Урок познания мира Руды чёрных и цветных металлов 4 класс
Тема: Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов.
Учитель: Клементова Елена Александровна
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: Расширять знания о полезных ископаемых. Формировать новые понятия: руда, руды чёрных и цветных металлов, металлы. Раскрыть значение металла в жизни человека. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.
Оборудование: учебник, презентация, флипчарты, образцы разных изделий из металла.
Методы и приёмы: работа с учебником, наблюдения, сравнительно-сопоставительный анализ, беседа.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока
I.Орг.момент.
II. Проверка домашней работы. Индивидуальная работа.
III. Изучение нового материала.
1.Актуализация знаний.
-Прочитайте слова. Какое «лишнее»? Почему?
Золото, алюминий, медь, ножницы, железо. (ножницы-изделие из металла).
- Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке?
-Что вы знаете о металлах?
-Из чего человек получает металлы?
-Сформулируйте тему урока.
Сегодня на уроке мы узнаем: из чего получают металлы, на какие группы делятся металлы и руды металлов, где применяют металлы.
2. Совместное открытие знаний. Работа в группах.
Работа в группах. Учебник «Познание мира» 4 класс.
Прочитать текст учебника и рассказать классу новый материал.
1гр.- ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2гр.- ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
3гр.-ЧУГУН И СТАЛЬ
4гр.-РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ, МЕДЬ, ЛАТУНЬ, БРОНЗА.
5гр.-АЛЮМИНИЙ
6 гр.- ЦИНК, СВИНЕЦ
7гр.- РАБОТА С КАРТОЙ (найти и обозначить условным знаком крупные месторождения руды).
- Из чего человек получает металлы? (из руды)
(Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы).
– Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды )– В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или железнодорожные вагоны. Месторождения открытого типа – карьеры или разрезы. В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты. Это – месторождения закрытого типа.
2. Рассказ подготовленного ученика о получении черных металлов по схеме:(Слайд )
Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали. (Слайд )
– Показать чугун и сталь (раздаточный материал).
Основной способ производства черных металлов — получение чугуна из руды и последующая его переработка в сталь. Для получения стали используют также металлолом. В последние годы начало развиваться непосредственное получение стали из железных руд. Производство чугуна. Чугун получают в доменных печах высокотемпературной обработкой железной руды - до 1900 °С. Доменная печь — очень большое инженерное сооружение. Суточная производительность — 5000 - 7000 т. В печи железо плавится и превращается в чугун. Расплавленный чугун стекает в низ печи. Чугун главным образом (около 80% ) идет для производства стали, остальная часть чугуна используется для получения литых чугунных изделий. Производство стали. Сталь получают из чугуна и железного металлолома и специальных добавок, в том числе и легирующих элементов, плавлением в мартеновских печах, конверторах или электрических печах.
3.Практическая работа.
Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы. Как это можно сделать?
Учебник стр.34. (Металлы, которые притягиваются магнитом и металлы, которые не притягиваются магнитом.)
- На какие две группы делятся металлы?(чёрные и цветные)
Вывод: Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа – цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.
флипчарты4. Закрепление. Работа в парах.
1ряд.- Синквейн «Руда»
2ряд.- Кластер «Руда»
3ряд.- Составить толстые и тонкие вопросы по теме «Руды чёрных и цветных металлов».
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Какой самый большой недостаток есть у железа, чугуна и стали? (Слайд )Ржавчина. Черные металлы легко ржавеют под действием кислорода и влаги. Предмет из чугуна или стали на открытом воздухе быстро покрывается ржавчиной. Это пятна рыжего цвета. Спустя какое-то время ржавчина полностью покроет всю поверхность предмета. Ржавление — это окисление железа под влиянием кислорода, воздуха и воды. За продолжительное время ржавчина может полностью разрушить металлические предметы. В промышленности ржавчина постоянно разрушает огромное количество металла. Человек придумал много способов борьбы с ржавчиной (Слайд )
– Прочитайте эти слова: (Слайд ) Воспитательный момент.
НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МИРА.
– Металлы – основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.
IV. Итог урока. Что нового узнали? Что было трудно?
V. Домашнее задание. Стр. 33-38. Узнайте и расскажите о благородных металлах. Все ли металлы твёрдые?