Методическая разработка урока по истории на тему Религия древних египтян (5 класс)


Тема: Религия древних египтян
Цели: дать представление о религиозных верованиях древних египтян, зародившихся еще в первобытные времена; формировать общие учебные навыки и умения (работа с текстом); развивать у учащихся внимание и различные виды памяти, интерес к изучению религии Древнего Египта.
Планируемые результаты: предметные: объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян; объяснять роль храмов в жизни египтян; расширять опыт оценочной деятельности; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; метапредметные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент2. Актуализация знаний и проверка Д.З.
(по 2 вопроса)
- Из каких родов войска состояла египетская армия?
- Из какого материала было сделано вооружение?
- Что такое бронза?
- В какие страны египетские фараоны совершали походы?
- Кто командовал египетским войском?
- Из кого набирали солдат?
- В каком году фараон Тутмос расширил границы Египта в Азии?
- До какой реки доходила граница древнеегипетского государства в Азии?
Стр. 50 – описать рисунок по плану
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия. Египетская религия и мир египетских богов — это лабиринт загадок. Как говорил древнегреческий историк Геродот, «египтяне самые богобоязненные из всех людей». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
Попытаемся понять на нашем уроке, насколько прав был Геродот.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их самих и ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали его статую, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина.
— О чем свидетельствуют такие ритуалы погребения?
Действительно, у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
Тема урока: «Религия древних египтян».
Что знаем Что хотим узнать Узнали
Определение «религия» («религиозные верования»)
Вера в загробную жизнь
Гробница (для вельмож и фараонов)
Жрецы Имена богов, за что отвечали
Мифы (сказания о богах)
Как устроена страна мертвых
Саркофаг, мумия
Связь религии и повседневной жизни
Проблемный вопрос. В чем сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей? В чем связь религии и повседневной жизни?
3.1. Боги и жрецы
Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам, те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости. Для богов люди выстраивали жилища… ? храмы. – Слайд.
В храмах стояли статуи богов из бронзы или глины. Египтяне верили, что бог вселяется в изображение и видит все, что делают люди, принимает подарки.
- Как мы назовем символическое изображение бога?
При храмах находились служители богов. - Как мы их называем? (жрецы).
«Только нам, — говорили жрецы, — боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам - несите в храм жертвы!»
Представьте, что мы видим реку, возле которой сооружен каменный храм. Вокруг него — плодородные земли. Справа, в тени пальм, стоит жрец. Не доверяя надсмотрщикам, он лично следит за пахотой и жатвой. По Нилу плывут корабли, возможно, они везут новые подарки фараона жрецам.
— Предположите, какую роль жрецы играли в египетском обществе.
На доске заполняется схема (вызвать ученика).
Жрецы:
1. Общались с богами
2. Распоряжались подарками фараона и храмовым имуществом
3. Занимались математикой, медициной, строительством пирамид.
- Какое положение занимали жрецы в египетском обществе?
2. Что рассказывали египтяне о своих богах.
Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Эти верования сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
— Представьте, что мы оказались в Древнем Египте и в наших руках документ, в котором египтяне рассказывают о своих наиболее почитаемых богах (п. 2 § 10 учебника). Для того чтобы лучше запомнить их, заполните таблицу-подсказку.
Имя божества Описание
Ра Бог Солнца, египтяне также называли его Амон или Амон-Ра
Апоп Бог тьмы, свирепый змей
Геб Бог земли, египтяне изображали его в виде человека с головой змеи, ведь змея — самое «земляное» животное
Нут Богиня неба, ее представляли огромной коровой с телом, усеянным звездами
Тот Бог мудрости с головой птицы ибиса и длинным клювом, он научил людей читать и писать
БастетПокровительница женщин и их красоты, гибкая черная кошка
Апис Священный черный бык с белой отметиной на лбу
Учитель проверяет таблицу.
Опираясь на данные таблицы, ответьте на вопрос: что могло послужить причиной возникновения тех или иных религиозных верований у древних египтян?
3. Миф об Осирисе и Изиде.
- О каких еще богах мы узнали из мифа об Осирисе? (Осирис – судья в стране мертвых, Сет – злой бог пустыни, Гор – сын Осириса и покровитель земных фараонов, Исида – жена Осириса, защитница жен и матерей).
- О каком явлении природы идет речь в мифе об Осирисе? (смена времен года).
Весной у нас все расцветает. А в Египте май и июнь — худшее время года: пятьдесят дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодно повторяющегося явления природы, египтяне и придумали сказание.
- Как вы думаете, почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? (воскресший Осирис – символ оживающий природы, живительного разлива Нила).
4. Что египтяне рассказывали о стране мертвых?
Учитель рассказывает, демонстрируя слайды.
Настало время узнать о том, как представляли страну мертвых древние египтяне. Египетская страна мертвых вовсе не похожа на ад, а скорее на рай. В стране мертвых светло, в каналах течет голубая вода, зреет зерно на полях, растут сладкие финики на пальмах. Понятие ада у древних египтян не было. Но попасть в страну мертвых и жить вечной жизнью могли не все.
Распоряжался там Анубис (тело человека, голова шакала) – слайд. Он отводил умершего на суд Осириса. Осирис восседает на троне как фараон, с жезлом и плетью в руках. Умерший ему клянется: «Я не убивал. Я не приказывал убить. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!».
Показания умершего записывал бог Тот (слайд).
- Ваша задача в пункте 4 нашего учебника найти информацию о том, как проверялись слова покойного. (Сердце кладут на чашу весов, на другую – фигурку богини Маат. Равновесие – пропуск в страну мертвых. Слайд – Суд Осириса). - А что было с теми, кто совершал злые дела при жизни? (его проглатывало чудовище с телом льва и пастью крокодила).
Для существования в стране мертвых человеку нужно было тело, в которое могла бы вселиться душа. Поэтому египтяне заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обмазывали тонкими бинтами – получалась мумия (слайд). Затем мумию укладывали в гроб, украшенный рисунками и надписями – саркофаг (слайд), на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница с телом считалась домом покойного.
5. Обожествление фараона
Фараона египтяне называли «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
О чем свидетельствуют эти факты?
Какая связь существует между религией и государственной властью?
4. Подведение итогов урока.
В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? (идолы, вера в страну мертвых)
Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Исиде?
Вспомните, в чем клялся на суде Осириса умерший.
Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
В чем связь религии и повседневной жизни? Какова роль религии? (обожествление фараона, надежда на жизнь после смерти, объяснение явлений природы (сухой ветер в мае-июне, восход и заход Солнца). 5. Закрепление. Называют то, что узнали.
Д.З. Пар, 9-10, подг. к с.р. Стр 56 – ответить на вопросы, желающим сделать рисунок божества и найти инфу в интернете.