Рабочая программа по литературе по учебнику под редакцией Коровиной. Литература. 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ № 44
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______________
_______________
Протокол №1 от _________
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_________________
__________________
_______________2013
«Утверждено»
Директор
МБОУ Гимназия №44
г. Иркутска
________________
Т.В.Прусская
_______________2013
Рабочая программа
по литературе
для 5А, 5Б,5К классов
(Уровень: базовый уровень)
Учитель: Орлова Наталья Петровна,
высшая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Я. Коровиной
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколенияв содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа(подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение ;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической , культурологической ,коммуникативной компетенциями.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
5 - 6 классы.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Авторская программа под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения отводит в год- 102 часов для изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Из них уроков развития речи-10, контрольная работа - 5.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностными результатами учащихся являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности ,воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении выбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
умении самостоятельно планировать пути достижения целей своего обучения , выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIв., русских писателей XIX-XX в .в., литературы народов России и зарубежной литературы;
умение анализировать литературное произведение : определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею нравственный пафос , характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно - ориентационной сфере:
приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы , их оценка;
понимание авторской позиции и своего отношения к ним;
в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмыслённое чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту, уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведения;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных средств.
Содержание тем учебного курса.
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление)
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский
Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Русская литературная сказка.
Антоний Погорельский «Чёрная курица ,или Подземные жители».
Сказочно-условное ,фантастическое и достоверно- реальное в литературной сказке .Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов) Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко
Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин
Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов
Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич ПаустовскийКраткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак
Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войнеПатриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Поэты XX века о Родине и родной природе
Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер» А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»
Саша Черный
«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон
Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо
Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен
Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк ТвенКраткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон
Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Учебно-тематический план
№
Тема
Всего
уроков
Контрольные
работы
Развитие
речи
Введение
1
Устное народное творчество
10
1
Из древнерусской литературы
2
Из русской литературы 18 века
2
Из русской литературы 19 века
42
И.А.Крылов
4
1
В.А.Жуковский
2
Литературная сказка
2
А.С.Пушкин
9
М.Ю.Лермонтов
2
Н.В.Гоголь
3
1
Н.А.Некрасов
3
И.С.Тургенев
5
2
А.А.Фет
1
Л.Н.Толстой
5
1
А.П.Чехов
2
Поэты 19 века о Родине, родной природе
3
1
Из литературы 20 века
30
И.А.Бунин
2
В.Г.Короленко
4
1
С.А.Есенин
1
П.П.Бажов
2
К.Г.Паустовский
3
1
С.Я.Маршак
4
А.П.Платонов
2
В.П.Астафьев
4
1
Стихотворения о Великой Отечественной войне
2
1
Поэты 20 века о Родине и родной природе
2
Саша Чёрный
2
Ю.Ким
1
Из зарубежной литературы
12
1
Итоги года
4
1
105
5
10
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
Классы: 5А, 5Б,5К
Учитель Орлова Наталья Петровна
Количество часов
Всего 102 часа; в неделю 3 час.
Плановых контрольных уроков 5, уроков развития речи 10
Планирование составлено на основе авторской программы В.Я.Коровиной
Учебник Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 5 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература
1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006
3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока и основное содержание урока
Всего часов
Дата
Корректировка
Виды деятельности
учащихся
Виды контроля
1.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
1
Групповая:
вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки. пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.
Индивидуальная: написать рассказ по пословице
Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.
Творческий пересказ статьи учебника
Устное народное творчество.
2.
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
1
Актуализация сведений о фольклоре, полученных в нач. школе
Чтение и обсуждение фольклорных произведений
Слушание, беседа. Чтение статьи.
Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? \Сопоставление вариантов фольклорных произведений разных стран на общие тем. Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку.
3.
Детский фольклор
1
Актуализация сведений о фольклоре, полученных в нач. школе
Чтение и обсуждение статьи учебника Заполнение таблицы «Жанры детского фольклора»
Участие в коллективном диалоге
Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку
4.
Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
1
Чтение и составление плана статьи учебника, толкование структурных элементов сказок ; ответы на вопросы, работа с кратким словарем литературоведческих терминов.
Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками?
Чтение сказки "Царевна-лягушка", составление плана
Проект. Составление электронного альбома "Художники - иллюстраторы сказок"
5.
"Царевна-лягушка". Василиса Премудрая и Иван-Царевич.
1
Пересказ фрагментов сказки, устное рецензирование чтения и пересказа одноклассников. Характеристика сказочных героев и средств создания их образов.
Участие в коллективном диалоге
Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану
Создание иллюстраций к сказке, их устная защита
6.
Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Поэтика волшебной сказки.
1
Чтение статьи учебника и сказывание сказки с использованием сказочных элементов
Участие в коллективном диалоге
Сопоставление вариантов сказоки
Презентация и защита иллюстраций
Письменное сообщение об особенностях народных сказок
7.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»- волшебная богатырская сказка героического содержания.
1
Чтение вслух, сопоставление иллюстраций с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки.
Участие в коллективном диалоге
Выделение этапов развития сюжета
Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их защите
Выразительное чтение по ролям эпизода сказки.
Устное иллюстрирование
8.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо": система образов сказки. Поэтика сказки.
1
Беседа о героях сказки, участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов
Групповые мини-исследования: поиск и изучение слов и выражений, в которых даётся оценка героев
Составление характеристики главного героя
Презентация и защита иллюстраций к сказке
9.
Сказка о животных «Журавль и цапля».
1
Выразительное чтение сказки
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов сказочниках»
Составление письменного сообщения на тему "Мои любимые сказки о животных"; подбор электронных материалов на тему "Сказки о животных"
10.
Бытовые сказки. "Солдатская шинель . Сказители. Собиратели сказок
1
Выразительное чтение сказки и её пересказ от лица героя. Устное рецензирование пересказа одноклассника
Пересказ самостоятельно прочитанной сказки
Участие в коллективном диалоге
Чтение статьи учебника
Составление развёрнутого письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материала и цитат, аргументирование своего мнения)
Составление викторины по сказкам
11
РР Итоговый урок на тему "Русские народные сказки"
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела "Литература и изобразительное искусство".
Защита ученических проектов "Художники - иллюстраторы сказок". Ответы на вопросы викторины
Домашняя контрольная работа ( письменный ответ на один из проблемных вопросов). Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет
Древнерусская литература
12.
Возникновение древнерусской литературы.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей.
1
Слушание учителя, работа с учебником, составление плана статьи учебника, чтение отрывков древнерусской литературы, устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Определение главной мысли фрагмента летописи
Составление толкового словарика незнакомых слов из древнерусских летописей
13.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле.
1
Чтение и пересказ произведения, ответы на вопросы, словесное рисование.
Характеристика героев
Обсуждение произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты
Поиск примеров, иллюстрирующих сходство летописи и произведений фольклора
Сочинение по картине А.Иванова "Подвиг молодого киевлянина"
Проект. Составление электронного альбома "Сюжеты и герои русских летописей".
Из литературы XVIII века.
14.
М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя
1
Чтение статьи о Ломоносове, устные рассказы о Ломоносове (по группам). Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов.
Участие в коллективном диалоге
Составление плана рассказа о Ломоносове, подготовка краткого письменного сообщения по этому плану
Проект. Составление электронного альбома (презентации) "М.В.Ломоносов - великий россиянин"
15.
М.В.Ломоносов. "Случились вместе два Астронома в пиру..." Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе. Жанры литературы (начальное представление)
Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника
Составление плана ответа на вопрос "Какие юмористические элементы использует автор в стихотворении?"
Составление таблицы "Роды и жанры литературы"
Из литературы XIX века
16.
Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: Сумароков, Дмитриев
1
Выразительное чтение басен разных баснописцев. Устное рецензирование чтения одноклассников. Чтение и обсуждение статьи учебника. Пересказ фрагмента публицистического текста
Подготовка плана сообщения об одном из баснописцев
17.
И.А.Крылов. Слово о баснописце. "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом Осмеяние человеческих пороков
1
Работа над выразительным чтением басен. Устное рецензирование чтения одноклассников. Чтение и обсуждение статьи учебника, комментирование незнакомых слов, понятий. Участие в коллективном диалоге
Подготовка к выразительному чтению басни наизусть
Составление характеристик героев басен
18.
И.А.Крылов. "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне. Развитие понятий об аллегории и морали.
1
Комментированное чтение и обсуждение.
Работа над выразительным чтением басен. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Составление таблицы "Жанровые особенности басни"
Сочинение собственной басни
Инсценированное чтение
Письменное сообщение "Крылатые выражения в басне"
Проект. Составление электронного альбома "Герои басен Крылова в иллюстрациях"
19.
РР Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
1
Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения одноклассников.
Сообщение о жанровых особенностях басни. Устное словесное рисование.
Представление инсценировок по басням Крылова.
Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций
Написание сатирической статьи в школьную газету
20.
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Краткий рассказ о поэте. ». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
1
Чтение статьи о поэте, составление плана статьи, чтение сказки, Устное рецензирование чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и составление плана сказки. Рецензирование актёрского чтения. Ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
.
Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка.
21.
Баллада В.А.Жуковского «Кубок»
1
Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление основных черт жанра баллады. Чтение баллады, полноценное ее восприятие; Устное рецензирование чтения одноклассников. ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге
Составление плана характеристики героя баллады и рассказ о герое баллады
22.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». Понятие о лирическом послании
1
Чтение и обсуждение статьи учебника. Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Составление плана статьи. Выразительное чтение стихов о няне поэта. Устное словесное рисование портрета няни. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление черт лирического послания.
Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение наизусть стихотворения
23.
"У лукоморья дуб зелёный". Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - собирательная картина сюжетов и событий народных сказок
Выразительное чтение пролога. Устное рецензирование чтения одноклассников. Работа со словарём литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Обсуждение произведений живописи и музыки, созвучных прологу. Устное иллюстрирование пролога.
Создание иллюстраций к прологу и подготовка к их защите. Подготовка выразительного чтения пролога наизусть.
24.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». События и герои сказки.
1
Восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге.
Выборочный пересказ эпизодов. Сопоставительный анализ
Литературной и народной сказок.
Создание иллюстраций к сказке, их устная защита
25.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.
1
Составление таблицы "Система образов". Составление плана сравнительной характеристики героев ( по группам). Нравственная оценка поступков героев. Рецензирование актёрского чтения фрагментов сказки
Сопоставление сказки и анимационного фильма. Написание отзыва об анимационном фильме по сказке
Составление письменной сравнительной характеристики героев
26
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: история сюжета, поэтика сказки.
1
Сопоставительный анализ сказки Пушкина и фольклорных сказок разных народов ( по группам). Различные виды пересказов. Составление плана сопоставительного анализа и рассказ по плану. Устные ответы на вопросы ( с цитированием сказки). Участие в коллективном диалоге. Изучение статей учебника.
Защита отзыва на анимационный фильм
Составление таблицы"Сходство и различие народных и литературных сказок"
Проекты: Составление электронной презентации "Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира" или "События и герои сказок Пушкина в книжной графике"
27
РР А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов
1
Чтение, обсуждение и обучение записи основных положений статьи учебника. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Домашняя контрольная работа (ответ на один из проблемных вопросов)
28-29
Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина
2
Тестирование. Письменные высказывания различных жанров, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на вопрос по теории литературы, ответы на проблемные вопросы нравственно-этического плана
Тестирование. Письменные высказывания различных жанров, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на вопрос по теории литературы, ответы на проблемные вопросы нравственно-этического плана
30
А.С.Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения). Художественный мир пушкинских сказок
1
Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина. Инсценирование фрагментов сказок Составление вопросов к сказкам. Игровые виды деятельности. Презентация и защита иллюстраций к сказкам Пушкина.
Защита учебных проектов по произведениям Пушкина.
Пересказ самостоятельно прочитанных сказок Пушкина
31.
Русская литературная сказка XIX века. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или подземные жители" как литературная сказка.
1
Чтение и обсуждение статьи учебника. Комментирование незнакомых слов и выражений. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов сказки. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Устное словесное рисование эпизодов. Выделение этапов развития сюжета сказки. Выявление характерных признаков литературной сказки
Выполнение заданий учебника из раздела "Обогащаем свою речь"
32
"Чёрная курица, или подземные жители" как нравоучительное произведение.
1
Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексическая работа. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Составление устного отзыва о сказке. Рецензирование иллюстраций к сказке.
Составление письменного отзыва о сказке
33.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
1
Чтение статьи учебника. Комментирование историко-культурных реалий статьи. Восприятие стих-ия. Лексическая работа. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устное рецензирование чтения одноклассников. наблюдение над речью рассказчика;
Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора -передать историическую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?»
34.
"Бородино": проблематика и поэтика
1
Выразительное чтение наизусть. Устное рецензирование чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Чтение и обсуждение стихотворения "Два великана"
Устное словесное рисование, комментирование художественного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины?
35
"Ашик - Кериб" как литературная сказка (урок внеклассного чтения)
1
Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Инсценирование фрагментов сказки.
Создание иллюстраций , их устная защита.
Анализ фрагментов сказки ( по группам)
36.
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»
1
Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полно-ценное восприятие; ответы на вопросы. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов Устное рецензирование чтения одноклассников. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Характеристика героев повести с использованием цитатных примеров ( по группам).
Художественный пересказ эпизодов повести
37.
Реальное и фантастическое в сюжете повести "Заколдованное место".
1
составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями ху-дожников; чтение по ролям. Работа со словарём литературоведческих терминов. Участие в коллективном диалоге.
Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Анализ фрагментов сказки ( по группам)
Проект. Составление электронной презентации "Фантастические картины "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в иллюстрациях"
38.
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», "Майская ночь. или Утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть"
(урок внеклассного чтения)
1
Краткий пересказ сюжета повести (по группам). Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов Устное рецензирование чтения одноклассников. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устное иллюстрирование.
Презентация и защита проектов ( по группам)
Характеристика главных положительных героев (по группам) . Письменный ответ на проблемный вопрос.
39.
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. "Есть женщины в русских селеньях" (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины
1
Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; Устное рецензирование чтения одноклассников. Лексическая работа. Осмысление сюжета стихотворения (ответы на во-просы); Работа со словарём литературоведческих терминов. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения
Составление таблицы "Внешность и черты характера русской крестьянки" ( с использованием цитирования). Создание иллюстраций к сказке, их устная защита
40.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
1
Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи. Участие в коллективном диалоге.
Составление плана ответа на вопрос.
41
"Крестьянские дети". Язык стихотворения.
1
Выразительное чтение стихотворения по ролям. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устное иллюстрирование
Составление речевых характеристик персонажей ( по группам). Описание одной из иллюстраций учебника
42.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». "Муму" как повесть о крепостном праве..
1
Слушание, работа с учебником, заочное путешествие, чтение рассказа. Чтение по ролям фрагментов повести и рецензирование чтения одноклассников. Комментирование незнакомых слов и выражений. Участие в коллективном диалоге.
Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?
Проект. Составление электронного альбома "словесные портреты и пейзажи в повести "Муму" глазами книжных графиков (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики., анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства)
43.
"Муму" как протест против рабства.
1
Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Устное рецензирование чтения одноклассников. Инсценирование фрагментов повести. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования . Устное словесное рисование; комментирование художественного произведения,
Составление плана характеристика Герасима, письменная характеристика Герасима
44.
"Муму": система образов.
1
Устные рассказы о Герасиме. Обсуждение плана его характеристики. Составление плана сравнительной характеристики героев ( по группам)
Письменная сравнительная характеристика героев
45.
РР И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа".
1
Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа.
Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа
45.
РР Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению
1
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия "портрет", "пейзаж"
Презентация и защита электронных альбомов "Словесные портреты и пейзажи в повести"
Домашняя контрольная работа (ответ на один из проблемных вопросов)
46.
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
1
Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Рассказ о стихотворении по вопросам учебника. Чтение и анализ стихотворений Фета о природе ( по группам)
Выразительное чтение наизусть.
47.
Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев
1
Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие, пересказ и инсценирование его фрагментов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге.
Анализ эпизодов рассказа (по группам). Устные рассказы о героях ( по группам)
48.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
1
Устные сообщения о героях рассказа. Сопоставление персонажей рассказа и составление плана сравнительной характеристики героев. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении, рецензирование. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Викторина
Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина?
Проект. Электронная презентация "Жилин и Костылин: два характера - две судьбы".
49.
РР "Кавказский пленник". Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения
1
Защита презентации Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художест-венного текста
Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?
50-51
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого
2
Создание письменных высказываний разных жанров: сочинение по картине, характеристика героев, отзыв о прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, выполнение тестовых заданий..
Создание письменных высказываний разных жанров: сочинение по картине, характеристика героев, отзыв о прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, выполнение тестовых заданий..
52.
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ
1
Чтение статьи о писателе, сообщение о псевдонимах Чехова и их происхождении. Чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоци-ативных связей с иллюстрацией. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия
Написания отзыва на иллюстрацию учебника.
Проект. Создание электронного альбома "Юмористические рассказы Чехова в иллюстрациях"
53
РР "Хирургия" Составление киносценария по рассказу.
1
Устное рецензирование чтения актёров. составление цитатного плана рассказа. Подбор цитат по заданным темам: интерьер земской больницы, облик героев, их реплики ( по группам). Исполнение сценки по рассказу ( по группам), оценка игры "актёров". Составление таблицы, включающей в себя ключевые элементы киносценария
Составление киносценария по рассказу ( по группам)
Проект. Инсценировка рассказа Чехова
54.
Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова (урок внеклассного чтения)
1
Пересказ, беседа по содержанию. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Инсценирование юмористических рассказов и рецензирование инсценировок. Выявление авторских способов создания комического
Письменный ответ на вопрос
Проект. Составление электронного альбома "Юмористические рассказы Чехова в иллюстрациях Чехова"
55.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе. Ф.И.Тютчев. "Зима недаром злится...","Весенние воды", "Как весел грохот летних бурь", "Есть в осени первоначальной...". Образ родины в пейзажной лирике поэта.
1
Чтение и обсуждение статьи учебника. Анализ стихотворения по вопросам учителя с использованием цитирования ( по группам). Устное рецензирование чтения одноклассников. Обсуждение репродукций ; установление ассо-циативных связей с произведениями живописи и музыки.
Анализ стихотворений ( по группам)
Чтение стихотворения наизусть
Создание иллюстрации к стихотворению и подготовка к её презентации и защите
56.
А.Н.Майков, И.С.Никитин, И.З.Суриков, А.Н.Плещеев. Урок-концерт
1
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование чтения одноклассников. Подбор цитатных подписей из стихотворений к репродукциям художников. Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов
Устное словесное рисование, выразительное чтение
Проект. Иркутские поэты XIX Составление презентации.
57.
РР Русские поэты XIX века о родине и родной природе
1
Выразительное чтение стихотворений в формате конкурса чтецов. Устное рецензирование чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.
Письменный анализ стихотворения
Из литературы XX века
58.
И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
1
Чтение статьи учебника, составление её плана. Выразительное чтение и обсуждение стихотворения. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования Работа со словарём литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устный анализ эпизода. Составление рассказа по одной из репродукций картин, созвучных рассказу.
Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?
59.
И.А.Бунин. "Подснежник".(урок внеклассного чтения).Тема исторического прошлого России.
1
Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование чтения одноклассников. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Составление письменного ответа на проблемный вопрос
60.
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Изображение жизни детей.
1
Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; ком-ментирование художественного текста. Подбор цитатных подписей к иллюстрациям.
Письменный ответ на вопрос.
Заполнение цитатной таблицы "Портретные характеристики героев"
61.
"В дурном обществе": семья Тыбурция
1
Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Поиск в произведении пейзажных зарисовок и определение их роли в произведении. Анализ портретных характеристик и определение их роли в повести
Письменная сравнительная характеристика героев
62.
"В дурном обществе": дурное общество" и "дурные дела"
1
Выразительное чтение фрагментов повести, краткий и выборочный пересказ и обсуждение ключевых моментов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета повести, её проблематики, тематики Работа со словарём литературоведческих терминов.
Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?
Проект. Электронный альбом "Мои ровесники в повести"В дурном обществе"
63.
РР "В дурном обществе". Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
1
Презентация и защита коллективного проекта. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Составление устного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме
Письменные ответы на проблемные вопросы
64.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа.
1
Концерт-миниатюра из стихов поэта. Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Анализ стихотворений о родном доме
Выразительное чтение наизусть
Проект. Электронный альбом "Стихи Есенина в наших иллюстрациях"
65.
П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» : образы Степана и Хозяйки Медной горы
1
Актуализация знаний о Бажове и его тв-ве. Чтение статьи о писателе, устный рассказ о Бажове. Комментированное чтение, работа над пересказом. Комментирование незнакомых слов и выражений.. Устное описание портретов героев сказа
Письменный рассказ о главных героях и их нравственная оценка.
Проект. Презентация "Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов" с цитатными подписями к иллюстрациям.
66.
Сказ как жанр литературы.
1
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Исследование языка сказа
Защита проекта
67.
К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки.
1
Чтение статьи о писателе, Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования Участие в коллективном диалоге. Поиск иллюстраций к сказке, создание собственных иллюстраций. Подбор пословиц, поговорок о хлебе.
Составление цитатного плана сказки. Заполнение таблицы "Цитатная характеристика героев" (по группам)
68.
"Тёплый хлеб": язык сказки
1
работа над образами главных героев сказки, беседа по вопросам. Выявление в сказке реальных и фантастических элементов и черт фольклора. Работа со словарём литературоведческих терминов. Комментирование понятий. Презентация иллюстраций к сказке с цитатными подписями. Исследование языка сказки
Письменный ответ на один из проблемных вопросов
69..
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения).Природа и человек в сказках Паустовского
1
Инсценирование фрагмента. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Устное рецензирование чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Различные виды пересказов (по группам). Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений писателя. Определение авторского отношения к героям.
Ответы на вопросы викторины
70.
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки для детей. (урок внеклассного чтения)
1
Чтение статьи о писателе, Инсценировка эпизодов из сказок и обсуждение их содержания. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Рассказы о героях сказок. Нравственная оценка героев сказок.
Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).
71.
"Двенадцать месяцев": проблемы и герои.
1
Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения одноклассников. устное словесное ри-сование, чтение по ролям.
Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Нравственная оценка героев сказки. Подбор цитат для характеристики героев ( по группам). Рассказ о героях по плану
Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев).
Проект. Инсценирование фрагментов сказки ( по группам)
72.
"Двенадцать месяцев": пьеса-сказка и её народная основа.
1
Театрализованное представление фрагмента сказки. Определение родовых, жанровых особенностей пьесы-сказки Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклора. Различные виды пересказов. Составление плана высказывания "Драма как род литературы".
Заполнение таблицы "Общность и различие пьесы-сказки С.Я.Маршака и одноимённой народной сказки
73.
РР "Двенадцать месяцев" Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов
1
Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Чтение и обсуждение статьи учебника.
Домашняя контрольная работа (письменный ответ на проблемный вопрос)
74.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита»: человек и природа
1
Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Устное рецензирование чтения одноклассников.
Составление плана рассказа о главном герое. Письменная характеристика героя
75.
"Никита": быль и фантастика
1
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия. Сопоставление элементов были и фантастики Исследовательская работа ( по группам). Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка
Составление цитатной таблицы "Два мира в рассказе"
Письменная характеристика героя с использованием цитирования
76.
В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро: юный герой в экстремальной ситуации
1
Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, художественный пересказ эпизодов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Пересказ истории с глухарем. Анализ содержания рассказа по вопросам ( по группам)
Создание иллюстраций к сказке, их устная защита
77.
"Васюткино озеро": становление характера главного героя
1
Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики Васютки. Рассказ о поведении и поступках героя. Нравственная оценка поведения героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции
Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя
78.
РР Сочинение
« Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»
1
Подготовка к сочинению, обсуждение планов, восприятие прочитанного.
Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»)»
79.
В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» (урок внеклассного чтения)
1
Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева.
Выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева
80.
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»
1
Выразительное чтение наизусть стихотворений о детях на войне, презентация и защита иллюстраций к ним. Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный рассказ о военной биографии поэта. Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования Участие в коллективном диалоге.
Выразительное чтение наизусть.
81.
Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети.
1
Рассказ о поэте и его военной биографии. Сообщение о героях Брестской крепости. Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге.
Письменный анализ стихотворения
82.
Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер», Дон-Аминадо "Города и годы"
1
Чтение стихотворений. Устное рецензирование чтения одноклассников. Сообщение о жизни поэтов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования
Чтение стихотворений, анализ произведений
83.
Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»). Образ Родины в стихах о природе.
1
Краткие сведения о поэтах. Комментирование незнакомых слов и выражений. Выразительное чтение, установление связей с произведением живописи. Устное рецензирование чтения одноклассников. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Сопоставление стихотворения с живописным полотном
Выразительное чтение, устное словесное рисование
Проект. Электронный альбом "Русские поэты XX века о родине и родной природе" с иллюстрациями художников и учащихся
84.
Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник". Образы детей в рассказе.
1
Рассказ о писателе. Чтение и обсуждение вступительной статьи учебника. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Выразительное чтение по ролям. Комментирование незнакомых слов и выражений. Участие в коллективном диалоге. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования Работа со словарём литературоведческих терминов.
Пересказ, устное словесное рисование
85.
Саша Чёрный. "Игорь-Робинзон". Юмор и его роль в рассказе.
1
Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов, озаглавливание фрагментов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования Участие в коллективном диалоге. Сопоставление событий романа Дефо с сюжетом "Игорь-Робинзон"
Пересказ от лица героя
86.
Ю.Ч.Ким. Песня "Рыба-кит" как юмористическое произведение.
1
Презентация и защита собственных иллюстраций к юмористическим рассказам. Чтение и обсуждение статьи о Киме. Прослушивание записи песни. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование
Письменный ответ на вопрос "Как вы понимаете слова Маршака о талантливом читателе?"
87.
Из зарубежной литературы. Р.Л.Стивенсон. "Вересковый мёд": верность традициям предков.
1
Презентация и защита собственных иллюстраций. Рассказ о Стивенсоне. Выразительное чтение статьи учебника и составление её плана. Выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана баллады. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования Работа со словарём литературоведческих терминов.
Дискуссия
Заполнение таблицы "Черты баллады в стихотворении"Вересковый мёд"
88.
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»: необычные приключения героя.
1
Рассказ о писателе. Чтение статьи учебника и составление её плана. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Устное рецензирование чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования
Выразительное чтение по ролям
89.
Д.Дефо. "Робинзон Крузо": характер героя.
1
Краткий пересказ эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя. Выборочный пересказ эпизодов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования Участие в коллективном диалоге.
Составление письменной характеристики героя
90.
Г.Х.Андерсен. "Снежная королева": реальность и фантастика.
1
Сообщение о сказочнике с показом галереи его портретов. Выразительное чтение и пересказ эпизодов фрагментов из очерка Паустовского "Сказочник". Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Пересказ историй из сказки. Подготовка устного рассказа о второстепенном герое.
91.
Г.Х.Андерсен. "Снежная королева": сказка о великой силе любви.
1
Выразительное чтение сказки ( по ролям), пересказ её ключевых фрагментов. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Сопоставление иллюстраций разных художников. Презентация и защита собственных иллюстраций. Составление плана характеристики Герды.
Рассказ о героине (с использованием цитирования) и её устная характеристика.
92.
Г.Х.Андерсен. "Снежная королева": "что есть красота?"
1
Чтение и рецензирование характеристики Герды. Устный рассказ о Снежной королеве и беседа по сопоставлению героинь. Рассказ о них по плану. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования Участие в коллективном диалоге.
Заполнение таблицы "Сравнительная характеристика Герды и Снежной королевы.
93.
Г.Х.Андерсен. Сказки. (урок внеклассного чтения) Волшебные сказки Андерсена.
1
Презентация сказок Андерсена: выразительное чтение, пересказ и инсценирование фрагментов. Участие в коллективном диалоге. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования
Отзыв о сказке.
94.
РР Г.Х.Андерсен. Сказки. Письменный ответ на один из проблемных вопросов
1
Чтение и обсуждение фрагмента статьи Маршака "Мастер снов и сказок". Комментирование проблемных вопросов. Составление цитатного плана собственного высказывания. Подбор цитат по заданной теме
Письменный ответ на один из проблемных вопросов
96.
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера
1
Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий,
Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов
97
Том Сойер и его друзья
1
Пересказ, инсценирование эпизодов, установление ассоциативных связей с произведением живописи.
Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр», Письменный ответ на проблемный вопрос.
98.
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?
1
Чтение и обсуждение статьи учебника. Сообщение о писателе с показом портретов писателя. Составление плана и пересказ статьи. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Письменная характеристика Киша. Сопоставление героя рассказа Ю.Яковлева "Рыцарь Вася" с героем Джека Лондона.
99.
Джек Лондон. "Сказание о Кише": мастерство писателя.
1
Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного произведения. Рассказ о книге и её героях по плану. Подбор цитат на заданную тему. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Письменная характеристика Киша. Чтение и обсуждения рассказа Ю.Яковлева
100-101
Уроки контроля. Итоговая контрольная работа.
2
Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 5 классе: выразительное чтение, устный монологический ответ; различные виды пересказов; устные и письменные ответы на вопросы. Выполнение заданий викторины. Отчёт о выполнении коллективных и индивидуальных проектов
Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 5 классе: выразительное чтение, устный монологический ответ; различные виды пересказов; устные и письменные ответы на вопросы. Выполнение заданий викторины. Отчёт о выполнении коллективных и индивидуальных проектов
102-103
Литературный праздник "Путешествие по стране Литературии 5 класса"
Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах.
104-105
Резервные уроки ( Уроки внеклассного чтения по произведениям современной детской литературы)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы
5 класса
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 5 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2014
3. Школьный словарь литературоведческих терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2014.
Список литературы
Для учителя:
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. М.: Дрофа, 2007.
11. Рабочие программ. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной.-М. "Просвещение",2016
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русский фольклор
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Пословицы и поговорки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Древнерусская литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Библиотека классической русской литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
13PAGE 15
13PAGE 14315
15