Урок на тему Руды черных и цветных металлов


Тема урока: «Руды чёрных и цветных металлов»
Дата: ФИО учителя:
Класс: 4 Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: Познакомятся с рудными полезными ископаемыми. Узнают свойства рудных полезных ископаемых.
Сумеют различить черные металлы от цветных, сумеют показать крупные месторождения железных руд и руд цветных металлов.
Цели обучения Все учащиеся смогут:
ответить, что такое руда; делить руды черных и цветных металлов;
Большинство учащихся будут уметь:
различать черные металлы от цветных,
Некоторые учащиеся смогут:
некоторые сумеют показать на карте крупные месторождения железной руды и руды цветных металлов в РК.
Языковая цель Учащиеся могут:
Рассказать значение слова «руда»
Ключевые слова и фразы:
Чугун, сталь, медь, латунь, бронза, алюминий, бокситы, полиметаллическая руда, свинец, цинк.
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе
Вопросы для обсуждения:
Какой бывает руда?
Что содержится в рудах черных металлов?
Что отсутствует в рудах цветных металлов?
Какие сплавы получают из железной руды?
Что случилось бы, если бы все железо исчезло?
Можете ли вы сказать, почему…?
Алюминий, магний, цинк, медь относятся к рудам цветных металлов?
Гвоздь прилипает к магниту?
Где добывают руды черных и цветных металлов?
Подсказки:
Потому что в них нет ….
Потому что в нем есть…
Потому что везде применяются
Предыдущее обучение: расскажут, что относится к полезным ископаемым; способы добычи полезных ископаемых
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
учителя учеников Приветствие
Создание коллаборативной среды обучения
Разминка 2 мин Приветствует. Предлагает разминку «Улыбнись и пожелай…» картинка Приветствуют. Улыбаются, желают друг другу хорошего настроения, здоровья, успехов на учебе Деление на группы 1 мин Делит на группы. Назначение спикера, тайм-спикера, секретаря 5 Предлагает назначить
спикера, дает лист оценивания Дети в своих группах назначают спикера, спикер и участники обсуждают по каким параметрам сегодня будут оценивать друг друга. Спикеры записывают критерии оценивания Бумага А4
фломастеры
Подготовка к сообщению новой темы.
Загадки Целеполагание.
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты вставить картинки
Красивы станут и заметны (гранит)
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (нефть)
Горит, да не солнце.
Чёрен, да не ночь,
Твёрдый, да не камень.
На весь мир славен! (Уголь)
Из него медали льют
И за подвиг, и за труд.
И колечки, и серёжки,
Часики, браслеты, брошки (золото)
-Ребята, что вы сейчас назвали? (Полезные ископаемые)
Что это такое? 6 воросов.
Слушают и разгадывают загадки Актуализация знаний. Опрос по пройденной теме 3 мин Прием «Тонкие толстые вопросы»
Слайд полезные ископ.
Что такое полезные ископаемые?
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые человек добывает из недр земли и с её поверхности и использует их для своих нужд.
Что означает понятие «месторождение полезных ископаемых»?
Месторождение – места, где сосредоточены полезные ископаемые в достаточных для разработки количествах.
Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
Геологи.
На какие группы делятся полезные ископаемые?
Твёрдые, жидкие, газообразные.
На какие виды делятся полезные ископаемые?
Горючие, рудные и нерудные.
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
Нефть, газ.
Как на карте обозначается месторождение угля?
Чёрным квадратиком.
Как на карте обозначается месторождение железной руды?
Чёрным треугольником.Задают вопросы друг другу в группах
Вопросы каждой группе

Определение темы урока. 3 мин - Почему их называют ископаемыми и при том ещё - полезными? (Г)
Польза - хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать - 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая;
2) отваливая землю, делать углубления;
3) отваливая землю, доставать, извлекать.
Практическая работа.
- Возьмите в руки образцы полезных ископаемых (чугун, сталь, алюминий, свинец, олово, серебро и т.д.) К каждому из них поднесите магнит. Что вы заметили? Некоторые из них притягиваются магнитом, некоторые нет.
- Как вы думаете, почему некоторые предметы притягивались магнитом? (есть железо)
- Почему другие предметы не притягивались магнитом? (отсутствует железо)
- Железо – это тоже полезное ископаемое, которое залегает в недрах Земли? (нет, это продукт из железной руды).
- Кто может ответить на вопрос: ЧТО ТАКОЕ РУДА?
(Железная руда - это полезное ископаемое, из которого получают железо).
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
слад
Тема нашего урока: «Руды чёрных и цветных металлов»
Ваши задачи: знать, что такое руда, что относится к рудам черных и цветных металлов и как их используют в быту,
А в конце урока мы узнаем, почему некоторые предметы притягивались магнитом, а некоторые – нет. У каждой группы на партах лежат предметы.
(предлагаю: алюминиевую ложку, гвоздь, болт какой-нибудь, серебряную цепочку
образцы

В недрах.
Слушают и осмысливают.
Есть горные породы, из которых при специальной обработке можно получить металлы, которые называются рудой. Изучение новой темы
Индивидуальная работа
8 мин - Так из чего человек получает металлы? (Из руды)
Учитель: Металлы получают из руды. Руда делится на руды чёрных и цветных металлов.
РУДА
Металлы

Чёрные Цветные
алюминий медь свинец цинк, олово, серебро
железо его сплавы: чугун и сталь


Каждый читает свой абзац Учебник «Познание мира»
Групповая работа
«Учимся сообща»
15 мин - А сейчас вы проведёте исследование: Какие металлы относятся к чёрным, а какие к цветным.
Работа по группам.
1) Дополнительный материал о железной руде.
2) Материал учебника о рудах цветных металлов.
Указать страницу
Работа по таблице подходить к группе и подсказывать.
Руды черных металлов а4
Название месторождение свойства Способ добывания Где используется Обозначение на карте
Руды цветных металлов
название месторождение свойства Способ добывания Где используется Обозначение на карте
Каждый объясняет свой абзац по теме
Бумаги формата А4, фломастеры, карандаши, цветные бумаги
Группы обмениваются полученной информацией.
Если время остается можно задать друг другу вопросы по теме. Что вы запомнили о рудах цветных металлов.
Закрепление и обобщение 6мин -
Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?
Творческая работа в группах.
1 группа «Представим на миг, что запасы полезных ископаемых на Земле иссякли… Что произойдёт?»
На листе написать название и дописать эссе.
2 группа «Как сохранить полезные ископаемые для потомства?» (Ответы детей) Итог урока
Рефлексия 2 мин Лестница успеха Лист оценивания, сигнальные карточки
Знакомство с железной рудой.
Железная руда - это полезное ископаемое, из которого получают железо.
К железным рудам относятся красный железняк, магнитный железняк, бурый железняк.
Красный железняк содержит 70% железа. Он красного цвета, имеет полуметаллический блеск, оставляет на керамической плитке вишнево-красную черту, твердый (оставляет царапину на стекле), тяжелее воды. Это основная руда для получения железа.
Магнитный железняк (магнетит) содержит до 73% железа. Он черного цвета, имеет металлический блеск, тверже стекла, оставляет на керамической плитке черту черного цвета, тяжелее воды. Эта руда имеет очень большое значение для народного хозяйства.
Бурый железняк содержит до 60 % железа. Цвет бурого железняка различный - бурый, желтый, черный; он мягче стекла, на керамической плитке оставляет черту бурого цвета, тяжелее воды. Эта руда наиболее распространена на поверхности Земли.
Из железной руды выплавляют чугун, сталь, железо. А из них в свою очередь изготавливают предметы быта: ножи, ножницы, детали машин, вагонов, тракторов, железнодорожные рельсы.
В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или железнодорожные вагоны.
В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты.
На физической карте месторождения железной руды обозначают черным треугольником.
По запасам железной руды Казахстан занимает среди других стран мира одно из первых мест. Более 85 % всего запаса железной руды республики сосредоточено в Костанайской области. Самое крупное месторождение Соколовско-Сорбайское. Другие месторождения железной руды имеются в Сарыарке и в Северном Приаралье.