Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №51Подготовила старший воспитатель Засеева Е.Н.
Мы все знаем что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными, современными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Задачи блоков Дьенеша:Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
Задачи развивающих палочек Кюизенера:•познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).•познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).•познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.•осваивать прямой и обратный счет.•познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).•помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.•научить делить целое на части и измерять объекты.•развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, мы предоставляем детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками Дьенеша. Они используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности.В процессе различных манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют форму, цвет, размер, толщину. Мы стараемся не заострять внимание детей на термине «блок», ведь для ребенка это просто геометрическая фигура.
Постепенно, идя от простого к сложному, в индивидуальной работе с детьми мы предлагаем им следующие задания:Найди такие же фигуры, как эта – по цвету, по форме, размеру, толщине;Найди не такие фигуры как эта, по форме, по размеру, по толщине;Найди синие треугольники (красные, большие, тонкие, толстые, маленькие, круглые и т.д.)- назови какая эта фигура по цвету, по форме, по размеру.
После такого самостоятельного знакомства с блоками мы переходим к играм и упражнениям.«Чудесный мешочек» – дети на ощупь выбирают блок, и называют его свойства.«Три обруча» – дети делятся на 3 команды. Каждая команда собирает в свой обруч фигуры красного, синего или желтого цвета, большие или маленькие, толстые или тонкие.«Дорожки для матрешки», «Составь узор» и др.
Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т. п. Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражняются в назывании и различении цвета. Применяем известные приемы: для матрешки в красном сарафане построим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Далее используем игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом. Таким образом, вовлекаем детей в совместную деятельность, создавая проблемные игровые образовательные ситуации от имени игрового персонажа.
Дидактические игры с палочками Кюизинера применяю в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию. Для закрепления знаний детей использую в своей работе различные наглядные средства: предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы.
Можно использовать следующие дидактические упражнения:Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.Возьми синюю и красную палочки и сложи их, концами друг к другу. Получился поезд. Теперь построй поезд из белой и синей, красной, зеленой и голубой.Возьми одну палочку в левую ручку, а другую в правую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу. (наложи их друг на друга). Подравняй их с одной стороны. Какого цвета короткая (длинная) палочка? Или палочки одинаковы по длине?Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь их рядом друг с другом.
Мы заметили что, в ходе системной работы дети стали более любознательными, проявляют активный интерес к цветным палочкам Кюизенера и логическим фигурам, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях.
Перспективное планирование по развивающим играм во 2 младшей группе.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МесяцМатериалТема игрыЗадачиСентябрь Палочки КюизенераЗнакомство с палочками«Разноцветные палочки»«Строим дорожки»«Поезд»«Один и много»Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить название основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать. Формирование понятий «один и много» Блоки ДьенешаЗнакомство с блоками Дьенеша«Найди такую же фигуру»«Сделай узор»«Круг»Знакомить детей с логическими блоками Дьенеша, выделение знакомых признаков (цвет, форма). Развивать у детей восприятие формы.Формировать представление о геометрической фигуре «круг»Октябрь Палочки Кюизенера«Чудесный мешочек»«Башенки»«Найди и покажи»«Дорожки для матрешки»«Один и много»Закрепить знание цветов и их название. Развивать память, внимание, логическое мышление. Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова; «большой» - «маленький».Закрепление понятий «один и много». Классификация по 1 признаку (величина) Блоки Дьенеша«Воздушные шары»«Угадай-ка» (1 вариант)«Квадрат»Учить подбирать предметы одинакового цвета.Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство предметов. (цвет). Формирование представлений о геометрической фигуре «квадрат»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МесяцМатериалТема игрыЗадачиНоябрь Палочки Кюизенера«Один, много, ни одного»«Найди и покажи»«Чья дорожка длиннее»«Найди ошибку»Упражнять детей в установлении эквивалентности величины и цвета. Закреплять понятия «больше – меньше». Продолжать учить сравнивать по длине. Закреплять такие понятия как; «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше чем», «больше чем». Блоки Дьенеша«Запомни узор»Разбиение по 1 празникуЗакреплять умение различать цвет, форму. Развивать у детей наблюдательность, внимание, память.Закрепление знаний геометрических фигур; круг, квадрат.Декабрь Палочки Кюизенера«Разложи карандаши по коробке»« Сделай как я»«Продолжи ряд»«Лесенка для котенка»Совершенствовать умение сравнивать по длине. Развивать внимание, мышление. Учить детей выкладывать из палочек квадрат, лесенки соответственно цвету и длине. Блоки Дьенеша«Найди свой домик» (1 вариант)Учить детей различать цвета, формы геометрических фигур.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МесяцМатериалТема игрыЗадачиЯнварь Палочки Кюизенера«Построим мостик»«Кто больше принес?»«Составим узор»«Разноцветные дорожки»Совершенствовать навыки сравнения групп предметов. Обозначать результаты сравнения словами: много, поровну, столько – сколько.Развивать внимание, мышление детей.Учить детей выкладывать треугольник, закрепить умение выкладывать квадрат. Блоки Дьенеша«Найди свой домик» (2 вариант)Закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.Февраль Палочки Кюизенера«Спрячь игрушку»«Построим заборчик»«Разложи конфеты по коробкам»«Сделай как я»Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. Блоки Дьенеша«Пригласительный билет»«Треугольник»Развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.Формирование представлений о геометрической фигуре «треугольник»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МесяцМатериалТема игрыЗадачиМарт Палочки Кюизенера«Конструирование геометрических фигур»«Угадай-ка»«Разложи по цвету»Игры – конструирование Развивать умение устанавливать отношения, эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь. Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Блоки Дьенеша«Муравьи»Развивать умение детей различать цвет и размер предметов. Формировать представление о символическом изображении предметов.Апрель Палочки Кюизенера«Чудесный мешочек»«Найди и покажи»«Строим дорожки»Игры - конструированияУпражнять в различении цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Блоки Дьенеша«Карусель»Упражнять детей в умении различать, называть, систематизировать блоки по \цвету и форме.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МесяцМатериалТема игрыЗадачиМай Палочки КюизенераВыкладывание самостоятельно различных изображений.Конструирование геометрических фигур«Угадай-ка»«Поезд»Упражнять в различении и назывании цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Закреплять название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать внимание, память, воображение. Блоки Дьенеша«Найди и назови»«Назови соседей»Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы. Закреплять умение описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы.
Спасибо за внимание