Рабочая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (6 класс).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА
Раздел I.1
Пояснительная записка
Уровень рабочей программы – базовый.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).
На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, из них уроков внеклассного чтения 2, уроков развития речи 6 (сочинений 4).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел I.2
Краткое обобщение результатов успеваемости 5 «А» класса
в 2012 – 2013 учебном году
В 6 «А» классе 10 учащихся. Большинство учеников класса имеют высокий уровень мотивации, способны быстро и качественно выполнять задания, внимательно слушать объяснения учителя, а также находить и обрабатывать нужную информацию самостоятельно. Говердовская Валерия – победительница школьного тура предметной олимпиады по литературе. Алпатов Егор пишет стихи.
В течение учебного года учащиеся класса имели по литературе отметку 5 («отлично»).
Раздел II.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
биографические сведения о писателях;
содержание изученных литературных произведений;
должны уметь:
ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора);
выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
владеть навыками анализа художественного текста;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
составлять план прочитанного;
выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
выражать своё отношение к прочитанному; писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям.
Раздел III.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
1. Полухина В.П. и др. Литература.: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
1. Фонохрестоматия
к учебнику «Литература 6 класс». (Формат МР3).
М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007.
2. Полухина В.П. Читаем, думаем, споримДидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2008.
3. Тесты по литературе 6 класс Коровиной. Учебно-методический комплект. Литература. 6 класс.
1. Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 6 класс: К учебникам Т.Курдюмова, В.Коровина. 3-е изд.
3.О. А. Ерёмина. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя.
Раздел IV.
Календарно-тематическое планирование
№урока
Тема урока
Кол-вочасов
Форма урока
Число
Раздел 1:
Введение - 1 ч
1.
Художественное произведение и автор.
1
3.09.
Раздел 2:
Мифы - 7 ч
2.
Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.
1
7.09.
3.
Подвиги Геракла. Понятие о герое.
1
10.09.
4.
Геродот. Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе.
1
14.09.
5.
Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки.
1
17.09.
6.
Гомеровский эпос. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
1
21.09.
7.
«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Комментированное чтение фрагментов поэмы.
1
24.09.
8.
Викторина «Мифология Древней Греции».
1
Викторина
28.09.
Раздел 3:
Устное народное творчество - 4 ч
9.
Мифы древних славян. Отражение верований народа в мифах.
1
01.10.
10.
Обрядовый фольклор. Красота и мудрость русских обрядов.
1
5.10.
11.
Календарно-обрядовые песни. Урок-концерт.
1
Урок-концерт
8.10.
12.
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.
1
12.10
Раздел 4:
Знакомство с Библией - 3 ч
13.
Библия – сокровищница знаний. Рождество Иисуса Христа.
1
15.10
14.
Притчи Иисуса Христа. Нравственный и идейный смысл притч.
1
19.10.
15.
РР «Знакомство с Библией».
1
РР
22.10.
Раздел 5:
Древнерусская литература - 3 ч
16.
«Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». Исторические события и вымысел.
1
26.10.
17.
«Сказание о Белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописях.
1
5.11.
18.
Вн./чт. «Повесть временных лет» по сказаниям «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги».
1
Вн./чт.
9.11.
Раздел 6:
Русская литература 19 века.
1) А.С. Пушкин - 11 ч
19.
А.С.Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
1
12.11.
20.
Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Жанр стихотворного послания. Анализ стихотворения «Пущину».
1
16.11.
21.
Тема и поэтическая идея стихотворения «Зимнее утро». Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Теория литературы: двухсложные размеры стиха.
1
Практическая работа
19.11.
22.
РР Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.
1
Выразительное чтение наизусть
23.11
23.
Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Картины жизни русского барства. Дружба К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.
1
26.11.
24.
Ссора лучших друзей, суд.
1
30.11.
25.
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».
1
3.12.
26.
Владимир Дубровский – предводитель разбойников.
1
7.12.
27.
Владимир Дубровский и Маша. Авторское отношение к героям.
1
10.12.
28.
Композиция романа «Дубровский». Подготовка к сочинению.
1
14.12.
29.
РР СОЧИНЕНИЕ №1.
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
1
РР
СОЧ.№1.
17.12.
2) М.Ю. Лермонтов - 5 ч
30.
М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Особенности выражения темы одиночества в стихотворении «Парус».
1
21.12.
31.
Стихотворения «Три пальмы» и «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворений.
1
24.12.
32.
Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком...»
1
27.12.
33.
РР Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова.
1
РР
Письменный анализ
14.01.
34.
РР Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова.
1
РР
Выразительное чтение наизусть
18.01.
3) Н.В. Гоголь - 5 ч
35.
История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».
1
21.01.
36.
Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством».
1
25.01
37.
Приключения кузнеца в поисках черевичек.
1
28.01.
38.
Реалистическое и фантастическое в повести.
1
1.02.
39.
РР СОЧИНЕНИЕ №2.
Сочинение по повести «Ночь перед Рождеством».
1
РР
СОЧ.№2.
4.02.
8.02.
4) Н.А. Некрасов - 2 ч
40.
Главная тема поэзии Н. Некрасова. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
1
11.02.
41.
Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Теория литературы: трёхсложные размеры стиха.
1
Практическая работа
15.02.
5) Н.С. Лесков – 2 ч
42.
Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа.
1
18.02.
43.
Судьба Левши. Авторское отношение к героям повести.
1
22.02.
6) А.П. Чехов – 2 ч
44.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
1
25.02.
45.
Вн./чт. Мой любимый юмористический рассказ Чехова.
1
Вн./чт.
1.03.
7) Поэзия 19 века – 1ч
46.
Природа в стихотворениях Я.П. Полонского,
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е.А. Баратынского и др.
1
СОЧ.№3 (дом.)
4.03.
Раздел 7:
Русская литература 20 века.
1) А.П. Платонов – 2ч
47.
А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире».
1
7.03.
48.
Необычный язык рассказа «В прекрасном и яростном мире»
1
Практическая работа
11.03.
2) М.М. Зощенко– 2ч
49.
М.М. Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша»
1
15.03.
50.
Своеобразие языка рассказов М.М. Зощенко.
1
18.03.
3) М.М. Пришвин – 2ч
51.
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра.
1
22.03
52.
«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире.
1
1.04.
4) Ю.М. Нагибин
53.
Ю.М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера человека в рассказе.
1
5.04.
54.
Настоящая и мнимая дружба в рассказе Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
1
8.04.
5) В.П. Астафьев– 2ч
55.
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Уроки взросления, становления личности в рассказе.
1
12.04.
56.
Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
1
15.04.
6) В.Г. Распутин– 2ч
57.
В.Г.Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
1
19.04.
58.
Смысл названия рассказа «Уроки французского».
1
СОЧ.№4 (дом.)
22.04.
7) Поэзия 20 века – 2ч
59.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века.
1
26.04
60.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
1
6.05
8) Ф. Искандер – 1ч
61.
Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
1
10.05
Раздел 8:
Зарубежная литература - 5 ч
62.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека: их общность и различие.
1
Викторина
13.05
63.
Джек Лондон. «Любовь к жизни». Нравственные уроки рассказа.
1
17.05.
64.
Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап». Урок людям.
1
20.05.
65.
Астрид Линдгрен. «Расмус-бродяга». Испытания Расмуса.
1
24.05.
66.
Рэй Брэдбери «Каникулы»,"Зелёное утро". Отражение проблем современности в рассказах.
1
27.05.
67.
Резерв.
1
30.05.
68.
Резерв.
1
Раздел V.
Контрольно-измерительные материалы и карточки индивидуальной работы для повторения
При работе с контрольно-измерительными материалами и карточками индивидуальной работы для повторения используются разноуровневые задания из следующих пособий:
Тесты по литературе. 6 класс. В.Я. Коровина. Учебно-методический комплект. Литература. 6 класс.
Коровина В.Я.,Коровин В.И, Журавлев В.П. Читаем, думаем спорим: 6 кл. М.: Просвещение, 2009.
3. О. А. Ерёмина. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя.
Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 6 класс: К учебникам Т.Курдюмова, В.Коровина. 3-е изд.
Основной шрифт