Урок Дифференциация оптически сходных букв ж и х 
Подгрупповое занятие. 3 класс.
Тема: Дифференциация оптически сходных букв Ж – Х.
Цели занятия: 
- учить выделять «опорные» признаки букв ж-х; соотносить звук  с соответствующей буквой;
- закреплять связь между фонемой-артикулемой-графемой-кинемой;
- дифференцировать оптически сходные буквы х-ж в словах, предложениях;
- развивать мелкую моторику, зрительный  гнозис и праксис, тактильное восприятие;
- сформировать у учащихся четкую дифференциацию букв «х» и «ж»;
- уточнить пространственную ориентировку; научить детей удерживать в памяти сложные инструкции; развивать зрительную, слуховую и тактильную память;
- совершенствовать фонемный анализ, слоговой синтез, зрительный гнозис;	
-развивать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас детей.
-восстанавливать умственную работоспособность, препятствовать нарастанию утомления, повышать эмоциональный настрой учащихся, создать положительный эмоциональный настрой на занятии.
Оборудование: зеленые и черные ручки, фрагменты букв Ж и Х, таблицы с шифровкой букв, слогов и слов, карточки с пропущенными буквами Ж и Х.
Ход занятия:
Организационный момент
	Учитель.-  Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать буквы.  А какие это будут  буквы, вы должны определить по их элементам.
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Итак, мы будем учиться различать буквы  Х - Ж. 
Основная часть.
     1. Характеристика звуков  Ж, Х.
     - Чем сходны звуки ж, х? (оба согласные)
     - Назовите признаки, отличающие один звук от другого?
 (звук х может произноситься твёрдо и мягко, звук  ж – только твёрдо;  
ж – звонкий,  х – глухой;  ж - парный, х – непарный).   
Логопед обобщает ответы детей, показывая слайд № 2 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
     2. Соотнесение звуков Ж, Х с буквами.
     - Звук  Ж обозначаем буквой Же,  звук Х – буквой ха.  Учитель выставляет буквы Ж, Х на доску.
     3. Сравнение букв.
	Учитель.- Что общего в написании этих букв? 
Д.- Полуовалы, направленные в левую и правую стороны. 
	Учитель.- В чём различие? 
Д.- У буквы Ж есть молния между овалами, у Х – нет.  
	Учитель.- Выложите букву Х из элементов.  Переконструируйте букву Х в Ж.
     	Учитель.- Сколько элементов у буквы Х? 
Д.- 2; (обозначим // полосочками) 
     	Учитель.- Сколько элементов у буквы Ж? 
Д.- 3; (обозначим /// полосочками)  
     4. Игры с буквами.
     - Напишем букву Х в воздухе,  букву Ж  в воздухе. Дети пишут буквы в воздухе  вместе  с логопедом.
     - Назови букву, которую  напишет тебе сосед сначала на ладони левой руки, а затем правой руки.  Тот, у которого пишут на ладони  закрывает глаза и отгадывает написанную букву.
5. Сопоставление буквы с количеством фрагментов.
	Учитель.- Поиграем в игру «шифровальщик». Я говорю, из скольких элементов состоит буква, а вы её запишите в тетрадь.
2
3
3
2
3
2
2
3
х
ж
ж
х
ж
х
х
ж
А теперь, шифруем слоги:
2а
3у
2и
2о
3а
3о
2е
3и
ха
жу
хи
хо
жа
жо
хе
жи
6. Динамическая пауза. Стихи с движениями.
Как живёшь? Вот так.  (Дети показывают большой палец.)
А плывёшь? Вот так.  (Имитация плавания.)
Как бежишь? Вот так.  (Бег на месте.)
Вдаль глядишь? Вот так.  (Ладонь козырьком.)
Ждёшь обед? Вот так.  (Опереть щеку о ладонь, смена рук.)
Ночью спишь? Вот так.  (Руки соединены ладонями друг к другу и подложены к одной щеке, голова наклонена в эту же сторону, затем под другую щеку и наклон головы так же в другую сторону.) 
А шалишь? Вот так. (Дети машут одной рукой, затем другой,  надувают щёки и хлопают по ним ладонями.)
7. Расшифровка слов.
	Учитель.- Расшифруй слова и запиши их в тетрадь. При письме проговаривай слова.
2омяк
хомяк
по3ар
пожар
оре2
орех
3мурки
жмурки
2орек
хорёк
3ук
жук
2леб
хлеб
све3ий
свежий
пи2та
пихта
ро3ица
рожица
8. Звуко-буквенный синтез
	Учитель.- В этом задании нужно найти местонахождение букв х  и  ж  в словах, которые я назову, и  записать букву и её место в слове. Например: хлопок– х-1, т.к. буква х первая в слове.
Петух (х-5), уважение (ж-4), хирург (х-1), жемчужина (ж-1,6), храбрец (х-1), одежда (ж-4), мужество (ж-3), жадный (ж-1), охрана (х-2), смех (х-4),          надежда (ж-5), пружина (ж-4), муха (х-3), одежда (ж-4), хоровод (х-1)
9. Звуко-буквенный синтез
	Учитель.-  Составь слова из слогов так, чтобы в каждом слове была буква х или ж. Запиши слова в тетрадь, выдели  Х –зеленой ручкой, а Ж -черной.
хо
му
ло
ба
ра
лу
мяк
лод
ха
жа
( хо-лод, хо-мяк, ло-жа, ху-тор, му-ха, жа-ло, жа-ба, жа-ра, лу-жа).
10. Физ. минутка. «Салки  со звуками Ж и Х».
	Учитель.- Ваше задание такое: Если услышите  звук Х -  играем как на пианино, если услышите звук Ж – крутим кулачками. 
Приготовились:  1) ах, ру, жа, оз, хи, сы, ех, жу.
2) кошка, халат, замок, морж, пасха, сок, холод, журавль.
11. З-Б анализ и синтез
	Учитель.-  Вставьте  пропущенные буквы в словосочетания разными ручками: Х – зеленой ручкой, а Ж - черной. Прочитайте.
Све_ий возд_, у_а_ивать за пету_ами, _ороший _удо_ник, _ареный ара_ис, пу_овая пря_а, _раброе _ивотное, _ирная у_а, све_ая _урма, говя_ий _вост, оре_и в _еле,  _ареные сырое_ки, р_аной лебец, из говя_ьих но_ек, из куриных потро_ов, _ирный _олодец.
12. Дифференциация букв Ж-Х в словосочетаниях.
- Прочитайте  слова, записанные в 1и 2 столбиках.
     - Из слов составь и запиши словосочетания, соединяя слова из столбиков по смыслу.
                        холодный                                   рубаха
                        живые                                        охотник
                        находчивый                               хвоя 
                        жёлтая                                        дождик
                        пахучая                                      ужи
          - Устно составь  предложение  с данными словосочетаниями.
Подведение итога занятия
15