Урок Дифференциация оптически сходных букв ж и х

Подгрупповое занятие. 3 класс.
Тема: Дифференциация оптически сходных букв Ж – Х.
Цели занятия:
- учить выделять «опорные» признаки букв ж-х; соотносить звук с соответствующей буквой;
- закреплять связь между фонемой-артикулемой-графемой-кинемой;
- дифференцировать оптически сходные буквы х-ж в словах, предложениях;
- развивать мелкую моторику, зрительный гнозис и праксис, тактильное восприятие;
- сформировать у учащихся четкую дифференциацию букв «х» и «ж»;
- уточнить пространственную ориентировку; научить детей удерживать в памяти сложные инструкции; развивать зрительную, слуховую и тактильную память;
- совершенствовать фонемный анализ, слоговой синтез, зрительный гнозис;
-развивать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас детей.
-восстанавливать умственную работоспособность, препятствовать нарастанию утомления, повышать эмоциональный настрой учащихся, создать положительный эмоциональный настрой на занятии.
Оборудование: зеленые и черные ручки, фрагменты букв Ж и Х, таблицы с шифровкой букв, слогов и слов, карточки с пропущенными буквами Ж и Х.
Ход занятия:
Организационный момент
Учитель.- Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать буквы. А какие это будут буквы, вы должны определить по их элементам.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Итак, мы будем учиться различать буквы Х - Ж.
Основная часть.
1. Характеристика звуков Ж, Х.
- Чем сходны звуки ж, х? (оба согласные)
- Назовите признаки, отличающие один звук от другого?
(звук х может произноситься твёрдо и мягко, звук ж – только твёрдо;
ж – звонкий, х – глухой; ж - парный, х – непарный).
Логопед обобщает ответы детей, показывая слайд № 2 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
2. Соотнесение звуков Ж, Х с буквами.
- Звук Ж обозначаем буквой Же, звук Х – буквой ха. Учитель выставляет буквы Ж, Х на доску.
3. Сравнение букв.
Учитель.- Что общего в написании этих букв?
Д.- Полуовалы, направленные в левую и правую стороны.
Учитель.- В чём различие?
Д.- У буквы Ж есть молния между овалами, у Х – нет.
Учитель.- Выложите букву Х из элементов. Переконструируйте букву Х в Ж.
Учитель.- Сколько элементов у буквы Х?
Д.- 2; (обозначим // полосочками)
Учитель.- Сколько элементов у буквы Ж?
Д.- 3; (обозначим /// полосочками)
4. Игры с буквами.
- Напишем букву Х в воздухе, букву Ж в воздухе. Дети пишут буквы в воздухе вместе с логопедом.
- Назови букву, которую напишет тебе сосед сначала на ладони левой руки, а затем правой руки. Тот, у которого пишут на ладони закрывает глаза и отгадывает написанную букву.
5. Сопоставление буквы с количеством фрагментов.
Учитель.- Поиграем в игру «шифровальщик». Я говорю, из скольких элементов состоит буква, а вы её запишите в тетрадь.
2
3
3
2
3
2
2
3

х
ж
ж
х
ж
х
х
ж

А теперь, шифруем слоги:









ха
жу
хи
хо
жа
жо
хе
жи


6. Динамическая пауза. Стихи с движениями.
Как живёшь? Вот так. (Дети показывают большой палец.)
А плывёшь? Вот так. (Имитация плавания.)
Как бежишь? Вот так. (Бег на месте.)
Вдаль глядишь? Вот так. (Ладонь козырьком.)
Ждёшь обед? Вот так. (Опереть щеку о ладонь, смена рук.)
Ночью спишь? Вот так. (Руки соединены ладонями друг к другу и подложены к одной щеке, голова наклонена в эту же сторону, затем под другую щеку и наклон головы так же в другую сторону.)
А шалишь? Вот так. (Дети машут одной рукой, затем другой, надувают щёки и хлопают по ним ладонями.)
7. Расшифровка слов.
Учитель.- Расшифруй слова и запиши их в тетрадь. При письме проговаривай слова.
2омяк
хомяк

по3ар
пожар

оре2
орех

3мурки
жмурки

2орек
хорёк

3ук
жук

2леб
хлеб

све3ий
свежий

пи2та
пихта

ро3ица
рожица

8. Звуко-буквенный синтез
Учитель.- В этом задании нужно найти местонахождение букв х и ж в словах, которые я назову, и записать букву и её место в слове. Например: хлопок– х-1, т.к. буква х первая в слове.
Петух (х-5), уважение (ж-4), хирург (х-1), жемчужина (ж-1,6), храбрец (х-1), одежда (ж-4), мужество (ж-3), жадный (ж-1), охрана (х-2), смех (х-4), надежда (ж-5), пружина (ж-4), муха (х-3), одежда (ж-4), хоровод (х-1)
9. Звуко-буквенный синтез
Учитель.- Составь слова из слогов так, чтобы в каждом слове была буква х или ж. Запиши слова в тетрадь, выдели Х –зеленой ручкой, а Ж -черной.
хо
му
ло
ба
ра
лу

мяк
лод
ха
жа

( хо-лод, хо-мяк, ло-жа, ху-тор, му-ха, жа-ло, жа-ба, жа-ра, лу-жа).
10. Физ. минутка. «Салки со звуками Ж и Х».
Учитель.- Ваше задание такое: Если услышите звук Х - играем как на пианино, если услышите звук Ж – крутим кулачками.
Приготовились: 1) ах, ру, жа, оз, хи, сы, ех, жу.
2) кошка, халат, замок, морж, пасха, сок, холод, журавль.
11. З-Б анализ и синтез
Учитель.- Вставьте пропущенные буквы в словосочетания разными ручками: Х – зеленой ручкой, а Ж - черной. Прочитайте.
Све_ий возд_, у_а_ивать за пету_ами, _ороший _удо_ник, _ареный ара_ис, пу_овая пря_а, _раброе _ивотное, _ирная у_а, све_ая _урма, говя_ий _вост, оре_и в _еле, _ареные сырое_ки, р_аной лебец, из говя_ьих но_ек, из куриных потро_ов, _ирный _олодец.
12. Дифференциация букв Ж-Х в словосочетаниях.
- Прочитайте слова, записанные в 1и 2 столбиках.
- Из слов составь и запиши словосочетания, соединяя слова из столбиков по смыслу.
холодный рубаха
живые охотник
находчивый хвоя
жёлтая дождик
пахучая ужи
- Устно составь предложение с данными словосочетаниями.

Подведение итога занятия
15