Урок по истории на тему Религия древних египтян (5 класс)


Государственное учреждение «Луганский учебно-воспитательный комплекс специализированная школа І ступени –гимназия №52»
открытый урок в 5-ом классе
по теме:
«Религия древних египтян»
учитель истории и обществознания
высшей категории
Заика Наталья Николаевна
Луганск 2016
01.12.2016
Класс – 5
Тема:«Религия Древних египтян»
Цели: 
Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта;
Содействовать формированию представлений о древнеегипетских богах.
Продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта;
Тип и вид урока: Усвоение знаний, навыков и умений/ урок-исследование
Планируемые результаты:
Предметные: Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Личностные: Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Межпредметные: Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Понятия, термины: религия,
Оборудование:1. Компьютер(ноутбук), экран, презентация.
2. Учебник (Всеобщая история. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2016).
3. Раздаточный материал по теме урока.
Ход урока.
Организационный момент - психологическая установка на урок.
Учитель: Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.
Здравствуйте, ребята, обратите внимание - у нас сегодня на уроке присутствуют гости - поприветствуйте их. Спасибо, молодцы, присаживайтесь.
На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.
Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.
Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.
- Что это за государство? (Египет)
- кого в Египте называли живые – мертвые? (рабы)
- каменная усыпальница богатых людей в Египте? (гробница)
- частицы полусгнивших растений и горных пород, намываемых разливом Нила …Это …(ил)
- простая еда простого египтянина ( лепешки)
- у нас не достает одной буквы. Какой?
Правильно буквы «Я».Открываем ее. Эта буква означает каждого из нас ,его впечатления, эмоции и чувства, и его работу сегодня на уроке.
И слово, которое получилось «религия».

Переход к изучению новой темы
Сегодня мы с вами отправимся опять в Древний Египет и будем говорить о «Религии древних египтян» (слайд 1)
Открываем тетради, записываем число и тему урока «Религия древних египтян» (слайд 2)
Давайте ещё раз проговорим про себя тему…..
Учитель: А что такое религия? (Религия - это вера в сверхъестественные силы или существа). Записать в тетрадь. (Слайд 3)
Сегодня на уроке мы с вами будем проводить небольшое исследование, т.е. поиск ответа.
У каждого из вас лежит рабочий лист исследования, на этом листе вы будите записывать результаты исследования, т.е. заполнять свои рабочие листы. У вас на партах это - Приложение 1.
Объяснение работы с листами.
- Но исследования не получится, если у нас с Вами не будет гипотезы (предположение, которое требует доказательства), которую мы в результате исследования должны подтвердить или опровергнуть.
(Слайд 4,5)
Гипотеза: Религия древних египтян основана на поклонении множеству богов. Египтяне верили в загробную жизнь.
Учитель: Давайте обратимся к слайду, на котором представлен план нашего урока-исследования.
Слайд 6
План:
Каким богам покланялись египтяне.
Вера египтян в загробную жизнь.
Изучение нового материала
Итак, ребята, внимание на экран….
(слайд 7 или видео №1)
- что мы узнали из этого видеофрагмента? (множество богов, выглядели как животные)
Хорошо. Запишите в тетради
Слайд 8
Особенности религии древних египтян:
1. Вера в потусторонний мир.
2. Многобожие (вера во многих богов).
3. Богов наделяли чертами животных.
Ребята, это подтверждает нашу гипотезу?... Итак, первое доказательство гипотезы.
Антропоморфизм (уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ.)
Слайд 9
Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок.
Слайд 10
Согласно Геродоту (древнегреческий историк), «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
Вот еще одно свидетельство, которое подтверждает нашу гипотезу. Согласны?
Работа с учебником
Прочитайте п.1на ст. 51-52 и ответьте на вопросы:
? Что такое храмы? Кто такие жрецы?
Слайд 11
Храмы – это жилища богов (запись в тетрадь)
Слайд 12
Жрецы – это служители богов (запись в тетрадь)
Просмотр видео- Слайд 13
Объяснение –по рабочим листам
В ІІІ тыс. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог Солнца стал одним из главных богов египтян.
Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Слайд 14
Бога Амона-Ра изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота. Утром бог Амон-Ра выплывал на солнечной лодке и двигался по небу.
К вечеру лодка Амона-Ра спускалась в подземное царство, где он сражался с богом тьмы и побеждал страшного змея Апопа. Вырвавшись из подземного царства. Амон-Ра снова выплывал на небо. Наступал новый день.
Так объясняли египтяне смену времени суток.
Просмотр, заполнение рабочего листа, проверка.
Давайте посмотрим, какие боги были ещё в пантеоне (составе) египетских богов.
Слайд 11
Просмотр, заполнение рабочего листа, проверка (Геб и Нут)
Физминутка Оживим древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. Встали, руки вверх, потянулись
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Кистями рук делаем «фонарики»
Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу. Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев
Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы. Вытянуть руки перед собой, кистями рук изображая плеск рыб
Люди просыпаются. Поднимают руки к тебе и принимаются за работу Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место
Но пантеон древнеегипетских богов на этом не заканчивается……
Слайд 12
Просмотр, заполнение рабочего листа, проверка (Сет)
Слайд 13
Просмотр, заполнение рабочего листа, проверка (Сет)
Слайд 14
Просмотр, заполнение рабочего листа, проверка (Тот)
Слайд 15
Просмотр, заполнение рабочего листа, проверка (Бастет)
Слайд 24
Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте наоборот: в мае и июне 50 дней дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи. От песка и пыли воспаляются глаза у людей и животных. От жары и отсутствия влаги вянут зелёные листья цветов и пальм, стебли прибрежных тростников покрываются пылью и жухнут. Вся растительность как будто умирает. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, почему увядала растительность, а потом расцветала вновь, египтяне придумали сказание, мифы.
Давайте повторим с вами что такое миф, перед его прочтением?
Слайд 25
(миф – это сказание о богах и легендарных героях)
Слайд 27
Просмотр Мифа об Осирисе
Вопросы: Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
О каких богах идет речь? Осирис-бог и судья в «царстве мёртвых», Сет- бог пустыни, Гор-бог-покровитель фараонов, Исида- богиня-защитница всех жён и матерей.
Давайте вернёмся к нашим рабочим листам и заполним их материалом который сейчас получили.
Задание: «лови ошибку» Слайд 28
Мы с вами познакомились с мифом об Осирисе. У вас на столах лежит лист с названием - приложение 2. Там представлен данный миф, но с ошибками, прочитайте его и подчеркните ошибки и рядом дайте правильный ответ.
Миф об Осирисе.
Осирис был первым царём Египта, а Исида – первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома. Но завидовал Осирису его брат, бог мудрости Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг. Злой Сет спрятал тело Осириса.
Исида нашла тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Долго пряталась Исида на берегах Нила со своим сыном Тотом. Тот стал солнечным богом и считался покровителем фараонов.
Когда Тот вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Тот оживил своего отца Осириса. Но Осирис не остался на земле. Он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых.
Проверка
Делаем вывод: египтяне верили в загробную жизнь.
2. Вера египтян в загробную жизнь
«Царство мертвых»
Слайд 38
Слайд 39-видео
Египтяне верили в жизнь после смерти. Они считали, что он переходит в «царство мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях. Но не всякому разрешалось жить там. Каждый должен был пройти суд Осириса. Умерший, стоя в белых одеждах, должен произнести клятву: «Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист.». Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини правды (Маат). Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло.
Праведников пропускали в страну мёртвых
- Вопросы:
-В чём клялся умерший?
-Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Работа с учебником
Откройте ст. 56 , прочитайте самостоятельно п. 5 и ответьте на вопрос:
- какую роль играл фараон в древнеегипетском обществе?
Ответы: сын Ра, царь среди людей, без него невозможна жизнь на земле – приказывает Нилу разливаться. Все ему подчиняется.
Закрепление изученного материала
Слайд
Работа с гипотезой урока.
Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. В результате нашего исследования мы с Вами подтвердили или опровергнули гипотезу, которая поставили в начале нашего урока?
Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь.
Конечно, подтвердили.
Спасибо за хорошую работу. Запишите домашнее задание.
Домашнее задание
Учебник & 10 , читать .Рабочая тетрадь: ? №4 на ст. 56 –письменно
Если есть время Приложение 3.
Рефлексия
«Плюс-минус-интересно»
+ - «И»
(метод де Боно). В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.