Технологическая карта по географии на тему Почва и ее особенности, процессы почвообразования


Технологическая карта урока
Тема . «Почва и её особенности, почвообразующие факторы».
Класс: 6А, 6Б.
Цель: формирование новых знаний.
Результаты:
личностные метапредметныепредметные
ценностное отношение к изученному материалу;
ценностное отношение к совместной познавательной деятельности Логические
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Регулятивные
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
Коммуникативные
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Умение объяснять:
• закономерности образования почвы;

Умение определять:
• существенные признаки понятий и явлений;
• условия образования почв;
Базовые технологии: проектная деятельность, методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); исследовательская работа, технология формирования коммуникативных действий, дифференцированное обучение.
Форма урока: изучение нового материала.
Форма работы: групповая, индивидуальная, коллективная
Оборудование: атласы и комплект к/к, мультимедийное устройство, презентация , бланки - ответы
Учитель: Резцова Е.М
Этап урока и его цель Результат Деятельность
педагога Деятельность обучающихсяКомментарий
Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке (1) Самооценка готовности к уроку. (Р) Добрый день, ребята. У нас сегодня гости, поприветствуйте их.
Посмотрите свою подготовку к уроку. Настроимся на урок.
Мы приготовились к уроку.
И лень откинули к порогу.
Тихонько сели и за дело,
Душа познанья захотела.
Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок 2.Актуализация знаний
Цель: организация восприятия задания обучающимися, повторение ранее изученного материала (7+3+4)
Умение определять результат, цель и способ деятельности. (Р)
Представление о предметных ЗУН, необходимых для успешного выполнения задания(П)
Настрой на умение работать в парах(К) Сегодня на урок я принесла Вам книгу.
- Можно догадаться о чем она?
- Проверим ваши догадки, перевернув первую страницу.
Прочитайте высказывание, определите, о чем идёт речь.
Есть тонкий слой.
Ну, просто тоненькая плёнка.
Она скромна, но ею мир рожденный – огромный! Поля, Луга, Леса…
( Почва).
На какие вопросы нам предстоит найти ответы.. Что такое почва?
Особенности почвы .Как образуется почва?
Свойства почв.
Определите тему урока
«Почва и её особенности, почвообразующие факторы».
Книга поведёт нас по коридору знаний и мы узнаем очень многое о почве.

3. Введение нового материала
Цель: изучение нового (17) Предметные УУД, РУУД, КУУД, ЛУУД Работа в группах. Карточка № 1.
Предположите , что такое почва, ответ запишите.
Поработайте со словарями. Определите понятие почва разными авторами.
. «На доброй земле чертополох пшеницей станет, на дурной чертополохом взойдёт».
Создал учение о почве как об особом природном теле Василий Васильевич Докучаев. По Докучаеву
« Почва - это верхний плодородный слой земли, который видоизменен и изменяется под действием факторов почвообразования».


- О каком важном свойстве почвы говорится в поговорке? «Плодородие».
Попробуйте объяснить значение этого слова. Это способность почвы обеспечить рост и развитие растений.
В далекие времена у славян-земледельцев главным Богом, родителем всего живого, считался Род.С именем Рода связывали способность земли рожать, дарить жизнь.С именем Рода связаны слова: родина, народ, родитель, рожь, урожай и природа. –
Что такое плодородие?
От чего зависит плодородность почвы?
Плодородность почвы зависит от содержания питательных веществ
( гумуса), воздуха и воды.
Как образуются питательные вещества?
( Они образуются при разложении растительных остатков под воздействием тепла и влаги).
Согласны ли вы с утверждением
На планете Земля все почвы одинаковые?
Работа в группа.
Карточка № 4.Работа с коллекцией почв и картой «Почвы России» .Задание.
Рассмотрите и сравните образцы коллекции.
Чем почвы отличаются друг от друга ?
Какие почвы есть в России.
Вывод. Почвы отличаются цветом, плотностью, потому что образуются в разных условиях.
Предположите, какой тип почвы распространен в нашей местности?
На территории Прокопьевского района встречаются следующие виды почв: серые лесные, подзолистые, чернозёмы.
- Как по вашему формируется почва?
-Какие условия необходимы для её формирования?
Чтобы точнее ответить на этот вопрос, посмотрите ролик. Обратите внимание, какие факторы влияют на формирование почвы, составьте схему
«Образование почвы» в группах на листе № 3.
Давайте обсудим ваши схемы. Попробуем ответить на вопрос:

- Что такое почвообразующие факторы? ( Совокупность процессов, образующих почву)
- Перечислите факторы почвообразования.
1. Материнская порода.
2. Климат.
3. Живые организмы. Почва — это живой организм, состоящий из бесчисленных микроскопических живых существ. Число и разнообразие живых микроорганизмов в почве неизмеримо. В 1 г. почвы содержатся миллиарды бактерий, грибков, водорослей и других организмов, а кроме того, великое множество дождевых червей, мокриц, многоножек, улиток и других почвенных организмов, которые в результате процесса обмена веществ перерабатывают отмершие белковые организмы и другие органические остатки в питательные вещества, доступные для усвоения растениями. Благодаря их деятельности в почве из исходного растительного и белкового материала образуется гумус, из которого в результате соединения с водой и кислородом высвобождаются питательные вещества для растений. 
4. Рельеф.
5. Деятельность человека.
1.Выдвижение понятия «почва».
Развитие навыков работы со словарями. Анализ и синтез.

Вывод: верхний слой земной коры, обладающий плодородием.
Оцените работу группах, если ваше предположение совпало с определением – 5 баллов, если 1 неточность – 4 балла, если 2неточности – 3 балла.
Формирование адекватной самооценки.
Размышление учащихся. Высказывание для всего класса.
-У кого есть, что добавить?
Оцените свою работу в парах, если ваше предположение совпало с предыдущим мнением – 5 баллов, если 1 неточность – 4 балла, если 2 неточности – 3 балла, более неточностей -2 балла.

Делают вывод, выводят понятие, уточняют по учебнику.
Выявление причинно – следственных связей, взаимодействие всех компонентов земных оболочек.
-Каждая группа вывешивает свою схему, обсуждение, сравнение.
«Образование почвы»
Горные породы –их разрушение в процессе физического выветривания – заселение живых организмов – почва.
Перечисляют название Практическая часть. Исследовательская работа «Свойства почв» Предметные УУД, РУУД, КУУД, ЛУУД Началась весна и скоро многим из вас предстоит работа в своих огородах и на пришкольном участке. Сегодня мы проведём опыты с почвой, которые позволят определить её свойства, это в свою очередь поможет получить хороший урожай осенью. Полученными знаниями мы сможете поделиться с родителями. . Вспомним ещё раз, из чего состоит почва?
Минеральные вещества.
Органические вещества.
Вода.
Воздух
Сейчас мы отправимся в лаборатории, где проведём исследование.
Образцы почв взяты с разных участков Прокопьевского района. Согласно картам –инструкциям изучите свойства образцов почв.
Проводят исследовательскую работу по изучению свойств почвы. Делают выводы. Сравнивают с выводами на слайде. Оценивают свою работу в группах. Применение полученных знаний: закрепление изученного материала РУУД, ЛУУД Где вы можете применить полученные на уроке знания?
Как из опытов можно реализовать на земельном участке? Закрепление полученных знаний. Индивидуальная работа учащихся.
Проверка ответов в парах, оценивание работы соседа по парте. 5 Итог урока, домашнее задание. Подведем итог нашего урока.

- Оцените работу по оценочному листу.
-Определите наиболее активного участника работы.
Посмотрите сюжет « Планета Марс»

Д/З §31. Рассуждение на тему « На других планетах почва может ( не может) образоваться ( почему) Сообщения для учащихся по карточкам к следующему уроку.
Растения показатели плодородия .
Способы улучшения почвы.
Кислотность почвы и овощи.
Эссе «Земля – наше богатство». 6. Рефлексия деятельности на уроке
Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)