и учебнику по «Литературной Брянщине». 7 класс, авторы-составители О.В.Вороничева, Е.Э.Горяинова, Л.Л.Семенищенкова.-Брянск: Курсив.
Программа рассчитана на 105 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихсяЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей - классиков 19-20 вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения;
- представления о жизни, личности, творчестве наиболее ярких брянских поэтов и прозаиков;
- тематика и проблематика произведений брянских писателей;
- особенности композиции и стиля произведений разных жанров;
- приемы художественной выразительности, используемые брянскими авторами;
- теоретико-литературные понятия, необходимые для анализа художественного произведения
УМЕТЬ:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-правильно, бегло и выразительно читать вслух;
-определять род и жанр произведения;
-писать развернутый ответ на вопрос;-письменно составлять план сочинения;
-писать рассказ-характеристику;
-свободно владеть письменной речью.
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни длясоздания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
– определять нравственные идеалы в произведениях брянских авторов;
– находить основную проблему произведения; видеть своеобразие решения общей проблемы разными писателями;
– выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в произведении;
– характеризовать особенности сюжета, характеров, композиции, приемов выражения авторской позиции в эпических и лирических произведениях;
– видеть индивидуальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
– объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений; передавать динамику чувств с помощью выразительного чтения стихотворений;
– выявлять в художественном тексте авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
– аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения;
– сопоставлять произведения разных писателей в пределах одной темы;
– создавать устную иллюстрацию к отдельным эпизодам, описательным фрагментам;
– комментировать факты биографии писателя и устанавливать связь между биографией и творчеством;
– видеть конкретное и символическое значение образов в художественных текстах;
– различать родовую и жанровую специфику произведений;
– выявлять роль художественной детали, видеть ее связь с другими деталями и авторским текстом в целом;
– анализировать художественные произведения в единстве содержания и формы;
– составлять сравнительную характеристику литературных героев;
Тематическое планирование
№ п/пНазвание темы Количество часов Количество часов, отведённых на контроль знаний
1 Устное народное творчество 8 1
2 Древнерусская литература 3 3 Русская литература 18 века 1 4 Русская литература 19 века 29 5
5 Произведения русских писателей 20 века 23 3
6 Зарубежная литература 6 7 Произведения брянских писателей о малой родине 5 8 Историческая тема в брянской литературе 9 9 Нравственные проблемы в произведениях брянских писателей 3 10 Родная природа в брянской литературе 7 11 Философские проблемы в творчестве брянских писателей 3 12 Тема Великой Отечественной войны в произведениях брянских писателей 7 13 Урок-концерт 1
Итого 105 10
Содержание учебного предмета
Введение. 1 ч.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 7 ч.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).Новгородский цикл былин. «Садко» Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин.
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 3 ч.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 1 ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 29 ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Виды самостоятельной работы учащихся: сочинения, тестирование, работа с текстами, подготовка сообщений, составление кроссвордов, создание презентаций.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 23 ч.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
А. Ахматова. «Мужество»;
К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
стихи А. Твардовского, Е.Винокурова. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав- ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (началь ные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Виды самостоятельной работы учащихся: сочинения, тестирование, подготовка сообщений, работа с текстами, создание презентаций.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 6 ч.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ БРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ. 5ч.
Фольклор Брянщины. Тема Родины в пословицах, собранных на территории Брянской области.
А.К. Толстой «Ты знаешь край, где все обильем дышит…», «Курган», «И у меня был край родной когда-то…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» Г. Стафеев «А.К. Толстой».
Краткие сведения о малой родине А.К. Толстого. Отношение писателя к малой родине – пример беззаветной любви к родной земле и служения Отечеству. Отражение в стихотворениях А.К. Толстого его восхищения красотой Малороссии, уважения к славному прошлому малой родины, ее людям. Отношение А.К. Толстого к Красному Рогу; стихи, написанные здесь А.К. Толстым. Любовь к Красному Рогу – источник творческого вдохновения для поэта. Мастерство А.К. Толстого в передаче чувств лирического героя. Вклад брянских краеведов Г.И. Стафеева и В.Д. Захаровой в изучение биографии и литературного наследия А.К. Толстого. Картины Красного Рога в изображении Г.И. Стафеева.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирика, лирический герой, стиль.
Н. Грибачев «Эта земля», «Как тот мужик». И. Швец «Нашим городом можно гордиться», «Меня тропинка увела…» В. Козырев «Отчей земле».Н. Денисов «Кузьмич», «У русской печки». А. Якушенко «Этот домик стоит на окраине», «Село на ласку щедрым не было». М. Атаманенко «Живупосредине России». К. Асеева «Я, кажется, стала чужою», «Зачем ты ругаешь провинцию». И. Пенюкова «Постоять у родного порога…» А. Екимцев «Лесная арфа».
Краткие биографические сведения о поэтах. Образ малой родины в лирике брянских авторов. Привязанность к отчей земле, благодарное чувство к родителям, гордость за историю родного края, уважение к людям труда в стихотворениях. Мысль об ответственности за судьбу родной земли в брянской поэзии. Мастерство авторов в передаче мыслей и чувств по отношению к малой родине. Использование разнообразных языковых средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д.) в раскрытии авторского замысла. Роль брянской поэзии в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирика, гимн, лирический герой, ритм.
С.П. Кузькин «В сердце хлынут былины», «Я чувствовал, что ты мнепозвонишь», «Алена», «Деревня», «Травы горькие», «Настенный календарь».
Краткие биографические сведения о поэте. Общественная деятельность С.П. Кузькина: руководство трубчевским литературным объединением «Горизонт», участие в организации праздника «На земле Бояна». Образ малой родины в стихотворениях С.П. Кузькина. Отношение к историческому прошлому родины. Уважение к людям, которые живут и трудятся на родной земле. Чувство причастности к судьбе русской деревни. Патриотический пафос поэзии С.П. Кузькина. Мастерство поэта в использовании средств языковой выразительности для передачи мыслей и чувств лирического героя. Обращение к фольклорным средствам языка.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклорные приемы.
А.Г. Мехедов «Курганье», «В лугах», «Плотники», «Люблю», «Круче росами стали рассветы», «Здесь мир голубой, бирюзовый, зеленый…», «Сгорело лето в синем дыме», «Не тоскую как будто…».
Краткие биографические сведения о поэте. А.Г. Мехедов о задачах своего творчества. Тематическое разнообразие стихотворений А.Г. Мехедова о малой родине: героическое историческое прошлое; воспоминания о детстве, родителях; образы земляков, чей вдохновенный труд украшает землю и радует; родная природа. Особенности поэтического языка А.Г. Мехедова. Использование им старославянизмов, обращение к фольклорным приемам. Знание и использование им разговорной образной народной речи. Искренность, задушевность, народность поэзии А.Г. Мехедова.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет, сравнение, метафора.
П.Л. Проскурин «Порог любви» (отрывки из повести).
П.Л. Проскурин – народный писатель. Пафос сочинений писателя – в преклонении перед народной правдой, в любви к Родине и ее народу. Картины детства писателя в произведении «Порог любви» как характерные для жизни людей всей России. Уважение автора к людям, которые трудятся на родной земле. Проблема переселения людей, его причины в понимании П.Л. Проскурина. Утверждение писателя, что «чудо России всего лишь в ее человеке…» Проскуринская интерпретация строк Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Жанр, народность в литературе.
Г.В. Метельский «Путешествие в школьные годы» (отрывки из книги«Листья дуба»).
Краткие биографические сведения. Отражение привязанности к родной Брянщине в творчестве Г.В. Метельского. Любовь писателя к стародубской земле в отрывках из книги «Листья дуба» («Путешествие в школьные годы»). Использование автором разнообразных средств языка для передачи своего отношения к родным местам; активное употребление эпитетов, метафор, сравнений; краски и звуки, делающие картины привлекательными. Смысл введения в прозаический текст авторских стихотворений. Сложность переживаний писателя в родном краю. Размышления писателя о причинах, побуждающих молодежь уезжать из провинциальных городов. Актуальность этой проблемы в России сегодня. Г.В. Метельский о постоянстве своей любви к малой родине.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Проблема.
В.К. Соколов «Лебединое утро».
Краткие сведения о творчестве В.К. Соколова. Книга «Сказки Брянского леса» – о природе Брянщины, ее сказочной красоте и людях, любящих родную землю. Рассказ В.К. Соколова «Лебединое утро». Образ лесника Демьяныча в рассказе. Отношение этого героя к природе как пример для подражания. Старшее и младшее поколения в произведении. Выраженное через систему образов убеждение автора в том, что очень важно, чтобы нравственный опыт отцов передавался молодым. Связь в произведении В.К. Соколова понятий родина и лес.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Герой литературного произведения.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В БРЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 9 ч.
Фольклор Брянщины. Тема исторического прошлого и памяти о нем в пословицах, собранных на территории Брянской области.
Культурно-исторические места Брянщины в произведениях брянских писателей. В.С. Козырев «Брянский лес». Н.М. Грибачев «Тишина». А.П. Шкроб, В.К. Соколов «Рождение славы». Ю.С. Фатнев «Вщиж». Г.В. Карташова«Вщиж». А.Г. Мехедов «Петровский дуб». В.Д. Динабургский «Свенская ярмарка», «Плач о Свенском соборе».
Образ брянского леса – свидетеля боевого прошлого России. Славное прошлое Вщижа в произведениях брянских авторов. История Свенского монастыря как часть истории России.
Теория литературы. Литературный род. Сравнение, метафора, звукопись. Композиция. Строфа.
Крещение Руси в литературе Брянщины. А.К. Толстой «Литературная исповедь» (отрывок), «Песня о походе Владимира на Корсунь». В.Е. Сорочкин«Прощание». В.Д. Динабургский «Крещение Руси», «Крест».
Личность А.К. Толстого. Образ князя Владимира, изображение его душевного состояния после возвращения из Херсонеса. Художественная картина прощания Руси с языческими идолами и принятия новой веры. Средства передачи драматизма и исторической значимости описанных событий.
Теория литературы. Лирические жанры, историческая баллада. Комическое. Сравнения, олицетворение, метонимия.
Образ Романа Брянского в творчестве брянских писателей. Н.И. Поснов«Роман Брянский». В.Д. Динабургский «Князь Роман Брянский».
Личность и творчество Н.И. Поснова. Историческая тема в его произведениях. Образ защитника Земли Русской. Тема любви к Родине и самоотверженного служения ей.
Теория литературы. Историческая поэма. Инверсия, устойчивый эпитет, метафора, сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание. Аллегория. Кульминация. Идея.
Александр Пересвет – герой литературы Брянщины. В.Д. Динабургский«Александр Пересвет». А.Г. Мехедов «В полях России».
В.Д. Динабургский: личность и творчество. Брянский полк в изображении поэта. Своеобразие языка поэмы В.Д. Динабургского. Тема служения Отчизне. Победа на Куликовом поле как начало всех побед. Ратная слава России.
Теория литературы. Историческая поэма. Олицетворение, сравнение, звукопись, ассоциация.
А.К. Толстой «Князь Серебряный».
История создания романа. Эпоха Ивана Грозного в романе. Нравственные качества главного героя романа. Тема тирании и покорности.
Теория литературы. Литературный род. Исторический роман. Прообраз. Идейно-художественный замысел. Аллегория. Лирическое отступление.
3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 3 ч.
Фольклор Брянщины. Отражение нравственного опыта народа в пословицах, собранных на территории Брянской области.
Н.И. Родичев «Алимушкины полушубки».
Краткие биографические сведения о писателе. Н.И. Родичев – поэт и прозаик. Важнейшая тема в творчестве Н.И. Родичева – Великая Отечественная война. Н.И Родичев – «шахтерский летописец». Любовь к человеку – определяющий пафос книг поэта и прозаика. Поэтический праздник, посвященный памяти Н.И. Родичева, в Белых Берегах. Рассказ «Алимушкины полушубки». Характеристика главного героя рассказа Алимушки. Художественные приемы, использованные автором в изображении характера Алимушки, его мастерского, вдохновенного труда: портрет, речевая характеристика, введение второстепенных героев, художественная деталь и др. Роль второстепенных персонажей (деда Данилы, Домахи, кузнеца) в раскрытии идеи рассказа. Авторская мысль о подвижнической жизни Алимушки. Воспитательный смысл рассказа. Своеобразие стиля произведения – сходство со сказом.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стиль, рассказ, сказ, идея художественная.
Д.В. Стахорский «Роднички» и другие рассказы-миниатюры.
Краткие сведения о творчестве Д.В. Стахорского. «Роднички» – собранье литературных миниатюр. Д.В. Стахорский о своем замысле в миниатюре «Роднички». Смысл миниатюры о ребенке, сидящем на снегу. Умение автора через короткую зарисовку из жизни вызвать размышления о серьезных вещах. Проблема «мое и общее» в миниатюре о намокшем сахаре. Авторское осуждение собственнического начала в человеке. Смысл рассказа-миниатюры о пожаре в воинской части. Неоднозначное отношение автора к поступку майора Иванова. Сложность работы писателя в жанре миниатюры.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная миниатюра.
Л.С. Ашеко «Спас яблочный».
Краткие биографические сведения о писателе. Многожанровость творчества Л.С. Ашеко. Утверждение ею в поэзии и прозе духовно-нравственных ценностей, определяющих смысл жизни человека. Гуманность авторской концепции жизни. Особенности стиля Л.С. Ашеко как прозаика: активное использование поэтических средств языка, описание подробностей чувств героев. Л.С. Ашеко о жизни, творчестве и чтении книг. Рассказ «Спас яблочный». Проблема взаимоотношений взрослых и детей. Авторская мысль о том, что доброжелательные отношения между людьми необходимы для нравственного становления человека. Смысл названия рассказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет, финал произведения.
Ю.И. Кравцов «Зов света», «Материнский крест», «Колодец», «Средилюдей», «Насущный», «Сад», «Предпочитаю светлые тона…»
Краткие биографические сведения о поэте. Природа и жизнь села – основные темы поэзии Ю.И. Кравцова. Утверждение в стихотворениях нравственных ценностей, делающих человека лучше, духовнее. Способность поэта через образы природы и русской деревни передавать чувство любви к Родине, силу привязанности к родительскому дому, коленопреклоненное отношение к матери, мысль о важности связи поколений, раздумья о нравственном состоянии общества, представление о прекрасном. Стихотворения, созвучные лирике А.К. Толстого. Ю.И. Кравцов о себе и о своем творчестве.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Образ, актуальность темы произведения.
В.Е. Сорочкин «Пылающий камень».
Краткие биографические сведения о поэте. Основные темы поэзии В.Е. Сорочкина: вечные вопросы бытия, смысл жизни человека, природа, Родина, любовь. Особенности поэтического языка В.Е. Сорочкина: философичность; отсутствие декларативности; осмысленная, убедительная метафора; обращение к фольклорным сюжетам и образам; исповедальность. Поэма «Пылающий камень». История создания произведения. Тема противостояния добра и зла в мире. Мысль автора об очищающей силе раскаяния человека в содеянном зле, о том, что пробуждение совести умножает в мире добро. Гуманность авторской позиции. Характеристика главных героев поэмы. Смысл финала произведения. Использование автором фольклорных средств языка.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Идея произведения.
4. РОДНАЯ ПРИРОДА В БРЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 7 ч.
Фольклор Брянщины.
Мир природы и мир человека в пословицах, собранных на территории Брянской области.
Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Конь морской», «Обвеян вещею дремотой», «Как весел грохот летних бурь», «Декабрьское утро», «Как неожиданно и ярко», «Поток сгустился и тускнеет».
Связь жизни и творчества Ф.И. Тютчева с брянской землей. Роль С. Раича в формировании творческой личности Ф.И. Тютчева. Ф.И. Тютчев – певец природы. Своеобразие пейзажной лирики поэта. Богатство эмоций лирического героя стихотворений Ф.И. Тютчева. Мастерство автора в изображении картин природы. Роль эпитетов, метафор, олицетворений в воплощении авторского понимания природы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Метафора, эпитет, сравнение.
К.Г. Паустовский «Далекие годы» (гл. «Брянские леса», «Липовый цвет»).
Биографические и творческие связи К.Г. Паустовского с Брянщиной. Факты посещения писателем Брянска и его окрестностей. Брянский край в автобиографической повести «Далекие годы». Глава «Брянские леса». Причины посещения Брянщины юным К. Паустовским. Формирование у будущего писателя огромной любви к средней полосе России, ее природе и людям. Глава «Липовый цвет». Способы создания реалистических картин природы: описания с использованием точных названий растений, животных, птиц, рыб, насекомых. Поэтичность пейзажей К.Г. Паустовского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзаж.
Н.Рыленков «Все богатства русского пейзажа»; Н. Денисов «Прозябли поля до былинки», «Бесснежье»; Н. Поснов «Метель», «Нынче в праздничный четверг»; Н. Алексеенков «Зиме не в шутку жарко стало», «Синий апрель»;А. Малахов «Прелюдия весны», «Пробуждение»; Н. Афонина «За голубыми ставнями рассвета»; М. Атаманенко «Отцвели тополя, отцвели тополя»; К. Асеева «Только лес позолотит верхушки», «Медленно-медленно солнце садится»; В. Потапов «Осень яркой была», «Красное утро в Красном Холме», «Старайся быть добрей и проще».
Краткие биографические сведения о поэтах. Времена года в творчестве современных поэтов Брянщины. Многообразные картины зимы, весны, лета, осени в стихотворениях. Своеобразие поэтического взгляда на природу брянских авторов. Мир чувств и переживаний лирических героев. Роль тропов, ритмики, звукописи в создании пейзажей и выражении эмоционального тона стихотворений.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Звукопись, цветопись, окказионализм, лирический герой.
П.Л. Проскурин Стихотворения «Январь», «Поля», «Черемуха», «Кольцо», «У каждого свои околицы»; рассказ «На изгибе».Сведения о писателе: детские и юношеские годы, проведенные в поселке Косицы и городе Севске Брянской области, начало творческого пути, основные произведения. Роль родного края и художественной литературы в формировании личности будущего писателя. Природа и человек в стихотворениях П.Л. Проскурина, вошедших в автобиографическую книгу «Порог любви». Богатство духовного мира лирического героя. Патриотический пафос произведений П.Л. Проскурина. Рассказ «На изгибе». Проблематика, сюжет, образ рассказчика. Роль кольцевой композиции в воплощении авторской идеи. Пейзажные зарисовки. Образ реки. Способность главного героя чувствовать и понимать природу.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет, авторская позиция.
5. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 3 ч.
Понятие философии, философских проблем в литературе.
Фольклор Брянщины. Философский смысл пословиц. Вечные истины в народных изречениях.
Ф.И. Тютчев «Певучесть есть в морских волнах», «По дороге во Вщиж», «Фонтан», «Святая ночь на небосклон взошла», «Как океан объемлет шар земной».
Ф.И. Тютчев – величайший поэт-философ. Философское осмысление взаимоотношения природы и человека в стихотворениях поэта. Мотив гармонии жизни природы и дисгармонии человеческого существования. Проблема преходящих и вечных ценностей. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Мотив стихии, бездны. Метафоричность поэзии Ф.И. Тютчева. Приемы параллелизма, антитезы в композиции стихотворений.
Теория литературы. Метафора, антитеза, параллелизм.
М.В. Денисова «Время, текущее в песочных часах».
Некоторые сведения о жизни и творчестве М.В. Денисовой. Философская направленность прозаических и стихотворных произведений. Разнообразное воплощение мотива времени в лирике. Философские проблемы в рассказе «Время, текущее в песочных часах». Смысл названия произведения. Роль сюжета рассказа в воплощении авторской идеи. Характер главного героя. Философский смысл образа Песочных Часов.
Теория литературы. Авторский замысел. Идея.
В.Е. Сорочкин «Капля», «Безмолвно в комнате. Нежарко», «Свод», «Молния», «Блики», «У костра», «Тени», «Какой портной в просторной горенке».
Художественной своеобразие философской лирики В.Е. Сорочкина. Тема света и тьмы в произведениях брянского лирика. Отражение мотива света и тьмы в пейзажных, любовных, медитативных стихах. Противоборство и единство контрастных образов. Темы гармонии мира, добра и зла. Конкретность и многозначность образов. Пристальное внимание к предметным деталям. Лаконизм и символика названий стихотворений. Мастерство автора в создании лирических философских миниатюр.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Тропы, антитеза, мотив, реминисценция.
А.Т. Нестик «О чем тростник мыслит», «Ветка», «Для чего лес шумит», «Не-очь».
Сведения о биографии и творчестве писателя. А.Т. Нестик – мастер прозаических миниатюр. Философская тематика очерков: природа и человек, народ и память, день и ночь и др. Реминисцентный фон миниатюр: традиционные образы, цитаты, аллюзии. Роль авторских неологизмов в воплощении идейного содержания произведений. Метафора как основной художественный прием в создании образного мира философских миниатюр.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Очерк, эссе.
6. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 7 ч.
Фольклор Брянщины. Тема партизанской славы в пословицах. Песни и частушки брянских партизан.
Великая Отечественная война в произведениях поэтов – фронтовиков, «детей войны» и наших современников.
И.М. Радченко «Партизанские будни». М.П. Рубеко «Паренек», «Письмо».Л.А. Мирошин «Письмо с фронта». П.А. Быков «Горсть земли», «Вечный снег».Н.И. Рыленков «В суровый час раздумья нас не троньте…» С.И. Петрунин«Возвращение». И.А. Швец «Память». Г.В. Метельский «Хмуро дремлют вековые ели…»
Стихи российских поэтов, побывавших на Брянщине в годы Великой Отечественной войны. Поэтическое творчество поэтов-фронтовиков – духовная биография военного поколения. Партизанская тема. Жанр послания. Изображение войны как кровавого преступления против человечества. Проблема памяти. Образ воина-освободителя. Тема любви к Родине. Судьба военного поколения.
А.Г. Мехедов «Струны вещие». С.П. Кузькин «По вечерам гармонь рыдала глухо…» В.С. Козырев «Бомбежка», «Кинохроника 1942 года». Е.П. Кузин «Я живу. Я – случайно спасённый…» В.П. Макукин «Первый хлеб». И.М. Сорокин«Солдаты 45-го». А.С. Дрожжин «Патефон». В.И. Селезнев «Речечка».В.П. Соловский «Прощание». А.К. Якушенко «Сорок пятый». А.Л. Буряченко «Как мы выжили, дети войны?»
Великая Отечественная война в творчестве поэтов – детей войны. Преемственность между фронтовым поколением отцов и поколением детей. Тема послевоенного детства. Образ и судьба человека первого послевоенного поколения.
В.В. Володин «Время», С.П. Прилепский «Надевали шинели…»
Тема Великой Отечественной войны в современной поэзии Брянского края.
Теория литературы. Жанр послания. Художественный образ. Фольклорные мотивы. Оксюморон, метафора, олицетворение. Строфа.
Военная проза брянских писателей. Н.М. Грибачев «Здравствуй, комбат!»
Личность и творчество Н.М. Грибачева. Н.П. Рылько «Воспоминания о Николае Матвеевиче Грибачёве». Победа в войне – величайший подвиг советского народа. Нравственная проблематика военной прозы: верность долгу, совесть, человеческое достоинство и сострадание. Образ капитана Косовратова как воплощение мужества, чести, порядочности. Преемственность традиций честного служения Отчизне.
Теория литературы. Литературный жанр. Кольцевая композиция.
Военная тема в творчестве В.Д. Динабургского: «Пуля Дантеса», «Над рекою тихо дремлют вербы…», «Передний край», «Под Старой Руссой», «Красные маки», «Песня России», «И вот уже мчит неотложка...», «Поклонись ветерану Великой войны…»
Военная судьба В.Д. Динабургского. Духовный облик повествователя в рассказе «Пуля Дантеса», его отношение к Пушкину. Аллегорический смысл сюжета. Военная лирика В.Д. Динабургского. Тема памяти и героической истории России. Судьба и характер русского воина.
Теория литературы. Литературный род. Автобиографическая проза. Аллегория. Олицетворение, метафора, риторический вопрос. Лирический герой. Ритм.
Календарное планирование
№ Дата Тема урока Вид деятельности Домашнее задание
Устное народное творчество
1 Введение. Читайте на торопясь. Чтение и обсуждение статьи Стр. 5 вопр. «Проверьте себя» письменно
2 Предания Работа с учебником. Запись опорного конспекта Стр. 10 вопр. 2 «Будьте внимательны к слову».
3 Введение. А.К.Толстой. «Ты знаешь край, где всё обильем дышит» Работа с учебником. Работа по вопросам Стр. 17 вопр. 3 письм.
4 Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович» Чтение и обсуждение былин. Работа с учебником Выразит. чтение былины, стр. 11-15 конспект статьи
5 Былина «Садко» Чтение и обсуждение произведений Подготовить отрывок для выр.чт., рисунки к былинам
6 «Высокий свет полей в душе моей» (Н.Грибачёв, И.Швец, В.Козырев, Н.Денисов) Рассказ учителя. Анализ стихотворений Стр. 31 вопр. 4,5 по выбору
7 Р/р Подготовка к сочинению «Значение былин для современного человека» Подготовка материалов и написание сочинения Написать сочинение
8 Карело-финский эпос «Калевала» Работа с учебником Стр. 45 «Творческое задание» письм.
9 «Высокий свет полей в душе моей» (С.Кузькин, А.Мехедов) Выразительное чтение стихотворений Стр. 46 наизусть
10 «Песнь о Роланде» Работа с учебником Стр. 59 вопр. 5 письм.
11 Пословицы и поговорки Работа по вопросам учебника «Творческое задание» стр.67 письм.
Древнерусская литература
12 «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха Чтение и обсуждение Стр. 73-82 прочитать
13 «Постоять у родного порога» (П.Пооскурин, Г.Метельский) Чтение по ролям. Работа с учебником Стр. 63 вопр. 4-5 по выбору уч-ся, инд. задания
14 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы Анализ образов и художественных особенностей произведения Стр. 82 вопр. 5 письм.
15 Внеклассное чтение. Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке» Работа с текстом Письм. ответ на вопрос «В чём смысл названия повести?»
Из русской литературы 18 века
16 Творчество М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина. Стихотворения и оды Чтение и обсуждение. Запись опорного конспекта Стр. 92 задания «Обогащаем свою речь» письм.
17 «Постоять у родного порога» (Рассаз В.Соколова «Лебединое утро») Развитие навыков чтения. Анализ текста Стр. 68 вопр. 7, стр. 68-79 самост. изучение
Из русской литературы 19 века
18 А.С.Пушкин «Медный всадник» Чтение и обсуждение Наизусть отрывок
19 А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Чтение и обсуждение Стр. 107 задания «Обогащаем свою речь» письм.
20 А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре Чтение и обсуждение Прочитать «Станционный смотритель»
21 «Расскажи мне, Боян, даль веков обнажи» (В.Козырев, Н.Грибачёв, В. Соколов) Выразительное чтение. Анализ стихотворений Стр. 80 вопр. 1, инд. задания
22 А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» Анализ образов и художественных особенностей произведения Пересказ произведения
23 А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Судьба Самсона Вырина. Тема «маленького человека» в литературе Работа с текстом. Анализ образов и эпизодов Стр. 135 вопрос 6 письм. Прочитать «Песню про царя…» М.Лермонтова
24 «Осенилась Русь крестным знаменьем» (А.К.Толстой) Работа с учебником. Аналитическая беседа Стр. 109 вопр. 3 письм.
25 М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Анализ художественных особенностей произведения Составление словарика устаревших слов
26 М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Система образов произведения Анализ образов Подготовить выразительное чтение «Песни…»
27 Контрольное тестирование № 1 по прочитанным произведениям А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова Выполнение тестовых заданий Подготовить кроссворды по прочитанным произведениям
28 «Осенилась Русь крестным знаменьем» (В.Сорочкин, В.Динабургский) Выразительное чтение. Аналитическая беседа Сообщения о поэтах
29 Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» Анализ произведений Стих.наизусть по выбору
30 Р/р Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова» Обсуждение тем. Подбор материалом. Составление плана Написать сочинение
31 Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои Беседа с элементами лекции Работа с текстом: найти эпизоды, восхваляющие товарищество среди казаков
32 «И наша Русь ещё воспрянет» (Образ Романа Брянского в творчестве брянских писателей, Н. Поснов, Р.Брянский) Выразительное чтение. Аналитическая беседа Стр. 126 вопр. 13 письм.
33 Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Анализ эпизодов Отметить художественные особенности повести
34 Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Работа с текстом Характеристика Андрия, Остапа, Тараса
35 Р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Подбор материалов. Обсуждение тем. Составление плпнаНаписать черновик сочинения
36 «И наша Русь ещё воспрянет» (В.Динабургский) Сопоставительный анализ. Выразительное чтение Стр. 129 вопросы, иллюстрации к стихотворению
37 Р/р Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Написание сочинения Прочитать рассказ Тургенева «Бирюк»
38 И.С.Тургенев. «Бирюк». Проблематика произведения Чтение и обсуждение Стр. 249 вопр. 4 письменно
39 И.С.Тургенев. стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» Анализ произведений Наизусть стихотворение «Русский язык»
40 «На том ковыльном поле Куликовом» (А.Пересвет. Герои литературы Брянщины. А.Мехедов, В.Динабургский)Выразительное чтение. Работа по вопросам Сообщение по выбору : И.Швец или Н.Денисов
41 Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» Работа с учебником Подготовить сообщения о декабристах
42 Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «русские женщины» Анализ образов Стр. 271 вопр. 1 письм.
43 Стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» Чтение и обсуждение Отрывок наизусть
44 Куликовская битва в произведениях брянских авторов Индивидуальные выступления учащихся Стр. 147, кроссворд
45 А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» Чтение и обсуждение Стр. 288 вопр. 8-9
46 М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Анализ образов и художественных особенностей произведения Чтение по ролям
47 Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный» Рассказ учителя. Развитие навыков чтения Стр. 160 вопр. 4, инд. задания
48 Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проблематика повести Работа с текстом. Запись опорного конспекта Стр. 303 «Размышляем о прочитанном» письм.
49 Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых Чтение и обсуждение Стр. 322 «Совершенствуем свою речь» письм.
50 «Для людей среди людей живи» (Проза брянских авторов Н.Родичев, Д. Стахорский) Ролевое чтение. Работа по вопросам Стр. 177 вопр. 3 письм.
51 Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство» Анализ образа главного героя Стр. 324 «Обогащаем свою речь» вопр. 1 письм.
52 А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе Чтение и обсуждение Подг. чтение по ролям
53 «Для людей среди людей живи» (Л.Алешко «Спас яблочный») Индивидуальные выступления учащихся Стр. 183 вопр. 6.7 письм.
54 А.П.Чехов «Злоумышленник» Чтение и обсуждение Стр. 339 «Размышляем о прочитанном»
55 Контрольное тестирование № 2 по прочитанным произведениям Выполнение тестовых заданий Подготовить кроссворд
56 «Добавить миру каплю света» (нравственные ценности в брянской поэзии Н.Кравцов, В.Сорочкин, Н.Грибачёв) Выполнение тестовых заданий Стр. 187-188 наизусть по выбору
«Край ты мой, родимый край…»
57 Стихотворения В.А.Жуковского, И.А.Бунина, А.К.Толстого о родной природе Анализ произведений Наизусть, рисунки
Произведения русских писателей 20 века
58 И.А.Бунин. «Цифры» Анализ произведения Стр. 17 «Размышляем о прочитанном» устно
59 Певец природы – Ф.Тютчев Рассказ учителя. Выразительное чтение. Работа с учебником Стр. 8-12 наизусть по выбору
60 М.Горький «Детство». Автобиографическая повесть Анализ образа главного героя стр. 89 «Совершенствуем речь» вопр. 1
61 М. Горький. Нравственные вопросы повести .Обсуждение эпизодов Рассказать об одном из героев повести (письм.)
62 «Счастливое время открытий» (К.Г.Паустовский и Брянский край). «Брянские леса» Работа по вопросам. Работа с учебником Стр. 20 вопр. 6 письм.
63 Р/р Подготовка к сочинению «Тема детства в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького» Обсуждение тем. Подбор материалов. Составление плана
Написать сочинение
64 М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о ДанкоЧтение и обсуждение Подготовить пересказ произведения
65 «Счастливое время открытий». «Липовый цвет» Аналитическое чтение Стр. 30 вопр. 2 сочинение-миниатюра
66 Л.Н.Андреев «Кусака» Чтение и обсуждение Стр. 101 «творческое задание» вопр. 1
67 В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Анализ художественных особенностей стихотворения Выразит. чтение стихотворения.
68 «Всё богатство русского пейзажа» (времена года в лирике брянских поэтов: Н.Рыленков, Н.Денисов, В.Поснов, Н.Алексеенков)Выразительное чтение. Анализ стихотворений Стр. 35-41, иллюстрации
69 В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» Чтение и обсуждение Стр. 114 «Обогащаем свою речь» вопр. 1-2
70 А.П.Платонов «Юшка» Работа с учебником Стр. 126 «Размышляем о прочитанном» вопр.2 письм.
71 «Всё богатство русского пейзажа» (Н.Афонина, М.Атаманенко, К.Асеева, В.Потапов) Сопоставительный анализ. Работа по вопросам Стр. 41 вопр. 4 , наизусть
72 Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка» Анализ образов Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»
73 А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире» Анализ образов Стр. 141 «Совершенствуем свою речь» вопр. 3
74 «Семена жизни» (природа и человек в поэзии П.Проскурина) Анализ стихотворений. Рассказ учителя Сообщение о Проскурине
75 Р/р Подготовка и написание сочинения «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Подбор материалов. Составление плана. Написание сочинения
Подготовить презентацию по произведениям Платонова
76 Б.Л.Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме…», «Июль» Анализ произведения Выразительное чтение, по желанию наизусть
77 «Семена жизни» (рассказ Проскурина «На изгибе») Выступление учащихся. Ролевое чтение Стр. 52-56, индивидуальные задания
78 А.Т.Твардовский. Стихотворения. Час мужества. Анализ стихотворений Наизусть по выбору. Прочитать рассказ Абрамова «О чём плачут лошади»
79 Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади» Эстетические и нравственные проблемы рассказа Работа с текстом В чём сходство произведений Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Абрамова «О чём плачут лошади»? Письм. ответ
80 «Вселенная души». Философская лирика Ф.Тютчева Работа по вопросам. Анализ стихотворений Стр. 61 наизусть
81 Е.И.Носов «Кукла» Чтение и обсуждение Стр. 182 вопр. 3 письм.
82 Внеклассное чтение. В. Железников. «Чучело». Тема взаимоотношения подростков Обсуждение эпизодов Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро»
83 Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей Аналитическое чтение. Работа по вопросам Сообщение о Маргарите Денисовой
84 Ю.П.Казаков «Тихое утро» Работа с текстом Подготовить план рассказа и пересказ
85 Д.С.Лихачёв «Земля родная» Чтение и обсуждение Стр. 209 работа по вопросам
86 Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей Работа с учебником. Индивидуальные выступления учащихся Стр. 84 вопр. 4, написать эссе
Писатели улыбаются
87 М.М.Зощенко «Беда» Чтение и обсуждение Подготовить чтение рассказа по ролям
«Тихая моя родина…»
88 Стихотворения о родной природе В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова Анализ стихотворений Наизусть
89 «И навечно совпало с нами это время в календаре» (ВОв в произведениях брянских поэтов) Рассказ учителя. Анализ стихотворений и фронтовых писем Стр. 100 вопросы
Песни на стихи русских поэтов 20 века
90 И.А.Гофф,Б.Ш.Окуджава,А.Н.Вертинский Прослушивание записей и обсуждение Выразительное чтение стихотворений. Подготовиться к тесту
Из литературы народов России
91 Р.Гамзатов. Стихотворения.
Контрольное тестирование № 3 по произведениям, изученным в 7 классе Анализ стихотворений. Выполнение тестовых заданий Презентация «Писатели 20 века»
92 «И навечно совпало с нами это время в календаре». «Мы дети трудные войны» Чтение и анализ стихотворений Стр. 115 вопр. 3 наизусть
Зарубежная литература
93 Р.Бёрнс. «Честная бедность».Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!» Анализ произведений Выразительное чтение стихотворений
94 Японские трёхстишия(хокку) Чтение и обсуждение Прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов»
95 «И навечно совпало с нами это время в календаре». «Грустную память о прошлом храня» Выполнение тестовых заданий Сообщение о Грибачёве96 «Выполняя жизни назначенье». (военная проза брянских писателей: Н.Грибачёв «Здравствуй, комбат»)Выступления учащихся. Выборочное чтение Стр. 138 вопросы, иллюстрации
97 О.Генри. «Дары волхвов» Работа с текстом Подготовить пересказ произведения
98 О.Генри «Дары волхвов». Чудо самопожертвования Работа с текстом. Работа по вопросам Прочитать рассказ Р.Брэдбери «Каникулы»
99 «Выполняя жизни назначенье» Анализ эпизодов повести. Написать письмо с фронта
100 Р.Д.Брэдбери «Каникулы» Работа с текстом Подготовить кроссворд по прочитанным произведениям
101 Детективная литература Работа с учебником. Отзыв на понравившееся произведение
102 «В память барабанит 41-й год» (военная тема в творчестве Динабургского) Рассказ учителя. Аналитическое чтение Стр. 149 вопр. 4, наизусть
103 «В строки переплавилась война» (Н.Буранинков, А.Саввин, В.Соколов) Индивидуальные выступления учащихся. Подведение итогов. Выполнение тестовых заданий Стр. 152-153 наизусть по выбору
104 Урок-концерт по изученным произведениям Индивидуальные выступления учащихся 105 Итоги года и задание на лето Индивидуальные выступления учащихся