Родительское собрание «Взаимоотношение родителей и детей» ( 8 класс)


МБОУ СОШ №5 им.В.В.СмирноваРодительское собрание
«Взаимоотношение родителей и детей»
( 8 класс)
Классный руководитель:
Воронкова Елена Николаевна,
учитель географии
МБОУ СОШ №5 им.В.В.Смирнова2016
Цель:
- Развивать представление о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми и родителями.
Задачи:
- Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;
- Отрабатывание модели решения повседневных конфликтов;
-Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.
Предварительная подготовка:
- изготовление буклетов для родителей о детей. (Приложение)
- мультимедийное оборудование
Оформление:
- карточки с примерами конфликтных ситуаций
- листы для упражнений
- буклет для родителей и подростков: «Взаимоотношения в семье» (Приложение)
- листы формата А4- презентация
Ход собрания.
Родители рассаживаются на 2 группы за парты.
Классный руководитель:
Добрый день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда. Сегодня мы поговорим на тему, которая, всегда была актуальной. Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».
Тема нашего родительского собрания не случайна так как наши дети выросли, повзрослели появились проблемы как у них, так и нас в процессе их воспитания.
Притча.
Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын вырос?» Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.
Я предлагаю вам начать наше собрание с небольшого упражнения.
2. Упражнение «Снежинка»
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. сложите лист пополам.
2. оторвите правый верхний уголок
3. опять сложите лист пополам
4. снова оторвите правый верхний уголок
Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас.
Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества.
(фото из школьной жизни)
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Во время подростничества изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т.д. Изменения охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь, самосознание.
Изменение телесных форм и его внутреннего строения влечет за собой необходимость перестройки сознания подростка, ему важно принять свой новый облик.
Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.
Социальная сфера. Подростку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где молодой человек приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус. Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…). Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.
И тут родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: "Не выставляйся, будь таким, как все". А ребенок не хочет, да и не может быть таким, как все. Он стремится к индивидуальности, и все вокруг в таком же состоянии. Каким же ему быть? Это первый повод для разногласий между подростками и родителями.
Во-вторых, в этот период ребенком особенно остро воспринимаются словесно передаваемые негативные предписания взрослых. Эти предписания имеют разрушительное содержание. Они подобны проклятиям, которые околдовывают подростка, особенно, если он очень восприимчив. Среди словесно передаваемых предписаний можно выделить заклятия, проклятия, негативные пророчества, стопперы.
Заклятия – негативные определения типа: "Ты – грязнуля!", "Болван!", "Тупица!", "Ты ужасный ребенок!" и т.д.
Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания: "Чтоб ты провалился!", "Нам было бы намного лучше без тебя!", "Почему ты не можешь быть человеком!".
Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: "Из тебя ничего толкового не выйдет!", "Тюрьма по тебе плачет!", "Ты никогда ничего не достигнешь!", "Ты никогда не станешь настоящим мужчиной!", "Будешь бомжом!".
Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай!", "Не сердись!", "Не думай о…", "Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!".
Соотнесите эти фразы с теми, которые вы проговариваете своему ребенку. Неужели вы хотите, чтобы все, что вы говорите негативного, сбылось? А ведь не случайно в русском языке есть поговорка "Слово, да не мимо идет"! Возможно, вы знаете и такие строки:
"Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!"
Будьте осторожны со словами, проговариваемыми своим детям. Они могут сбыться!
ПРИТЧА О ПОНИМАНИИ
Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди. — Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать? Мудрец посмотрел на них и спросил: — А на каком языке вы говорите? — Все молодое поколение говорит на тарабарском. — А старшие жители? Задумались молодые люди и признались: — Мы у них не спрашивали. — Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!
Классный руководитель:
Итак, понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. А есть ли какие-то пути конструктивного и успешного разрешения конфликтной ситуации? В этом мы попытаемся разобраться на нашем занятии. Но сначала, предлагаю Вам разобраться в причинах возникновения конфликтных ситуаций. Я приглашаю сюда по одному представителю от разных групп.
Упражнение «Комната»
Один из приглашенных выходит за дверь. Второй описывает комнату, в которой находится (10 прилагательных применительно к помещению в котором находится группа). Описание записывается на листе ватмана. Затем его описание закрывается и приглашается второй участник. Он так же описывает комнату, в которой находится, его описание записывается на листе ватмана. Затем оба описания сравниваются. (Цель показать, что у разных людей, разные взгляды на одну и ту же вещь.)
Упражнение «Десять Я»
Перед вами лежат листы бумаги, где в столбик написаны десять «Я», напишите против каждого столбика те мысли, которые приходят вам в голову. Например: «Я люблю мороженое». (По окончанию работы). Прошу вас обменяться этими листками. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь открыл для себя, что новое в своем соседе по парте? (ответы участников занятия)
Классный руководитель: Из выше сказанного, как вы считаете, что чаще всего является причиной конфликтов? (Вывод: мы имеем свои взгляды, и не всегда хорошо знаем близкого человека).
Классный руководитель: (на слайде) Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. Я предлагаю Вам посмотреть типичную конфликтную ситуацию, которая часто возникает в наших семьях
(Разыгрывается сценка по одному из родителей от каждой группы.)
Классный руководитель: Татьяна собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка «Пальто не одену».
Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»
Девочка: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»
Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»
Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»
Классный руководитель: Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать "пилить" отца, которому наплевать на поведение дочери... Короче, день у нее наверняка сложится скверно.
Я предлагаю каждой команде, найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон. (варианты ответов)
Классный руководитель: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.
( «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок»)
Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.
(Разыгрывается сценка)
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка «Пальто не одену».
Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –
Девочка кивает.
Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»
Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»
Мать: «Прекрасная мысль».
Классный руководитель: На этом инцендент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.
Теперь, я предлагаю вам решить конфликтные ситуации с помощью компромисса.
(Раздаются карточки, участникам предоставляется время для решения проблемы. Музыкальный фон)Карточка 1:
- Подросток хочет пойти гулять, но уроки ёще не выучил. Родители настаивают , чтобы он сначала выучил уроки.
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама:- Ты куда собираешься?
Подросток:- Иду гулять.
Мама: - Но ты ещё не сделал уроки?
Подросток: - Ну и что, потом сделаю…
…………………………………………..
Карточка 2.
- Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу возникают конфликты.
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Сделай тише музыку.
Подросток: - Я люблю слушать, когда играет громко….
…………………………………………
Карточка 3.
- Вы обнаружили, что подросток в постели с телефоном, и общение в нем настолько захватила его, что он не может оторваться и не ложится спать:
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Убирай телефон немедленно, пора ложится спать, завтра в школу
Подросток: - Сейчас, я закончу и уберу….
…………………………………………
Карточка 4.
- У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:
Пример компромиссного решения проблемы:
Мама: - Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя
Подросток: - Я не хочу сейчас убираться.
………………………………………………
Классный руководитель:
Вы все хорошо справились с этим заданием. Если мы с вами в повседневной жизни постараемся придерживаться этих правил, будем использовать полученные сегодня знания, то многих внутрисемейных проблем и конфликтов сможем избежать.
Классный руководитель:
14 ноября 2016г всех потрясла ситуация в Стругах Красных. Двое подростков 15-летнего возраста застрелили друг-друга. Давайте послушаем о ситуации, причиной которой стал конфликт между детьми и родителями. (Приложение 2.)
(обсуждаем ситуацию)
(выступление инспектора ОДН РОВД)
Притча
Ведь это всего один час…
После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома. – Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.– Сколько денег ты получаешь?– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!Ребенок поднял на него грустные глаза.– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.Отец вышел из себя и закричал на сына:– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати. – Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.– Нет, я лежу и думаю…– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…
Музыкальный фон.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Итог
Подросток нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей.
На ваших столах лежат «сердечки». Напишите на них ваши пожелания. Родители – детям. Например: «Спасибо тебе за то, что ты …»
(по окончанию работы родителям предлагается подарить детям сердечки)
Классный руководитель: Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания.
Притча о воспитании:
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
«Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих» Карл Густав Юнг. 
Я желаю счастья вашим семьям, мира в вашим отношениях. На этом наше собрание заканчивается, и на память о нём дарю вам буклеты.
(раздаются буклеты родителям).
Ресурсы:
Солоухин В. А. «Слово о словах»
http://www.pedlib.ru/Books/3/0424/3_0424-89.shtml
https://yandex.ru/search/?lr=20681&clid=1955451&banerid=0802000000&win=178&msid=1480448996.92383.22863.13100&text=двое%20подростков%20застрелились%20псков