методическая разработка урока для школьников – будущих участников избирательного процесса». Урок по обществознанию в 11 классе «Сегодня ученик – завтра избиратель».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района Ставропольского края










Районный этап конкурса «Лучшая методическая разработка урока для школьников – будущих участников избирательного процесса».
Урок по обществознанию в 11 классе
«Сегодня ученик – завтра избиратель».







Автор:
Якшина Наталья Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3

















с. Безопасное 2012

Пояснительная записка
Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.
Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.
Данное мероприятие рассчитано на тех, кому сегодня 17 - 18 лет, будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо-пространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах.
Методы и приемы, используемые на уроке:
· Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.
· Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
· Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного на уроке.
Предполагаемые результаты
В результате проведения занятия участники смогут:
познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;
проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс РФ».



Тема урока: «Сегодня ученик – завтра избиратель».
Цели и задачи:
- Распространение знаний в области избирательных прав граждан в молодежной среде.
- Формирование у молодежи активной жизненной позиции.
- Повышение значимости выборов в глазах будущих избирателей.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, Конституция РФ, образцы избирательных бюллетеней, открепительного удостоверения, урна для голосования, переносная урна.
Ход урока
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам попытаться самостоятельно определить тему нашего урока, проанализировав картину известного русского художника Виктора Васнецова «Витязь на распутье», которую вы сейчас видите на экране. Скажите, к какой теме обращен сюжет картины? (Выбора). Американский психолог А. Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине вы выбираете товары для покупки. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством. Как вы думаете, о каком выборе мы будем сегодня вести речь? (Политическом).
Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе.(тема на доске).
1 ученик: Мы встречаемся с вами накануне выборов Президента Российской Федерации, которые состоятся 4 марта 2012 года.
Актуальность нашей сегодняшней встречи доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? И как происходит сама процедура голосования? Сегодня мы попробуем разобраться в этих вопросах.
2 ученик: Право выбирать состав представительных органов власти, органов местного самоуправления и даже первое лицо своего государства является исключительным правом и почетной обязанностью каждого гражданина своей страны. Недаром свободные граждане греческих городов и Новгородской вечевой республики гордились своим правом участвовать в выборах различных должностных лиц!
1 ученик: Нельзя также забывать, как на протяжении веков люди во всех странах боролись за равенство избирательных прав вне зависимости от социального положения, национальности и вероисповедания, за предоставление избирательных прав женщинам. Одним из выдающихся демократических завоеваний стала возможность проведения всеобщих выборов с подсчетом голосов по принципу «один человек – один голос».
2 ученик: Знакомясь с историей развития избирательных систем в России можно лишь удивляться тому, что получив право участвовать в действительно демократических выборах изрядная часть людей вдруг резко стала аполитичной и равнодушной к таким важным общественно-политическим процессам! Особенно, когда речь идет о молодежи – наиболее подвижной части любого общества.
1 ученик: Можно также добавить, что в любой цивилизованной стране право избирать и быть избранным предоставляется исключительно совершеннолетним гражданам. Таким образом, право прийти на избирательный участок и отдать свой голос в поддержку кандидата или партии на выборах в орган представительной власти, является для молодого человека не только возможностью изменить, повлиять на жизнь своей страны, региона или города, поселка, но и своего рода свидетельством зрелости!
Учитель: А кому из вас уже исполнилось 18 лет или исполнится до 4 марта? Недалек тот день, когда вы перешагнете порог школы и, достигнув
определенного возраста, примете участие в очень важном политическом событии нашего общества – в избирательном движении.
Кто знает, кто такой КАНДИДАТ? И откуда произошло это слово?
Ответ: «Кандидат» - человек, стремящийся занять какую-нибудь должность, или быть избранным.
1ученик: Страничка истории. Некоторые народы в древности, в частности римляне, за несколько месяцев до выборов, желая занять должностные ступени, выступали перед избирателями. Они ходили в белоснежных плащах - «кандидах», что означало, что их совесть чиста так же, как отбеленная ткань его плаща. От слова «кандида» и произошло слово кандидат.
Учитель:
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по теме «Избирательное право»:
1.В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента Российской Федерации? (35 лет)
2.С какого возраста вы можете стать депутатом Законодательного собрания? (с 21 года)
3.Как часто проходят выборы депутатов парламента? (через каждые 5 лет)
4.С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? (с 18 лет)
2 ученик:
А) Перед вами имя существительное – «избиратель». Образуйте с этим словом словосочетания «существительное + прилагательное» в мужском, женском и среднем родах.
После ответа участников команд на экране проектора дается правильный ответ:
«избирательный бюллетень» - м. р.
«избирательная комиссия» - ж. р.
«избирательное право» - с. р.

Б)
Вопросы первой команде
Необходимо ответить так

1. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
1. «паспорт»

2. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
2. «нет, не имею права помогать»

3.Путем всенародного голосования избирается он. Кто он?
3. «президент Российской Федерации»



Второй команде
Необходимо ответить так

1. Можете ли вы заполнить бюллетень не заходя в кабину для голосования?
1. «да, это мое личное дело»

2. Что нужно сделать, получив избирательный бюллетень?
2. «поставить отметку напротив фамилии одного кандидата, которому вы отдаете предпочтение, затем опустить бюллетень в избирательную урну.

3. В случае отставки президента Российской Федерации следующие выборы должны состояться – когда?
3. «не позднее трех месяцев с момента отставки».


В) Задание командам: В конвертах находится перечень стадий избирательного процесса, записанный в неверном порядке. Ваша задача: составить логическую цепочку, восстановив правильный порядок этапов избирательного процесса и в результате назвать ключевое слово.
Основные стадии избирательной компании (процесса):
Т Предвыборная агитация
А Выдвижение кандидатов
Д Назначение и объявление даты проведения выборов
Б Образование избирательных округов и избирательных комиссий
Е Составление списков избирателей
Ы Голосование и подведение итогов голосования, их публикация
Ответ на тестовое задание «Восстанови последовательность стадий избирательной кампании»: (ДЕБАТЫ)

Г) Волшебный квадрат (квадраты у каж
·дой команды лежат на столе).
В квадрате необходимо найти 17 понятий и терминов, относящихся к теме «Избирательное право». Читать можно по вертикали, горизонтали и диагонали.

э
э
п
а
р
т
и
я
з
а
р
н

в
л
л
и
м
и
д
ж
э
р
е
а

ы
и
е
е
а
д
д
с
ь
е
ф
б

б
к
з
к
к
р
у
ц
ю
й
е
л

о
а
а
б
т
т
ч
м
ь
т
р
ю

р
н
б
с
и
о
о
ж
а
и
е
д

ы
д
с
л
к
р
б
р
ш
н
н
а

ц
и
е
о
у
щ
а
и
а
г
д
т

е
д
н
г
р
ц
в
т
л
т
у
е

н
а
т
а
и
т
с
ы
е
и
м
л

з
т
ы
н
я
б
ф
к
ф
л
т
ь

п
а
р
л
а
м
е
н
т
б
ь
и


Ответы: электобилити, курия, дума, слоган, рейтинг, абсенты, парламент пиар, ценз, выборы, кандидат, избиратель, наблюдатель, партия, электорат, имидж, референдум.
Учитель: сегодня у нас в гостях председатель УИК – Гридина А.А. Она расскажет, как проходит голосование.
Председатель УИК: Голосование проводится с 8-00 до 20-00. По новому законодательству порога явки избирателей нет. Избирателям, которые в день голосования по уважительной причине (командировка, учебная деятельность и т.д.) будут отсутствовать по месту своего жительства, предоставляется возможность взять открепительное удостоверение в Территориальной ИК. (ПОКАЗАТЬ ОТКРЕПИТЕЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ И РАССКАЗАТЬ КАК ЗАПОЛНЯЕТЯ). Избирателям, которые не смогут самостоятельно прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья, члены УИК обеспечат голосование на дому по соответствующему заявлению (ПОКАЗАТЬ ПЕРЕНОСНУЮ УРНУ и РАССКАЗАТЬ О ГОЛОСОВАНИИ НА ДОМУ)
В УИК поступят бюллетени по числу избирателей под охраной полиции. В присутствии председателя УИК и членов УИК с правом решающего голоса, на каждый бюллетень будет наклеен знак (марка), бюллетень заверяется подписями двух членов избирательной комиссии и печатью. Все бюллетени и документы избирательной комиссии, в том числе и печать, хранятся в опечатанном сейфе. С этого момента полицейские будут дежурить на избирательном участке, и отвечать за сохранность этих документов.
Для участия в голосовании необходимо иметь паспорт или заменяющий его документ. В списках избирателей по месту жительства (ПОКАЗАТЬ СПИСКИ), член УИК записывает номер паспорта и под роспись выдает избирателю бюллетень. Голосование за других лиц не допускается. Избиратель проходит в кабину (т.к. голосование тайное), где расположены образцы бюллетеней «Голосуй правильно!». Строго в квадрате, напротив выбранного кандидата избиратель ставит любой знак (птичку, крестик, вплоть до смайлика). Бюллетень опускается в опломбированную урну (ПОКАЗАТЬ). Вот и все! От вас больше ничего не требуется. Ваш голос будет учтен! Впервые голосующие, получают подарок. От каждого кандидата может присутствовать один наблюдатель во время голосования и подсчета голосов, но они не имеют права выдавать бюллетени, агитировать, считать бюллетени. В 20-00 часов участок закрывают. Опечатанную урну, в присутствии наблюдателей вскрывают, и члены УИК с правом решающего голоса подсчитывают голоса избирателей. Заполняется итоговый протокол. Результаты передаются в ТИК. Все очень просто. Но каждый должен осознать всю важность и значимость данных выборов. Ведь тот, кому мы отдадим свой голос, 6 лет будет «лицом» нашего государства.
1 ученик: Россия знала «первых лиц», которые обещали показать всему миру «кузькину мать» -Хрущев, и тех, за которых нам иногда приходилось краснеть перед мировым сообществом, но одно бесспорно – на протяжении многих веков наша страна являлась ведущей державой в решении многих международных вопросов.
2 ученик: Петр I, Екатерина II, Александр I сумели поднять престиж Российской империи в глазах Европы, а после разгрома фашистской Германии наша страна действительно стала Великим Мировым Государством. И сейчас ни одно крупное международное событие на планете не проходит без участия России. Поэтому немало важно, кто будет представлять Россию, кто станет Президентом Российской Федерации.
Вопрос: Назовите полномочия Президента РФ?
Работа с текстом Конституции РФ. (Президент является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Избирается президент сроком на 6 лет на основе всеобщего равного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более 2 сроков подряд. Порядок выборов Президента определяется Федеральным законом. (ПОКАЗАТЬ)
Учитель: Исходя из вышеизложенного, придем к заключению:
Выборы представляют собой одну из безусловно базовых ценностей современной российской государственности. Провозгласив свободные выборы наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа, Конституция Российской Федерации возвела их в ранг необходимого условия существования и функционирования механизма демократии в нашей стране
1 ученик: Вы, наверное, знаете, что ваши зарубежные сверстники бесплатно «волонтерят» на самых разных выборных компаниях. Сотни тысяч молодых людей в США обеспечивают победы американским президентам, губернаторам, мэрам, не получая за это ни цента. Зачем? В демократиях западного типа есть вещи, которые ценятся не меньше, чем деньги и хорошее образование. Это связи, репутация, опыт. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом  помогать людям.
2 ученик: Молодое поколение не должно оставаться в стороне от важных событий, происходящих в стране. Политика встречает нас на каждом шагу, и если мы жалуемся на плохое управление страной или городом, или селом, то можно спросить себя: всё ли я лично сделал для того, чтобы положение улучшилось? А всего то и нужно выполнить свой гражданский долг, прийти на избирательный участок и проголосовать.
Заключительный этап урока:
Председатель УИК: Т.к. вы – молодежь, самая активная, энергичная, напористая и я уверенна неравнодушная часть населения, и молодые люди стремятся быть первыми в любом деле, в любом начинании, позволяющем добиться каких-либо результатов. Итак, мы предлагаем вам стать волонтерами, т.е. добровольцами на выборах Президента 4 марта 2012 года. Мы предлагаем вам принять участие в акции «Главное слово - ТВОЕ», где мы будем говорить о необходимости участия в выборах, и нам необходима ваша помощь. Кстати это первая волонтерская акция в селе Безопасном. Что от вас нужно? Забыть про лень и равнодушие! Быть генераторами идей! Быть настойчивыми в достижении целей! А цель нашей акции – привлечь внимание к выборам! Чтобы выборы были честными – нужно одно – придти на избирательный участок и проголосовать! Мы не агитируем, за какого конкретно кандидата – их пять, и ваше право выбирать любого, на ваш взгляд достойного. Главное, чтобы ваш голос был учтен. Если вам не безразлична дальнейшая судьба России, и пока вы еще не можете принять участие в голосовании, мы предлагаем вам обратиться ко всем гражданам нашего села, ко всем избирателям – воспользоваться своим избирательным правом - сделать свой выбор. Акция будет проходить 2 марта, в пятницу, накануне дня голосования.


Вводы:
Уроки подобного типа формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность. Как показывает опрос учащихся большая часть из них считает необходимым принятие участия в выборах любого уровня, не зависимо от их личного отношения к тому или иному представителю власти. Значит, поставленная перед уроком цель была достигнута. Дети активно работали. Внутри подгрупп сложилась атмосфера дружелюбия. Каждый участник подгруппы активно участвовал в деятельности подразделения, отстаивая свою точку зрения. Все приняли участие в акции «Главное слово – ТВОЕ!» Всё выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как: принимать ответственные решения; участвовать в принятии групповых решений; разрешать конфликтные ситуации; находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках. Следовательно, можно сделать общий вывод: урок в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.
Список литературы:
1. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10 класс – М. «Русское слово» 2009 г.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2010.
4. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. М.: Дрофа, 2009.








Приложение

2 марта 2012 года учащиеся приняли участие в акции «Главное слово – ТВОЕ!» Ребята провели анкетирование и подвели итоги.

Вопросы анкеты:
1. Пол.
2.Сколько вам лет?
3. Социальный статус?
4. Всегда ли вы ходите на выборы?
5. Почему вы ходите на выборы?
6. Волнует ли вас ваше будущее?
7. Волнует ли вас судьба нашей страны?
8. 4 марта будут выборы, вы придете голосовать?









Изображение 041