Консультации для родителей «Играйте вместе с детьми»
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте».
В.А.Сухомлинский
В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Формирование здорового образа жизни детей- задача совместная дошкольного учреждения и конечно семьи. Многие проблемы у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом безусловно, на первом месте- личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.
Здоровый образ жизни в семье. Если речь идет о дошкольниках, внимание должно быть уделено следующим моментам:
1.Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.
2.Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.д.
3.Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы -транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п.
Ребенок должен знать, делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.
В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды –ужины( по обстоятельствам), совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники,
семейные чтения,- за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.
Во время таких мероприятий, как на пример, семейный обед, ребенка можно научить хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой жизни. Все домашние , в том числе, и дети расслабляются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро и на долго закрепляются, может быть и на всю жизнь.
Хочется еще раз напомнить взрослым .Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения..
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровый образ жизни, является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности.
Понимая здоровье как совокупность физического, социально- психологического, духовного компонентов, не трудно определить содержательные аспекты культуры здоровья ребенка.
Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих:
- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а так же задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской , психологической самопомощи и помощи.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка, становится культура здоровья семьи.
Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада с помощью следующих форм деятельности:
-Индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогами дошкольного образования.
-Консультации с педагогами-специалистами по актуальным вопросам оздоровления ребенка, рекомендации.
-Конкурсы и соревнования для детей и родителей.
Рекомендации для родителей
В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку; делать по утрам в месте зарядку, заниматься физическими упражнениями, активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д.Также можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Можно сделать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость , силы и самостоятельность.
Пример родителей для ребенка очень важен, поэтому взрослые должны вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек.
Тогда ваш ребенок будет здоров и бодр.
Игры в семейном кругу.
1.Ручеек:
-«прыжки через ленточку», две, три.(На пол положить ,что у вас найдется дома под рукой: лента 1-3, веревка 1-2, постараться перепрыгнуть 1-ленту, 2 и 3.
2.Лягушата и комары:
-«прыжки кто выше подпрыгнет и больше поймает комаров». (Взять любое кольцо или палку, на нитки привязать разноцветные фантики ) взрослый держит, а дети прыгают и ловят комара, у кого больше фантиков, от самый ловкий лягушонок.
3.Прокати мяч в ворота:
-«катание мяча», взять стул 1-2или табурет , прокатить мяч так, чтобы он ровно прокатился под стулом, расстояние стульев можно увеличивать.
4.Поединок на ракетке с воздушным шариком.
-игра в бадминтон, но с воздушным шариком.
5. Подвижная игра «Маланья» (на основе русского фольклора)
Все игроки собираются в круг, выбирают Маланью, выводят её за дверь. Игроки договариваются, какое действие будут показывать и зовут Маланью обратно.У Маланьи, у старушки - хлопки в ладоши, то правая, то левая рука вверхуЖили в маленькой избушке - сложить руки углом, показать избушкуСемь сыновей, – показать семь пальцевВсе без бровей, - очертить брови пальцамиВот с такими ушами, - растопыренные ладони поднести к ушамВот с такими носами, - показать длинный нос двумя рукамиВот с таким усами, – очертить пальцами длинные гусарские усыВот с такой головой, - очертить большой круг вокруг головыВот с такой бородой, - показать руками большую, длинную бородуОни не пили, не ели, - одной рукой показывают чашку, другой ложкуНа Маланью все глядели - держа руки у глаз, похлопать как ресницамиИ все делали вот так! – показывают загаданное действие
6.Упражнение на развитие межполушарных связей
« Кулак-ребро-ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжата в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет действия вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку произносить команды вслух или про себя.
7.Упражнение на координацию дыхания «Горячая монетка»
Сделать глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх. Задержать дыхание, сконцентрировать внимание на середине ладони (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Сделать медленный вдох. Выдыхая, рисовать перед собою обеими руками одновременно два квадрата, начинающиеся в одной точке, но расположен один справа, а другой слева.
8.Упражнение для профилактики зрения «Цветочек»
Глазами нарисовать два цветочка с четырьмя лепестками, три раза по часовой стрелке, и три раза против. Так же можно использовать упражнения на аккомодацию: цветочек приклеивается к стеклу на уровне глаз детей. Ребёнку предлагают смотреть на цветочек, а затем за него, вдаль.
9. Игра «Будь внимателен» на закрепление знаний о расположении органов человека.
Взрослый называет органы человека, а ребенок (или все игроки) показывают их на себе : левое ухо, правая нога, сердце, нос, волосы, желудок, шея, брови, глаза, легкие, трахея и т.д. Другой вариант игры: взрослый называет разные органы, а игроки стоят. Как только взрослый называет органы дыхания (пищеварения, покровной или скелетной систем), игроки приседают или хлопают в ладоши.
10 .Игра на развитие органов дыхания «Кто счастливый?»
Игроки берутся обеими руками за край простыни или небольшого покрывала, прижимают кулачки с зажатым покрывалом к подбородку и хорошо растягивают его. Ведущий бросает на середину простыни перышко и дети дуют на него. На кого перышко упадет, тот счастливый.
11. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 1»
В широкий таз наливается вода. На воду пускаются два или более бумажных корабликов. Игроки дуют на них через трубочки от коктейля и стараются столкнуть их друг с другом. Все ребята работают одновременно, а судья подсчитывает количество столкновений.
12. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 2»
Детям дается несколько корабликов, изготовленных путём разрезания пластмассовых вкладышей из-под конфет. Каждой команде даются кораблики с разными флажками, которые прикреплены с помощью пластилина. Каждая команда дует на свои кораблики и кораблики противников, стараясь первыми переплыть на другую сторону.
13. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
В соответствии с текстом поочередно сгибают и разгибают, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем сжимаем и разжимаем кулачки.Вот это самый толстый палец у меня,Вместе с ним танцуют все его друзья.Этот самый ловкий пальчик у меня,И когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.Вот это самый длинный пальчик у меня,Вместе с ним танцуют все его друзья.А вот этот пальчик лодырь у меня,Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
14. “Часики” (артикуляционная гимнастика)
Язык вправо, поднять правую руку.Язык вправо, поднять левую руку.Язык влево, поднять левую руку.
Список используемой литературы
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада, -М – Просвещение 1986.
Вахнина Н. Шишанина О. Корчуганова С. Вместе с семьей. Дошкольная педагогика №5 стр.4.
Викулов А.Д., Бужин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей- Ярославль Гринго,1996.
Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» .Издательство ,Детство-пресс, 2004.
Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М; Медицина 1989.