Тема: Содержание обновленного образования: сегодня и завтра (Казахстанская школа:сегодня и завтра)


Западно – Казахстанская область Теректинский район
поселок Федоровка
Федоровская казахская общеобразовательная средняя школа
Учитель начальных классов высшей категории
Султанова Айнагуль БайгалиевнаТема: Содержание обновленного образования: сегодня и завтра
(Казахстанская школа:сегодня и завтра)
Цель современной системы образования – подготовка конкурентоспособного специалиста. Школа – среда обучения, ее сердце – учитель. Учитель новой формации в меняющемся обществе – духовно богатая, сформированная творческая личность, освоившая педагогические методы и постоянно стремящаяся к самосовершенствованию. Требования к такому учителю в условиях рынка: конкурентоспособность, высокое качество знаний, профессиональное и методическое мастерство. Это активная, грамотная, творческая личность, способная к рефлексии, стремящаяся к самореализации, характеризующаяся высшим уровнем методической, исследовательской, дидактико-методической, социально-личностной, коммуникативной, информационной и другими компетенциями.
В рамках модели образования, направленной на результат, и новой парадигмы управления для освоения некоторых понятий и норм, эффективных педагогических технологий появляется учебная необходимость, направленная на развитие профессиональной культуры педагогов. В системе повышения квалификации учебная необходимость педагогов формируется в связи с пониманием значимости знаний, в результате этого внедрение в самостоятельное действие с целью совершенствования опыта в личной жизни. Современный учитель приходит к обучению с большими потенциальными возможностями, поэтому необходим формирующий, целенаправленный, обучающий, развивающий андрогогический процесс сочетания функциональной грамотности и профессионального творчества учителей. Другими словами, образование должно мотивировать познавательную деятельность, направленную на развитие общей культуры и социальной активности людей на основе развития общих и профессиональных знаний, достижений науки, образования и культуры.
Парадигма современного образования предусматривает переход от знаний, направленных на «знающего человека» к знаниям, направленным на «культурного человека». Это образование требует нового подхода – глубокого реформирования философских, психологических, педагогических основ, теории и практики. Поэтому сегодня перед системой образования страны стоит задача оснащения учебного процесса новыми идеями и обеспечение новым содержанием. В ходе повышения качества знаний и поворота к обучению, направленному на результат, учителя для исполнения государственного стандарта, творчески освоив исследовательские умения и навыки, исполняют умеющую решать проблемы, информационно-коммуникативную, высококультурную, личностно развивающую функцию. В нынешнее время, освоив эти компетенции, можно обеспечить не только гибкость профессиональной оптимизации, но и сформировать возможность реализации требования «постоянно обучаться и совершенствовать себя».
В проекте госпрограммы развития образования Казахстана на 2011 – 2020 годы уделено большое значение проблемам обеспечения качественными знаниями обучающихся в Казахстане, улучшению показателей знания в международных рейтингах и для улучшения привлекательности казахстанской системы образования, в первую очередь, повышения престижа педкадров, их карьерный рост по всей деятельности, обучение и обеспечение профессиональной квалификации, а также государственная поддержка педагогического труда, повышение мотивации. В связи с этим сегодня реформы и в системе образования страны, изменения и нововведения, безусловно, станут основой для обдумывания каждого педагогического коллектива, прошлого, настоящего и будущего, для работы с новыми идеями и новыми системами. Значит, качественное и осознанное преподавание связано с уровнем педагогов и интеллектуальным обществом.
В Концепции РК о 12-летнем образовании, говоря о формировании профессионально-личностной компетенции педкадров как главной цели показаны обязательное усвоение педагогами нижеследующих компетенции.
1.Специальная компетенция – способность самостоятельного проектирования профессионального развития.
2.Социальная компетенция – способность заниматься профессиональной деятельностью.
3.Образовательная компетенция – способность использовать основы педагогической и социальной психологии.
В итоге, компетенцию можно понимать как способность педагогического общества изменять себя в соответствии с современными требованиями. Ясно показано, что коренные изменения в образовательной политике следует начинать с ежедневных заданий в учебном процессе.
К такой компетенции относится следующее:
+ориентированная компетенция (гражданская активность, понимание политической системы, умение оценивать, патриотичность и т.д.);
+культурно-познавательная компетенция (знание национальных особенностей, умение сравнивать и анализировать культуру своего народа и других наций, мировую культуру);
+учебно-познавательная компетенция (умение организовать, планировать свои образовательные способности, освоить навыки поисково-исследовательских действий, умение анализировать, подводить итоги);
+коммуникативная компетенция (знание методов взаимоотношения с людьми, наличие навыков общения на казахском языке как государственном, межнационального общения иностранных языках);
+информационно-технологическая компетенция (умение ориентироваться в информационных технологиях, с помощью технических объектов, умение самостоятельного поиска, выбора, анализа, способность реализации изменений);
+социально – трудовая компетенция (умение анализа социально – общественных ситуаций, умение принимать решение, способность в различных жизненных ситуациях влиять в соответствии с интересами своими и общества);
+личностная саморазвивающая компетенция (способность активных знаний и опыта в семейном труде, в области экономических и политических общественных отношений).
Поскольку стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены компетентности учащихся, то вся урочная деятельность учителя должна быть направлена на развитие основных компетенций: разрешения проблем, информационной и коммуникативной. Именно начальная ступень образования как нельзя лучше подходит к формированию у учащихся чувства патриотизма, культуры, традиции, возрождения обычаев нашего народа, его колорита и самобытности; формирование гордости, что живем в Республике Казахстан.
         Поставив во главу угла проблему модернизации образовательной сферы в Республике Казахстан, Президент Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» определил, что нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации, элемент которой уже работает в общеобразовательных школах, мотивирует учащихся на учебный процесс, на социальный успех. Новая модель системы среднего образования, реализующая компетентностный подход, ориентированный на результат, обеспечивает усиление роли учения, предусматривает перенос акцента с обучающегося как пассивного получателя готовых знаний на обучающегося–активного субъекта познавательного процесса; формирование компетентностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе средствами учебных предметов; соответствие структуры и содержания общего среднего образования психофизиологическим и возрастным особенностям обучающихся, их возможностям и способностям на каждом уровне образования, обеспечение успешной социализации обучающихся в процессе обучения и воспитания. Новые педагогические технологии, информационные технологии являются новыми решающими технологиями современной школы. Формирование готовности организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях, возможно посредством организации исследовательской деятельности.  Одна из важнейших технологий в школе исследовательская деятельность – это условие для развития духовности, для развития личностного начала. В основе исследовательской деятельности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности, являющейся неотъемлемой составляющей личности в современном мире. Прогнозируется, что содержание двенадцатилетнего образования является основой для дальнейшего обучения, получения профессии и успешной самореализации личности.  Я и мои коллеги, применяя  элементы информационных технологий при обучении, повышаем интерес учащихся к предмету; повышаем качество учебно-воспитательного процесса, ведущее  к современному уровню мировых стандартов; реализуем идеи компетентностного подхода в процессе обучения; создаем психологическую обстановку, оказываем  помощь в решении задач развития личности, ее компетентности, способности к самореализации.
            Таким образом, по моему мнению, Казахстанская школа сейчас располагает большими возможностями в реализации целей обучения в отличие от  прошлых лет: обеспечение руководства процессом познавательной деятельности учащихся, выполнение информационной функции и рационализации обучения.
        В заключение я хочу отметить, что новая школа, создающая современную информационно-образовательную среду, должна стать в полной мере индикатором гражданских, педагогических ценностей, имеющих место в обществе. Образование всегда было и будет одной из важных сфер жизни казахстанского общества.  Несмотря на множество трудностей  прошедшего времени, в системе образования произошли прогрессивные изменения. Благодаря этому растет интеллектуальный и творческий потенциал общества, от него зависит будущее нашего государства.