Классный час на тему «Завтра может не быть». Экология природы и экология души.
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Завтра может не быть».
ЦЕЛЬ: расширить представление ребят о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе, ознакомить с фактами уничтожения природы России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность; побуждать стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Форма проведения: устный журнал
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, слайды с изображением природы.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: классическая музыка для сопровождения фоторепортажа о природе ( Л.Бетховен «Лунная соната», А. Вивальди «Времена года»)
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Тема сегодняшнего классного часа – «На пороге экологической катастрофы». Катастрофа- это очень страшное слово. Как вы его понимаете? Попробуйте найти синонимы для этого слова. ( непоправимая беда, крушение, трагедия, трагическое событие). Действительно, катастрофа-это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле. И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека. Экологической культуре и посвящен наш классный час. Мы проведем его в форме устного журнала, который подготовила группа журналистов, репортеров из нашей группы. Передаю слово главному редактору группы:
2. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ЭКОЛОГ!!!»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Горбунов Максим
Здравствуйте, уважаемые слушатели. Предлагаем вашему вниманию устный выпуск экологического журнала «ЭКО». В переводе на русский язык слово «эко» означает дом, среда обитания . Проблемам окружающей среды посвящен наш журнал. В журнале есть рубрики- разделы: «НОВОСТИ», «РЕПОРТАЖ», «ФОТОРЕПОРТАЖ», «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ», и даже раздел «НА ДОСУГЕ». Познакомьтесь пожалуйста с содержанием сегодняшнего номера( читает с доски). Итак, открываем первую страницу журнала: «ПРИРОДА ВЗЫВАЕТ О ПОМОЩИ» - так называется редакционная статья.
Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь люди! Планета в опасности!» Да она кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых: - загрязнение атмосферы;
- загрязнение вод Мирового океана;
- загрязнение почв;
-парниковый эффект;
- радиоактивное загрязнение;
- истребление флоры и фауны;
Промышленность, котельные, транспорт - три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами, Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение – это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. И наконец истребление флоры и фауны. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека.
Смуров Дмитрий: Что называют экологической катастрофой? Это крайне неблагоприятное изменение природной среды после стихийного бедствия или деятельности человека. Это большой экологический ущерб: гибель живых организмов, заражение воздуха, воды, почвы. Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству. Мы познакомим вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что Россия уже сегодня стоит на пороге экологической катастрофы.
Моногаров Никита: Деятельность человека стала угрожать существованию видОв. С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по одному виду млекопитающих и птиц за 3года, то в наше время в среднем по одному виду каждые 8 месяцев. Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5 – 7 до 30 – 35 связанных с ним видов животных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.
Авдеев Михаил: За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет. Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, только 4% выпускников средней школы считаются здоровыми.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР Горбунов Максим :
Чтобы отвлечься от таких мрачных картин, которые мы увидели в наших городах и селах, давайте окунемся в прекрасный мир природы..
(идет просмотр слайдов о природе.)
В рубрике «Экологический криминал» вас ждет интервью с юристом. Он назвал свое интервью «Преступления против природы».
ЮРИСТ- Блатов Алексей:
Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Об этом записано в Конституции РФ. Какие же наказания предусмотрены тем, кто нарушает это право? Тот, кто нарушает это право, несет ответственность: материальную, административную, дисциплинарную и уголовную. В уголовном кодексе РФ есть целая глава, которая называется: «Экологические преступления». В этой главе рассматриваются три вида экологических преступлений: 1. Нарушение правил экологической безопасности – все,что связано с производством, хранением, переработкой вредных и отравляющих веществ. 2. Преступление против неживой природы – атмосферы, вод, почв. 3. Преступления против живой природы – нарушения правил охоты, вырубка лесов, разрушение среды обитания животных.
За соблюдением этих законов следит экологическая милиция. Но ей должен помогать народ. В Европе каждый житель чувствует свою ответственность за состояние окружающей среды и сообщает обо всех преступлениях против природы, а у нас в России, многие считают, что природа неисчерпаема. Нужно осознавать, что экологические преступления направлены против нас, против нашего здоровья.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Ребята, вы познакомились с некоторыми материалами экологического журнала. Предлагаю вам обсудить три вопроса:
1. «Человек – часть природы или ее властелин?»
2.Согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа?
3.Если да, то может ли человечество ее предотвратить? В чем же спасение?
По материалам сегодняшнего классного часа:
1. Назовите три основных источника загрязнения атмосферы?
2. Сколько видов животных может исчезнуть к концу нынешнего века?
3. Какое море на территории России уменьшилось вдвое?
4. Сколько птиц приходится на каждого жителя планеты?
5. На сколько км вокруг заражают почву промышленные предприятия?
6. Сколько кг мусора в год производит средний российский гражданин?
7. Что можно сделать из старых полиэтиленовых бутылок после переработки?
8. Сколько видов животных может погибнуть в результате гибели одного вида растения?
9. Как называется весь растительный мир?
10. Как называется весь животный мир ?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Спасибо ребятам, которые подготовили сегодняшний классный час, надеюсь, что все присутствующие поняли, как важны для нас экологическая грамотность и экологическая культура.