Климат Донецкой области. Основные факторы климатообразования.


Тема: Основные климатообразующие факторы
Цель: сформировать и расширить знания о климатообразующих факторах; систематизировать знания о зависимости климата от географической широты, фактора циркуляции атмосферы, характера подстилающей поверхности; совершенствовать навыки работы с климатической картой; воспитывать морально – нравственные позиции обучающихся.
Средства обучения: учебное пособие «Физическая география Родного края (Донецкая область, автор В.Е. Панкина), климатическая карта мира, климатическая карта Украины, атласы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний и умений (Вызов)Наш урок хочу начать со слов замечательной песни Э. Рязанова:
«У природы нет плохой погоды,Каждая погода – благодать!Дождь ли, снег –любое время годаНадо благодарно принимать…»Как вы прокомментируете эти строки песни с географической точки зрения?
Более точный ответ нам предстоит сформулировать после изучения темы нашего урока.
2.Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихсяТема нашего урока «Основные климатообразующие факторы».Какие ассоциации у вас возникают с этой темой?Вспомните и назовите термины и понятия, связанные с этой темой.
Работа с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»3.Изучение нового материала (Осмысление)
Изучением климата занимается наука климатология, значимость которой среди отраслей географии подтверждена творческим наследием ученого А.И. Воейкова. «Климаты земного шара" А. И. Воейкова были признаны классическим трудом в области климатологии. В нём впервые дана сравнительная климатология земного шара в тесной связи со всеми физико-географическими и эконом-географическими факторами и подробно описаны климаты в России.Основными факторами, определяющими климат любой территории, являются: солнечная радиация (ее количество зависит от географического положения территории), размер территории (площадь), циркуляция воздушных масс и подстилающая поверхность.
1.Используя текст учебника, и карты атласа проанализируйте климатообразующие факторы и составьте кластер. Впишите в окошки понятия, связанные с определенным климатическим фактором (шаблоны кластеров изображены на доске).
Примерные варианты кластеров


2. Обсуждение полученных результатов.
3.Подведение итогов (Рефлексия)
После изучения темы анализируется полученная информация с той, что была в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.В таблицу «Узнал» заносится информация о полученных знаниях на уроке.Вопросы к классу:1.На все ли вопросы вы получили ответы?2.Что на уроке показалось интересным?3.Что было необычным?4.Что вызвало затруднения?5.Над чем стоит еще поработать?6.Какой можно сделать вывод по изученному материалу?
Территория Донецкой области расположена в умеренном климате, который сформировали климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, характер подстилающей поверхности. Солнечная радиация является основным двигателем природных процессов, которые происходят в географической оболочке, ее количество зависит от географической широты, облачности, прозрачности атмосферы. Солнечная радиация отражается, поглощается, рассеивается в атмосфере. На Землю попадает прямая и рассеянная радиация, в итоге образуется суммарная солнечная радиация. Суммарная радиация частично поглощается земной поверхностью, нагревая ее, а частично отражается от нее.
Над территорией Донецкого края сформировались умеренные воздушные массы. Из-за равнинного рельефа к нам свободно проникают мУВМ с Атлантического океана, кУВМ, арктические ВМ и тропические ВМ.
А теперь вернемся к словам песни Э. Рязанова. Как вы теперь можете их прокомментировать?
Домашнее задание: Изучить параграф 12, стр.88 ответить на вопросы устно. Дифференцированное задание: составить кроссворд «Климатообразующие факторы»