План-конспект урока по истории древнего мира 5 класс Религия древних египтян

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока:
Религия древних египтян.
ФИО: Шишкина Мария Юрьевна
Место работы: Филиал МОУ СОШ им. А. В. Каляпина с. Пригородное «Основная школа с. Зеленовка» Сердобский район.
Должность: учитель истории
Предмет: история
Класс: 5
6. Тема и номер урока в теме: Раздел II. Древний Восток. Тема 4. Древний Египет. Урок №5.
7. Базавый учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая; под ред. А.А.Искандерова. – М.: Просвещение, 2012.
8. Цель урока: формирование представлений учащихся о религиозных верованиях древних египтян, определение особенностей
древнеегипетской религии, раскрытие взаимосвязи между пантеоном богов с занятиями древних египтян.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, рисунок и др.); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование:
1. Учебник:
2. Технологическая карта урока
3. Тетрадь
4. Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация по теме урока
5. Дидактические карточки (тесты).
13. Структура урока
1. Организационный момент
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу
3. Изучение нового учебного материала
4. Закрепление учебного материала
5. Задание на дом






























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты

1. Организационный
момент (2 мин.)
Психологическая установка на урок.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: создать благоприятные условия для совместного сотрудничества с обучающимися, психологического настроя на работу. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Задачи: организовать внимание и внутреннюю готовность класса
Методы организации работы учащихся: словесный
1. Приветствие.
Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.
Здравствуйте, присаживайтесь.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.
Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверен, у нас всё получится.
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место.
Выполняют психологическую установку на урок.


Самоопределение (самооценка)
Смыслообразование (учебная мотивация)
Предметные действия с учебным материалом
(знание хронологии, чтение исторической карты, знание исторических фактов)
Регулятивные (управление своей деятельностью)
Коммуникативные (речевая деятельность)
Познавательные (работа с информацией)

ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (10 мин.)
Цель: вспомнить изученные темы раздела: «Древний Египет», создать условия для изучения нового материала. Задача: закрепить в сознании учащихся решающую роль религиозных верований обусловивших своеобразие и устойчивость традиций на протяжении нескольких тысяч лет; Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный. Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей на вопросы теста по вариантам.
Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, постановка проблемы урока, сотрудничества. Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение учеников, слово учителя.



1. С целью мотивации учебной деятельности учитель предлагает учащимся вспомнить тему предыдущего урока, вопросы, вызвавшие наибольший интерес, а также вопросы, вызвавшие затруднения.
2. Учитель предлагает учащимся проверить свои знания по теме прошлого урока, выполнив различные виды заданий, исходя из собственных затруднений.










Постановка проблемы (слайд №4)

1. С целью подведения учащихся к самостоятельной постановке темы урока учитель предлагает учащимся решить историческую задачу и предположить о чем пойдет речь на уроке.
«Ученые считают, что 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени, т.е. современного типа. Ученые назвали его «человеком разумным». Люди того времени жили родовыми общинами, совместно трудились, именно в это же время они начинают хоронить умерших. Подумайте, о чем свидетельствует данный факт?»
2. Является ли понятие «религиозные верования» для вас новым? Что такое религия?



3. Как вы думаете, а зачем мы с вами изучаем это явление? Давайте, определим проблему нашего урока?
Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? В ходе урока мы с вами попробуем её решить.
Работают во фронтальном диалоге.
1. Отмечают, что наибольшие затруднения вызывают умения:
- выделять главную мысль в тексте;
- составлять план ответа;
- работать с исторической картой;
- считать время.
2. Работа с исторической картой, меловой схемой (индивидуальное задание у доски: ученику необходимо, используя настенную карту, отметить на меловой схеме направления военных походов фараонов, завоеванные страны, определить, как изменились границы египетского государства;
Работа с лентой времени (индивидуальное задание у доски: решить исторические задачи)
Тестирование (см. приложение 1) (взаимопроверка);




Ответы учащихся:
1. Древние египтяне верили в жизнь после смерти.
Верования в колдовство, душу, духов, богов, жизнь после смерти называются религиозными.
Возможно, о них пойдет речь на уроке.
Цель: изучить религию древних египтян













2. С этим понятием мы встречались при изучении жизни первобытных людей.
Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.
3. Постановка проблемы: Выяснить, какое влияние оказывала религия на древних египтян?
Смыслообразование (определение границы собственного знания и незнания)
Раскрытие смысла исторического понятия, работа с историческими терминами.
Познавательные (выполнение логических операций анализа, обобщения)

ІІІ. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)
Учебная цель: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?
Цели и задачи: познакомить обучающихся с религиозными верованиями древних египтян (пантеон богов); продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текстов учебника и других исторических источников.
Основные положения нового учебного материала:
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием наглядности, поиск решения поставленной проблемы, её обсуждение. Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: фронтальный опрос, частично поисковый метод, исследовательская деятельность отдельных учащихся. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по новому материалу, использование дополнительной литературы. Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративные материалы, создание ситуации успеха.
1) Поиск решения.
Историки, археологи многих стран мира давно занимаются изучением загадочности, неопределенности цивилизации древнего Египта. Существует множество различных точек зрения на возникновение искусства и религиозных верований древних египтян. Осталось множество неразрешенных загадок, в том числе, загадки возникновения строительства одного из чудес света – пирамид. Ранее изученный вами материал говорит о том, что религия древних египтян основана на поклонении многочисленным богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и создание пирамид.
Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о религии древних египтян.
Открыли тетради и записали тему сегодняшнего урока (слайд №1)
2) Задачи на урок. Познакомиться с мифами, религиозными обрядами древних египтян. Богами и их влиянием на все сферы жизни и деятельности населения древнего Египта (слайд №5) 3) Боги и мифы древнего Египта.
Открыли учебник на стр. 52-53, самостоятельно прочтите пункт 2, после чего вам необходимо ответить на вопрос: «Какие боги изображены на слайде и чему они покровительствовали?» (слайд №6). Время работы 2 минуты
Молодцы! Мы познакомились с основными, верховными богами древнего Египта, среди которых один олицетворяет свет - «Амон Ра», второй – тьму «Апоп». Давайте вместе с Вами прослушаем краткие информацию от двух учащихся, которые подготовили небольшие сообщения.
«Амон Ра» - подготовила Колесниченко Виктория. А об боге «Апоп» нам расскажет Кугот Денис
После чего вам необходимо ответить на вопрос: «С каким природным явлением древние египтяне соотносили данных богов?»
Продолжим работу с учебником (стр. 53-54). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. Беседа по его содержанию. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?» (слайд №7)
Из двух прочитанных вами пунктов данного параграфа можно сделать вывод, что каждому явлению природы, которое египтяне не могли объяснить, соответствовал тот, или иной бог.
Запишите.
А сейчас познакомимся с отношением древних египтян к погребальным обрядам. И с тем, какую роль они играли в их жизни.
4)Погребальные обряды Египта
Читают «Суд Осириса» (см. Приложение 2)
- в чем клялся умерший?
- Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов.
Работа с дополнительным материалом Читают «» (см. Приложение 3)
Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем. Поэтому рассмотрим слайды презентации. И ответим на вопрос: «Как происходил погребальный обряд и захоронение фараона в пирамиде» (слайд №8, №9)
Из вышеуслышанного формируется вывод: египтяне верили, что после земной смерти жизнь не заканчивается.
5) Фараон и религия.
Мы узнали с вами, что пирамиды это усыпальницы. И возводились они для правителей Египта – фараонов. Сейчас обратите внимание на экран (слайд №10).
Рассмотрите золотую маску фараона Тутанхамона и попытайтесь определить какие предметы были символами Власти?
Вы правы, основными предметами, которые были символами власти фараона была плеть и скипетр, давайте узнаем их значение
Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски "нехех") состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, "Главы восточных номов". Другое первоначальное значение плети - опахало от мух. Плеть - постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.
Хека (Крюк): - это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова "править". Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.
Из услышанного мы с вами приходим к мысли, что египтяне обожествляли фараона и называли его богом солнца. Они верили, что Омон Ра – царь среди богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющих Египет.
6) Жрецы – служители бога.
Так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов». Посмотрите на слайд (слайд №11) и ответьте на вопрос: « Почему жрецы выполняли эти обязанности?»
Молодцы! Вы правы. От сюда следует вывод: жрецы – служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом – знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей. Давайте его и запишем.
А так как в Египте было множество богов, давайте с вами потренируемся в умении угадывать их и соотносить с тем или иным явлением жизни древних египтян. На слайде (слайд №12, №13) представлены верховные боги древних египтян. Назовите их.
Вы заметили, что среди данных богов присутствуют животные, возведенные в ранг священных. (слайд № 14).Это явление получило название «культа животных». Откройте Хрестоматию по истории древнего мира, стр. 38. Самостоятельно, в течении 2-х минут прочтите выдержки 66, 67, 68 и ответьте на вопрос: «Как древние египтяне относились к некоторым домашним животным?».
Физминутка
Мы гуляем по Египту (топ, топ)
Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)
Открываем двери шире (вжик-вжик)
Там на троне фараон (вау)
А там Ра – вот это да.
Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)
Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.
Мы со всеми попрощались, бай-бай.
И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.




Поиск решения поставленной проблемы.






























Запись в тетради













Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.





Прослушивание новой информации. Расширение собственного кругозора.
















Фронтальный ответ учащихся на поставленный вопрос (Амон Ра - движение солнца, Апоп – наступление ночи. Оба – время суток).

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.







Конспектируют слова учителя





















Анализирую миф.








Слушают объяснения учителя, отвечают на поставленный вопрос (Каждый погребальный обряд был священным действием, выполнять которое поручалось специально обученным людям – жрецам. Тело умершего превращали в мумию. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги.
Строительство пирамиды для фараона начиналось с момента его рождения.



Анализируют содержание дополнительного материала.


Слушают объяснения учителя, отвечают на поставленный вопрос.














Запись в тетрадь.






Отвечают на вопросы учителя (плеть, скипетр)














Слушают объяснения учителя
































































Ответы учащихся (жрецы – особая группа людей, которая, по вере простых египтян, общалась с богами. Они были посредниками между богом и людьми).









Запись в тетради










Отвечают на вопрос учителя (РА – бог солнца, ИСИДА – покровительница семьи, БАСТ (Бастет – богиня любви), МААТ – богиня истины, НУТ – богиня неба, АПИС – священный бык).



Поиск дополнительной информации в хрестоматии по истории древнего мира.
Фронтальные ответы на вопрос учителя (они их обожествляли, мумифицировали и поклонялись.)










Повторение под диктовку учителя различных движений.

Ценностная и морально-этическая ориентация на выполнение морально-этических норм, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре другого народа
Основы системы научных знаний.
Опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания.
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
Регулятивные
(управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность)
Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества в парах)
Познавательные (работа с информацией, составление простого плана, выдвижение версий, выполнение логических операций анализа синтеза, обобщения, формулирование выводов)

IV. Закрепление учебного материала (10 мин)
Учебная цель: выяснить на сколько учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы. Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать, самостоятельно и оценивать результаты работы, делать самоанализ. Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, дедуктивные. Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: ответы на вопросы. Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по самостоятельному поиску дополнительной информации по теме урока с целью написания краткого сообщения.
Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?» (Слайды № 15,16,17)






Хорошо. Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов:
-Фараон считался сыном бога?
-В честь кого возводились храмы?
-В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?
-Существовала ли связь между фараоном и жрецами?
-Наличие одного или множество богов?
-Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

Молодцы! Мы с вами решили поставленную проблему.

Рефлексия.
Ребята! Ответьте мне на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось ли ее достичь?
Какими способами?
Понравился ли урок?
Что вызвало затруднения?
Осознают новый опыт, размышляют, делают самоанализ.
Отвечают на вопрос учителя (Религия в Древнем Египте играла важную роль. С момента появления человека на свет и ло его последних дней, он готовился к загробной жизни. Здесь земная жизнь рассматривалась, как некий переход в другой мир.
У древних египтян, так же, как и у первобытных людей, была особенность обожествлять все то, чему они не могли найти объяснений.)

Отвечают на вопросы учителя (1. да египтяне считали его богом на земле. 2. храмы возводились в честь множества богов. 3. фараон совершал обряды в качестве верховного жреца. 4. связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона. 5. у египтян было множество богов. :. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.)








Отвечают на вопросы учителя.
Смыслообразование (определение границы собственного знания и незнания).
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции к культурному наследию
Применение нового знания.
Овладение целостными представлениями о религии древних египтян.

Коммуникативные (навыки сотрудничества в парах)
Регулятивные (контроль и коррекция)
Познавательные (умение анализировать)

V. Задание на дом. (5 мин) (дифференцированное)

Цель самостоятельной работы учащихся: уметь отвечать на вопросы по тексту изученного параграфа, составить кроссворд про богов Древнего Египта. Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ. Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, свободное владение материалом в процессе пересказа и составления кроссворда по тематике данного урока
Подводит итоги урока. Организует домашнее задание:
1. УРОВЕНЬ – Прочитать текст на стр. 51-56 и подготовить пересказ прочитанного.
2. УРОВЕНЬ- Прочитать текст на стр. 51-56 и ответить на 1-3 вопросы на стр-56.
3. УРОВЕНЬ - Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»
Запись домашнего задания.
Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.




Обсуждение заданий.


Регулятивные: принимают учебную задачу.











Ресурсный материал к уроку
Приложение 1.
Тест по теме: «Военные походы фараонов»
Как называлась должность правителя Древнего Египта?
а) царь; в) фараон;
б) император; г) князь.
2. Из чего изготавливали оружие в египетской армии?
а) из железа; в) из меди;
б) из бронзы; г) из стали.
3. Какая из окружающих Египет стран славилась своими золотыми рудниками?
а) Нубия; в) Палестина;
б) Ливия; г) Сирия.
4. При каком фараоне были совершены самые крупные завоевательные походы?
а) Тутанхамоне; в) Рамзесе;
б) Тутмосе; г) Эхнатоне.
5. Служба в каком роде войск египетской армии считалась наиболее почетной?
а) пехоте; в) на боевых колесницах;
б) в охране фараона; г) на кораблях.

Приложение 2.

СУД ОСИРИСА
На сердце умершего клали амулет с изображением скарабея, что обеспечивало ему воскресение. Каждый умерший отождествлялся с Осирисом. Он говорил: «Я – тот великий, кто создал свой свет, я пришел к тебе, Осирис, я молюсь тебе Слава тебе Открой мне путь Проложи ему путь в Большую долину. Освети путь Осирису». Затем он произносил «Исповедь отрицания» и перечислял сорок два преступления, которые он не совершал. Вот некоторые из них: «Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не творил дурного. Я не грабил бедных. Я не кощунствовал. Я не был причиной недуга. Я не был причиной слез. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сквернословил. Я не обманывал. Я не отнимал молока от уст детей. Я не сгонял овец и коз с пастбища их. Я не ловил рыбу богов в прудах ее. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений. Я не чинил препятствий богу в его выходе. Я чист, я чист, я чист, я чист Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там».








Приложение 3.
«Мумификация»
Процесс мумификации начинался с удаления через носовые отверстия мозга, образовавшуюся полость заполняли перцем. Затем, вскрывали левый бог тела, извлекали из брюшной полости и грудной клетки внутренние органы. Их мумифицировали отдельно, вымачивая в пальмовом вине, после чего укладывали в специальные сосуды – канопы, которые устанавливали в гробнице фараона. Крышка каждой канопы представляла собой изображение одного из четырех духов – хранителей умершего или выполнялась виде его скульптурного портрета. Однако сердце, перехваченное золотым обручем, и почки возвращались в грудную клетку и брюшную полость для «опознания» Осирисом покойного.
Подготовленное таким образом тело выдерживали в растворах природных нитратов, затем тщательно высушивали. После этого «заготовку» мумии обсыпали табачной пылью, смешанной с толчеными цветами ромашки, пропитывали маслом. Далее мумию обвивали льняными бинтами, между которыми закладывали многочисленные амулеты и украшения.




Заголовок 115