Технологическая карта урока по географии на тему Солнечный свет на Земле
Солнечный свет на Земле.
Тема урока Солнечный свет на Земле
Цель урока Сформировать представления о неравномерности распределения тепла и света на Земле, о следствиях движения Земли.
Задачи урока Образовательные: сформировать представления о неравномерности распределения тепла и света на Земле.
Развивающие: развивать умения наблюдать модели движения Земли, фиксировать особенности положения в дни равноденствия и солнцестояния.
Воспитательные: воспитывать осознания себя частью природы, понимание зависимости человека от географических следствий движения Земли.
УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из просмотра материалов ЦОР, определение основной информации, выведение следствий орбитального движения Земли.
Коммуникативные УУД: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Планируемые результаты Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и времени:
Знать – Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности;
Уметь – Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца, фиксировать особенности положения планеты в дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Определять высоту Солнца над горизонтом, продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года;
Личностные: формирование целостного мировоззрения;Метапредметные: умение извлекать информацию из разных источников (ЦОР, учебник), умение пользоваться методами наблюдения, объяснения.
Основные понятия Орбитальное движение Земли, день зимнего солнцестояния, день летнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, полярный день, полярная ночь, тропики и полярные круги, высота солнца над горизонтом.
Межпредметные связи Природоведение, окружающий мир,
математика.
Ресурсы урока Интернет- ресурсы (ЦОР) – орбитальное движение Земли, учебник 5-6 класс линии «Полярная звезда» под .ред. Профессора А.И. Алексеева, географический атлас 5 класс, рабочая тетрадь учащегося.
Формы урока
Групповая, парная
Технологии «Развитие критического мышления»
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Орг.момент. Создание мотивации Вы, слыхали? Дан звонок,
Начинается урок. Проверка наличия школьных принадлежностей к уроку Личностные – саморегуляция2. Проверка д/з
7 минут
5-6 минут
1. Работа с картой.
2. Работа с «Песней о медведях», используя текст, видео. Цель: найти в песне географические ошибки. После просмотра отвечаем на вопросы:
А) какие географические ошибки вы нашли в тексте песни? «Трутся спиной медведи о земную ось», «Вертится Земля».
Б). О каком месте на Земле идет речь в песне? (Северный полюс). Почему именно Северный полюс?
В). Подо льдом какого океана спят моря? (СЛо).
Г) что такое «земная ось»?
Д) Что происходит на Земле в результате вращения Земли вокруг своей оси? (Смена дня и ночи»)
Е) Почему композитор написал именно такую быструю музыку к песне? Какова скорость вращения Земли вокруг оси?
Ж) в каком направлении вращается Земля, вокруг совей оси?
З). Какое движение Земля выполняет одновременно с вращением вокруг своей оси и что происходит на планете в результате этого движения?
К). Чем необычен будет 2016 год и почему? (365 дней, 6 часов, 9 минут и 9 секунд)
1.Совместная работа ребят. Роли «учителя и учеников». Подведение итогов.
2. Отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные – умение работать без учителя, проявлять терпимость при ответе одноклассников.Регулятивные – организация самостоятельной и коллективной работы.Познавательные – закрепление имеющихся знаний и их систематизация
Личностные – формирование доброжелательного отношения к окружающим3. Этап подготовки к активному усвоению.
5 мин
5 мин Ребята, а какое время года было в клипе о медведях? (объясняют почему лето). А в нашей местности такое же холодное лето? А есть на планете места, где лето жарче, чем наше?
Какой вывод из сказанного нами можно сделать?
-От чего зависит температура воздуха на Земле? (От солнечного света).
Дак какова тема нашего урока?
Солнечный свет на Земле. Запись в тетради.
- Совместно выполняем рисунок «Положение Солнца над горизонтом» объясните, какие территории получают больше тепла и почему?
2. Выполнение задания:
1).На предложенных листах изобразите планету в форме круга.
2). Проведите экватор и подпишите.
3). Проведите земную ось.
4).1в-покажите точкой северный полюс.
5).2в-покажите точкой и подпишите южный полюс
6).1в-Пунктирной линией покажите северный тропик
2в- Пунктирной линией покажите южный тропик
7). 1в- Пунктирной линией покажите южный полярный круг
2в- Пунктирной линией покажите северный полярный круг
Проверяем, используя электронное приложение, меняясь работами. Подводим итоги. Выставляем оценки.
1.Ответы учащихся
Вывод: чем больше угол падения солнечных лучей, тем температура выше и наоборот.
3.Выполнят задания учителя, не переспрашивая и не уточняя.
4. Обмениваются работами для проверки.
5. Проверяют работы и выставляют оценки.
6. Комментируют оценку своему соседу Коммуникативные: развитие речи, работать с текстом, делать выводы, умозаключения
Познавательные - переводить имеющиеся знания в новые
Физминутка. Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
5. Этап усвоения новых знаний Исследовательская работа с использованием электронного приложения. Формулируют вывод. (проверить стр. 25)
Положение Земли Какое время года в нашей местности Как называется этот день
22 декабря 21 марта 22 июня 23 сентября Познавательные – обучение навыкам исследовательской деятельности.Регулятивные – умение контролировать время, удерживать в памяти учебную задачуЛичностные – уважение к личности других детей6. Закрепление новых знаний. Выполнение работы на распечатанном материале. Самостоятельная работа, проверка, анализ работы. Регулятивные – удерживать цели деятельности для получения результата.
Личностные – проявление требовательности к ответам, терпения.
7. Рефлексия Напиши СМС маме:
Сегодня на уроке географии я узнал….
Оцените себя и свою работу на уроке по нашей шкале оценки. Ответы учащихся Личностные – формирование адекватной самооценки9. Д/ЗП.7. трен. Повтор. 1-7. Подготовка к контрольной работе.
Распределение солнечного света и тепла на Земле. 6-й класс
Серова Людмила Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель географии.
Разделы: География
Цели: доказать неравномерность распределения солнечного света и тепла на Земле; формирование навыка само- и взаимопроверки.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, лампа, Индивидуальные листы обучения №19.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Тема урока. Цель урока.
Обобщение нового материала: Какие затруднения были при заполнении ИЛО №19? Кто нашёл ответ?
Опыт с глобусом и лампой (импровизированный теллурий)
Показать годовое движение Земли вокруг Солнца, зафиксировать положение Земли 22 декабря, 22 июня и 21 марта (23 сентября).
Практическое задание:
Задание 1. На рисунке подпишите экватор, Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.
(взаимопроверка)
Задание 2. Подчеркните под рисунком даты, для которых показано освещение Земли.(самопроверка)
Задание 3. Заполните таблицу
Положение Земли (даты) Какое время года в вашей местности Где солнце находится в зените Где полярный день
22 июня
23 сентября
22 декабря
21 марта
(самопроверка)
Задание 4. Заполните таблицу
Самый длинный день в Северном полушарии 22 июня День летнего солнцестояния
Самый короткий день в Северном полушарии
День равен ночи
(взаимопроверка)
Задание 5. Укажите причины неравномерного распределения солнечного тепла и света на Земле: (фронтальная)
Проверка знаний - 1 вариант. (Ф.И. уч-ся ____________________________)
1. Границы тропического пояса освещённости проходят по _____________________
2. Какое время года будет в северном полушарии, если в южном полушарии будет лето____________________________________________
3. Как называется параллель, над которой раз в год полуденное Солнце бывает в зените, т.е. солнечные лучи падают отвесно___________________
4. Как называется параллель 66,5* с.ш. и 66,5* ю.ш_______________
5. В какой день года бывает Летнее Солнцестояние____________________
6. В какой день года бывает Весеннее Равноденствие________________
Проверка знаний - 2 вариант. (Ф.И. уч-ся _____________________________)
1. Граница между полярным и умеренным поясом освещённости проходит по________________________________________________
2. Какое время года будет в северном полушарии, если в южном полушарии будет зима_____________
3. Как называется параллель, за которой бывает полярный день и полярная ночь____________________
4. Как называется параллель 23,5* с.ш. и 23,5*ю.ш__________________
5. В какой день года бывает Зимнее Солнцестояние___________________
6. В какой день года бывает Осеннее Равноденствие___________________
Закрепление: Так как же распределяется солнечный свет и тепло на Земле? (равномерно или неравномерно?)
Домашнее задание: на контурной карте в атласе обозначить условные линии: экватор, тропики, полярные круги. Заштриховать пояса освещённости.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ ОБУЧЕНИЯ (ИЛО) №19
Учащегося 6______класса _____________________________________
Задания выполнить по тексту учебника № 43.
ТЕМА: Распределение солнечного света и тепла.
1. От каких факторов зависит угол падения солнечных лучей на поверхность Земли?
________________________________________________________________
2. Почему в тропиках жарко, а у полюсов холодно?_______________________
_________________________________________________________________
3. Чем больше широта местности, тем Солнце над горизонтом будет ниже или выше? _____________________________________________________________
4. Приведите примеры, подтверждающие, что нагревание воздуха зависит от высоты Солнца над горизонтом и продолжительности дня _______________________________________________________________________
5. Почему происходит на Земле смена дня и ночи?_________________________
6. Что называется орбитой Земли?________________________________________ _________________________________________________________________________
7. Под каким углом наклонена земная ось к плоскости орбиты?________________
8. Когда северное полушарие получает больше тепла и света, там лето. Какое время года будет в южном полушарии и почему?_____________________________
________________________________________________________________________
9. Что такое полярный круг?_________________________________________
10. Что такое тропик?___________________________________________________
11. Какие пояса освещённости выделяются на поверхности Земли?______________
______________________________________________________________________
12. Как называются эти важные дни в году:
22 декабря______________________________________________________
22 июня_________________________________________________________
21 марта ________________________________________________________
23 сентября______________________________________________________