Технологическая карта урока по истории Древнего мира на темуПисьменность и знания древних египтян


Конспект урока истории в 5 классе
Тема: «Письменность и знания древних египтян».
Цели урока:
Образовательные:
создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
Развивающие:
путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов формировать умение сравнивать различные явления.
Воспитательные:
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
воспитывать уважение к чужой культуре.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, папирус, маркерные доски формата А-4 (на парте у каждого ученика), карта «Древний Египет».
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2012 г.
План урока:
1. Проверка знаний по пройденным темам.
2. Школы в Древнем Египте.
3.  Письменность:
иероглифы,
дешифровка иероглифов;
папирусы.
4. Математические знания:
арифметика;
геометрия.
5. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
1. Проверка знаний по пройденным темам:
А) разминка – «Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя. Учитель выдвигает закладку и начинает: «Я знаю, что Древний Египет расположен по берегам Нила».
Б) работа с картой – на интерактивной доске карта «Древний Египет» и ученики по очереди выходят к доске и открывают задании на доске (нажимают на желтые прямоугольники) и выполняют задания с картой:
- Где располагается страна Египет?
- Что такое «дельта»?
- Почему на карте земли вдоль Нила окрашены зеленым цветом? Что на карте обозначено желтым цветом?
- Покажите две столицы Египта?
- В каком направлении были совершены военные походы фараонов?
В случае, если необходимо увеличить карту при ответе ученики используют свойство «Волшебного пера» (панель управления).
2. Организационный момент:
Учитель сообщает тему урока и просит их сформулировать задачи на урок. Тема урока записывается в тетради.
3. Изучение нового материала:
1. Школы в Древнем Египте
Учитель открывает шторку на доске и начинает рассказ: Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).
Объект – картинка имеет ссылку на следующий слайд.
Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? Там готовили чиновников-писцов (открывается шторка и показывается изображение писца). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.
В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей).
2. Письменность
Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.
Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?
(Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”).
Учитель выдвигает закладку (!) и ученики записывают в тетради новый термин «ИЕРОГЛИФЫ».
Учитель продолжает рассказ: Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.
Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.
Многие слова изображались рисунками.
Учитель нажимает на прямоугольник и предлагает ученикам выполнить задание: предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (ученики на маркерной доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов и демонстрируют учителю). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?
В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).
Ученик выходит к доске и выбирает гласные буквы для составления слов (метод множественного клонирования).
Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах).
Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).
А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?
У доски сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.
Ученик нажимает на плиту и надпись под ней, все исчезает.
Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.
На слайде увеличивается картинка иероглифов, ученик маркером подписывает буквы маркерами.
Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)
Попробуем разгадать друг другую надпись.
Увеличивается другой рисунок.
left0Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).
Учитель продолжает: Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).
Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.
Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.
Объект картинка «папирус» имеет ссылку на следующий слайд – изображение египетских книг (свитков).
3. Знания египтян:
Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы). У доски ученик выполняет задание расположить жителей: фараон, воины, ремесленники, земледельцы, вельможи в соответствии с занимаемым в обществе положением). Название жителей перемещаются.
Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.
Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.
Дleft0авайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы. Ученики отгадывает и записывают число на маркерной доске.
Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:
запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),
зleft0апишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски).
Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).
Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)
Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники – но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка). Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).
Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.
Зleft0адания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).
4. Итог урока:
Пleft0роговариваются задачи урока.
Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Домашнее задание.