Мастер-класс для родителей «Игровые пособия для формирования представлений о цвете у детей раннего возраста».
Мастер-класс для родителей: «Игровые пособия для формирования представлений о цвете у детей раннего возраста».
Цель мастер-класса: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию сенсорного эталона цвета детей раннего возраста в домашних условиях.
Задачи мастер-класса:
1. Познакомить родителей с понятиями «сенсорные эталоны», «цвет»; ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов цвета и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
3. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: помещение группы.
1. Заполнение родителей анкет «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
2. Ознакомление родителей с особенностями сенсорного развития детей.
3. Показ игровых пособий, сделанных своими руками, по формированию у детей представления о цвете.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств сенсорного развития детей, один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. На втором-третьем году жизни необходимо первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определённых предметов, по которому данные предметы можно узнать. Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребёнок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зелёный или какой-либо другой цвет. Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом ещё не образовалось. Психологи и педагоги считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Эта работа должна проводиться системно в процессе специальных мероприятий: занятий, наблюдений на природе, в повседневной жизни, в разнообразных дидактических играх.
Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать сами из подручных средств. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
1. Игра «Забавные крышки». Возьмите ведерко или коробку, закрутите туда крышки от бутылок разного цвета. Предложите детям выкрутить крышки и закрутить крышки такого цвета, как обозначено на коробке или на ведерке. Такая игра способствует развитию мелкой моторики руки и развивает понятие цвета.
2. Игра «Спрячь мышку». Цель игры: развивать представление детей об основных цветах спектра. Игра состоит из карточек разных цветов, посередине которых расположена мышка в квадрате (это домик мышки) и квадратиков таких же цветов (это дверцы). Нужно закрыть (спрятать) мышку цветным квадратом (дверцей) от кошки. Игра закрепляет знание основных цветов.
3. Игра «Веселые прищепки». Вырезать из цветного картона солнышко, елку, тучи, цветок, ежика и др. фигуры, прикрепить к ним прищепки такого же цвета. Такая игра способствует развитию мелкой моторики руки и развивает понятие цвета.
4. Игра «Мозаика из пробок». Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет.
5. Игра «Подбери по цвету». Взять коробку из конфет, приклеить круги красного, синего, желтого, зеленого цветов и подобрать к ним пробки такого же цвета. Закрепляем основные цвета.
6. Игра «Собери пробки в стакан». Взять стаканы красного, синего, желтого, зеленого цветов и собирать туда пробки такого цвета как стакан, т.е. красные пробки собрать в красный стакан, синие пробки – в синий стакан и т.д.
7. Игра «Цветные варежки». Вырезать из плотного картона варежки, обклеить цветной самоклеющейся бумагой, вырезать разные заплатки (круг, квадрат, треугольник) от варежек и попросить ставить заплатки к варежкам такого цвета. Такая игра развивает у детей представление о цветах, о формах. Можно попросить найти одинаковые варежки по цвету.
8. Игра «Воздушные шары». Из картона вырезать шары разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и палочки (нитки) к ним таких цветом. Попросить детей подобрать нитки к шарам такого цвета. Закрепляем представления об основных цветах.
9. Многофункциональная игра «Летняя поляна». Это игровое пособие очень помогает в решении многих обучающих и развивающих задач. Это и развитие активной речи, изучение основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), формы (круг, квадрат, треугольник), размера предметов. Обогащение сенсорно-тактильного опыта, развитие мелкой моторики; знакомство с окружающей природой и ее явлениями. С помощью такого игрового пособия дети с лёгкостью научатся застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, научатся застегивать и отстегивать липучки. Для материала использованы салфетки для мытья посуды, фетр, липучки, пуговицы, молнии. Яблочки, цветочки легко снимаются, а в тучке прячется дождик. Лучики у солнышка отстегиваются. Окошки у домика открываются, а там разные звери. Дети знакомятся со зверями, развивают речь. Под яблоней сидит ежик. Елка тоже на липучках.