Разработка урока по истории на тему Религия древних египтян (5 класс, параграф 10)
Раздел: Древний восток
Глава 4. Древний Египет
Параграф 10. Религия древних египтян
План:
Боги и жрецы.
Что рассказывали египтяне о своих богах.
Миф об Осирисе и Исиде.
Что рассказывали египтяне о «стране мертвых».
Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
1. Боги и жрецы. Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.
Если не угодят люди богам те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.
Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи. Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
Люди строили для богов жилища - храмы. Они вытесывали из камня большие статуи богов или делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит все, что говорят люди, принимает их подарки. В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов.
При храмах находились жрецы служители богов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».
Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.
Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы.
Жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов.
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.
Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.
Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества.
2. Что рассказывали египтяне о своих богах.
Боги
Какие силы природы и занятия они отражали?
1. Ра, Амон, Амон-Ра
Бог солнца
2. Апоп
Бог тьмы
3. Геб
Бог земли
4. Нут
Богиня неба
5. Тот
Бог мудрости
6. Бастет
Покровительница женщин и их красоты
Богом древней столицы Мемфиса считался Птах, который особо почитался в Египте, так как именно его считали творцом всех других богов и богинь, и мира, в котором жили египтяне. Со временем культ бога Амона, которого называли «душой солнца» слился с культом Ра – бога солнца, тепла и света - и возникший бог Амон-Ра стал главным божеством в Древнем Египте.
Египтяне верили, что утром Ра выплывал на небо в солнечной лодке и весь день двигался по нему, то есть представлял собой движение солнца. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амона-Ра. К вечеру его лодка оказывалась за горизонтом, где он сражался со злым змеем Апопом – и побеждая его за ночь, следующим утром снова выплывал на небо.
Богиней неба была Нут, а богом земли Геб, оба они были детьми Птаха. Верование египтян единственное, в котором богом земли считается мужчина, а не женщина, все остальные народы видели землю, как богиню-мать. Египтяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея самое «земляное» животное. Богиню неба Нут представляли огромной коровой; ее темное тело усеяно звездами.
Вначале Земля и Небо были нераздельны: Пут была женою, а Геб мужем. Каждый вечер Нут рожала звезды. И всю ночь они плыли по ее телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты как свинья, пожирающая собственных поросят». Кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землею.
Богом мудрости считали Тота (у него голова птицы ибиса с длинным клювом), и его культ был особо почитаемый египтянами. Считалось, что именно он научил людей письму и счету и наградил их многими знаниями. Также Тот был проводником душ в царство мертвых.
Богиня Бастет гибкая черная кошка покровительница женщин и их красоты.
Египтяне поклонялись животным птицам, змеям, рыбам, насекомым. При одном из храмов в Мемфисе содержали большого черного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Аписа. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных быков, кошек, крокодилов.
3. Миф об Осирисе и Исиде. Источником сведений о египетской мифологии являются труды античных (греческих) авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н. э., и Плутарха 12 вв. н. э., оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе».Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.
Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придётся впору, - сказал Сет, тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.
Горько плакала верная жена Осириса богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.
В Египте самое трудное время года засуха в мае-июне. Египтяне верили, что тогда и умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья это снова ожил Осирис.
4. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Египтяне верили, что в «царстве мёртвых» есть свет и тепло, в каналах течет голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти.
Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведет он его на суд Осириса, который восседает на троне. Над покойным бог Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд, чему специально посвящена 125-я глава «Книги мёртвых».
Умерший, стоя в белых одеждах, клянется: «Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слез. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!».
Показания умершего записывает бог Тот. Перед лицом Осириса происходит психостасия: Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую фигурку богини правды Маат. Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Грешника пожирало страшное чудовище Амт – лев с головой крокодила, а праведник оживал для счастливой жизни на полях мёртвых. Оправданным на суде Осириса мог быть, согласно «Отрицательной исповеди» «Книги мёртвых» только покорный и терпеливый в земной жизни человек: тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против фараона, а также «чистый сердцем» (я чист!).
Однако для существования в «царстве мертвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Именно поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Тело высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Саркофаг помещали в гробницу, которая считалась домом покойного.
5. Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца. Согласно представлениям древних египтян, власть фараона имела два аспекта: роль фараона в земной жизни и его роль в религии. Веря, что фараон – это бог, народ Египта считал, что находится под началом бога, а не человека. Для египтян фараон был богом и царем и при жизни, и после смерти.
Они верили, что Амон-Ра царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, как без Солнца, невозможна жизнь на Земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, скотоводство развивалось, и торговля улучшалась. Всё должно подчиняться воле фараона – не только люди, но и даже природа.
Итак, согласно религиозным представлениям древних египтян, фараон по своему происхождению был сыном верховного бога Амона – Ра, а потому и сам являлся богом. Продолжавшийся на протяжении всей жизни правителя его культ как божества, соблюдался и после его смерти. Независимо от того, каким царством суждено было править фараону в иной жизни, земные правители уносили с собой в могилу несметные богатства.
Доп. информация: Женщина-фараон. Так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной. Поэтому царица Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду и ещё при Тутмосе II, своем отце, считалась главной жрицей, то есть женой бога. Но во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта. Так она стала фараоном.
Вопросы и ответы:
1). Решение задачи.
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
- О чем свидетельствуют эти факты? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог – сын бога Солнца Ра. А Бог Солнца – царь среди богов, значит, фараон ( сын бога) – царь среди людей).
- Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)
2). ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ
III тыс. до н. э. – строительство Великих пирамид.
XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.
Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец – служитель культа.
Оракул – 1. У народов Древнего Востока, древних греков и римлян – жрец, который испрашивал “волю бога” по тому или иному вопросу. 2. Ответ, прорицание, якобы даваемое богом, или его статуей
Фараон – титул египетских царей.
Мумификация Когда египтяне еще не знали тайны бальзамирования, тело умершего просто закапывали в горячий песок пустыни. Впоследствии нашли вещества, которые дали возможность сохранитьтело от разрушения. Бальзамированием занимались только специалисты, которые знали его секреты. За их работой постоянно присматривали жрецы. Мумификация нуждалась в больших средствах, поэтому сохранить тело покойника таким образом могли себе позволитьтолько состоятельные египтяне, в частности фараоны.
Бальзамирование (Мумификация) - Специальная обработка тела покойника, которая позволяла сохранить его от тлена и распада. Сначала бальзамировщик работали над высушиванием тела. Его набивали папирусом или песком, покрывали смолистыми веществами и оставляли на 40-70 суток.Изготовлено тело заворачивали в льняные бинты, вкладывая амулеты, которые должны былизащитить покойника в загробном мире. После этого мумию размещали в трех деревянных гробах, которые вкладывали друг в друга. А те в свою очередь клали в саркофаг. Саркофаг с мумией несли к погребальной камеры в пирамиде или гробнице.
Мумия – забальзамированное тело человека или животного.
13PAGE 15
13PAGE 14415