«Коррекционная работа по преодолению оптических и кинетических нарушений».
Муниципальное образовательное учреждениесредняя образовательная школа №2поселка Спирово Тверской области
«Коррекционная работа попреодолению оптических и кинетических нарушений».
Тема: «Дифференциация букв Л-М»
Автор: учитель-логопед Разумова Марина Владимировна
2014г
Цели:
Образовательные:
уточнить представления учащихся о звуках и буквах л, м;
учить соотносить звук с соответствующей буквой;
дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;
давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия.
Коррекционные:
развивать фонематическое и зрительное восприятие учащихся, зрительную произвольную память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества, доброжелательность.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, зеркала, буквы-символы, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
Логопед: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли».Л: Давайте встанем в круг, настроимся на работу!Проводится релаксационное упражнение«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление).Вы молодцы! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Подготовка к восприятию нового материала.Игра «Угадай по контуру» (узнать предметы, изображенные по контуру и наложенные друг на друга).
Л: - Назовите предметы. Выделите первый звук в словах.
Объявление темы и целей занятия.Л: Посмотрите на слайд и озвучите тему занятия?
-Что мы будем делать с этими звуками? Дети: - Произносить правильно, находить эти звуки в словах, сравнивать, обозначать буквами, анализировать.
Упражнение на артикуляцию.Л: - Для того чтобы правильно и красиво произносить эти звуки, нам необходимо сделать гимнастику. 1. Упражнение для языка «Часики», улыбнуться, высунуть кончик языка и водить им из стороны в сторону (вправо-влево).2.Упражнениедля языка «Качели», улыбнулись, двигаем языком вверх – вниз.3. Упражнение «Где спрятан орешек?» — поочередно надуваем то одну, то другую щеку.4. Упражнение «Лошадка скачет» – поцокать языком так, чтобы получился звук похожий на цоканье копыт лошади.
Дыхательная гимнастика:Ветер
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Характеристика звуков.
Л: -Какими вы представляете звуки когда их слышите?
На что похожи эти звуки? Каким бы цветом вам бы хотелось их нарисовать? Давайте потренируемся в произношении этих звуков и понаблюдаем за ними (работа с зеркалами ):Звук [М] произносим твердо [м] – губы плотно сжаты, язык внизу; Звук [Л] – губы сжаты неплотно, язычок поднимается к верхним зубам, язык – «иголочкой».Теперь произнесите мягко эти звуки.Расскажите про эти звуки?Дети: - Согласные, звонкие. Л: - Правильно! Их называют сонорные, т.е. самые звонкие.Вывод: чем похожи и чем отличаются эти звуки?
Узнайте по губам, какой звук я хочу произнести: М, М, Л, Л, М.
Упражнения на развитие оптико-пространственных отношений.Самостоятельная игра «Собери картинку»
(Дети собирают разрезные картинки с буквами Л,М)
Зарядка для глаз по тренажеру.Л: Ребята, наверно ваши глазки устали, давайте и им дадим отдохнуть от работы и сделаем зарядку для глаз.
Выполнять движения взором по траекториям: зеленый – 3 раза, красный прямоугольник – 3 раза, по диагоналям, по вертикали и горизонтали.
Соотнесение звуков и букв.Логопед:Палочка и палочка,Между ними – галочка.И понятно сразу всем -Получилась буква М.
- Звуки [м], [м'] на письме обозначаются буквой «М»- Сколько элементов у буквы «М»?- Пропишем ее в воздухе (дети изображают печатную букву М рукой в воздухе).
Логопед:На стремянку Л похожа,И на крышу дома тоже.Лесом лёгкий лист летел,Приземляться не хотел.
- Правильно это Л, Буква Л.- Сколько элементов у буквы «Л»? Напишите букву «Л» в воздухе.
- Раскрась буквы Л, М карандашами разного цвета (дети работают в тетради).
Игра с пальчиками.
Упражнения.
1. Прослушайте слова, поднимите букву «Л» или «М», услышав соответствующий звук в слове: лапша, мельница, витамины, одеяло, солдат, мост, мельница, дом.2. Прочитать чистоговорки, дописать в них недостающий слог.
Динамическая пауза
Под музыку (Алина Кукушкина «Песенка зарядка»).Движения в соответствии с текстом
УпражненияЛ: Вспомните о количестве элементов у букв Л, М. Какой цифрой можно заменить букву Л (соотнести с количеством элементов), а букву М.Расшифровать слоги, заменив цифры соответствующей буквой.
Какие из них не являются словами? Составьте с одним из слов предложение.
2. Вставить пропущенную букву в словосочетание, подчеркнуть букву Л двумя чертами, букву М – тремя.
Итог занятия.Мы сегодня хорошо поработали. Молодцы!
Повторим еще раз, что мы узнали про звуки нашего занятия? Какие буквы научились не путать? Что вам больше всего понравилось? Кому было трудно?