Представлено методическое сообщение по аудиторной и внеаудиторной работе студентов и преподавателя на экономических дисциплинах
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
С.А.Крупнова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа
студентов на экономических дисциплинах
Арзамас
2016
Было время, когда считали возможным сообщать образование.
Даже знания в собственном смысле слова сообщать невозможно.
Можно их человеку предложить, подсказать.
Но овладеть ими он должен путем собственной деятельности.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе значительно выросли требования к уровню и качеству подготовки специалиста. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, т.е. быть конкурентоспособным на рынке труда.
Важнейшим компонентом в системе подготовки конкурентоспособного специалиста является самостоятельная работа студентов, так как это необходимое условие формирование потребности в самоорганизации, способность творчески решать профессиональные задачи, к постоянному обновлению своих знаний в течение всей трудовой деятельности.
Самостоятельная работа - форма организации учебного процесса, объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности студентов при обучении.
Самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, быть сознательным и активным профессионалом.
В настоящее время существуют две формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.
Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской.
Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества. Современный поток информации требует от студентов новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся: Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов); Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, подкрепленная самостоятельной работой, становится более результативной); Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональная направленность);
Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста); Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
Самостоятельная работа проводится с целью – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающе-творческой направленности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельной работы и контроля за ее эффективностью.
Виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов на экономических дисциплинах
При изучении экономических дисциплин наиболее распространенным видом самостоятельной аудиторной работой является выполнение заданий на практических занятиях.
Практические занятия – одна из форм проведения занятий, направленная на формирование учебных и профессиональных практических умений. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут закрепляться в процессе прохождения производственной (профессиональной) практики.
Практические занятия позволяют приобщать студентов не только к самостоятельному решению экономических задач, упражнений, ситуаций, но и обучают умению проводить экономические расчеты и оценки, делать анализы и выводы, служат средством конкретизации экономических знаний.
Деятельность студентов:
- организует свою деятельность в соответствии с методическим руководством по выполнению практических работ;
- изучает информационные материалы;
- проводит исследование;
- подготавливает и оформляет материалы практических работ в соответствии с требованиями;
- представляет отчёты в срок.
Студентам довольно часто предлагается составление схем и таблиц, как на занятиях, так и дома, что является разновидностью самостоятельных работ.
Составление схем – это вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления и т. д. Составление схем способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма.
Достаточно много составляется схем по данным предприятия, их изменениям при выполнении курсовых и дипломных работ. Пример: «Производственная структура предприятия», «Структура управления предприятием», «Состав имущества предприятия», «Формы заработной платы» и.д.
Деятельность студента:
изучить информацию по теме;
создать тематическую схему;
представить на контроль в установленный срок.
Составление таблиц - это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Целью работы является обобщение и систематизация знаний, развитие логических умений: сравнивать, выделять главное, делать анализ, приводить доказательства. При составлении таблиц необходимо изучить, обработать текстовую информацию, полно раскрыть проблему. Таблицы должны быть с точными формулировками и ответами, необходимыми для занесения; должна быть определена собственная позиция по данным вопросам.
Таблицу можно составить на проведение сравнений, отличий, выделения особенностей, представления классификации. Пример «Особенности различных типов экономических систем», «Основные идеи экономических школ».
При выполнении задач, упражнений, курсовых и дипломных работ необходимо цифровые данные объединить, сгруппировать в таблицу, сделать их анализ, с последующими выводами. Пример «Факторный анализ изменения товарооборота», «Бухгалтерский баланс», «Структура кадров предприятия» и др.
Деятельность студента:
изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму таблицы;
информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Составление тематических буклетов и газет - при создании буклета и выпуске газет необходимо изучить полно, подробно информацию по разделу, теме или конкретному вопросу. Целью работы является обобщение и систематизация знаний, научится определять основные элементы темы.
Материал, отражаемый в буклете, газете, несмотря на небольшое изложение должен быть содержательным, полным, ясным, интересным. Студенту самостоятельно необходимо определить основную идею, содержание, структуру. Изложенная информация может быть дополнена рисунками, схемами, фотографиями.
Работу по составлению буклетов и газет студенты выполняют с желанием, т.к. она выполняется на компьютере, с яркими заголовками, графическими рисунками. Но все это не должно перегружать буклет, это должно быть компактно и не больше теоретического материала. Пример тематики буклета: Деньги разных времен, Великие экономисты, Заплати налоги и живи спокойно, Индивидуальный предприниматель: кто он? Тематика газет: Мир экономики, Экономика вчера и сегодня, Бухгалтер – кто он? и т.д.
Деятельность студента:
изучить информацию по теме;
выделить и отразить основные элементы темы;
представить на контроль в установленный срок.
Составление рисунков (карикатура), коллажей – это более простой вид графического способа отображения информации. Цель этой работы научиться выделять главные элементы темы, знать, представлять и отслеживать экономические явления, процессы в реальности, устанавливать между ними взаимосвязь. При выполнении работы необходимо определить тематику, проблему, продумать каждый элемент, отраженный на бумаге, чтобы он раскрывал конкретную тему, выбор должен быть аргументирован.
При создании коллажа необходимо абсолютно разные вырезки из журналов, каталогов объединить в одну ситуацию, обозначив все одной фразой, предложением, тем самым раскрыв тему. (Пример, «Это дно экономического кризиса?», «А где инфляция?», «Реклама» и т.д.)
Все эти виды работ способствуют наглядности, служат для передачи основного содержания и, соответственно, лучшему запоминанию материала, более прочному усвоению основных понятий. К такой работе студенты проявляют повышенный интерес.
Деятельность студента:
изучить информацию по теме;
создать рисунок, иллюстрацию, коллаж;
представить на контроль в установленный срок.
Составление кроссвордов, чайнвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Деятельность студента:
изучить информацию по теме;
создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Составление и решение ребусов. Ребус - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов. Целью работы является закрепление изученной информации, выделение основных понятий и определений. Разгадывание ребусов применяется при контроле знаний, проведении внеклассных мероприятий.
Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении, владеть материалом.
Умение правильно назвать, отразить, определить на рисунке экономический термин представляет одну из главных трудностей при составлении и расшифровке ребусов. Кроме знания правил, студентам понадобятся смекалка и логика.
Деятельность студента:
изучить материал;
оформить в соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Презентации могут в дальнейшем использоваться при изучении тем, при работе творческой мастерской.
Деятельность студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Подготовка и написание конспекта представляет собой вид самостоятельной работы студента по обзору информации. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника. Для студентов по экономическим дисциплинам это может быть отражение конкретного материала по теме, не вошедшей в программу. Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков обработки любой информации. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Деятельность студента:
- читает материал источника, выбирает главное и определяет второстепенные моменты;
- устанавливает логическую связь между элементами темы;
- записывает только то, что хорошо уяснил;
- выделяет ключевые слова и понятия;
-заменяет сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание).
Подготовка информационного сообщения – вид самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, отражает современный взгляд по определенной проблеме.
Сообщение отличается от доклада и реферата не только объемом информации (ориентировочно объем сообщения не более 2-х тетрадных листов), но и её характером – сообщения дополняют изученный вопрос фактическим или статистическими материалами.
Сообщение может включать элементы наглядности (иллюстрации и т. д.).
Выступление с сообщением составляет 2-3 мин.
Деятельность студента:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить главную мысль, ориентируясь на цель сообщения;
выделить основные понятия;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и выступить на занятии в установленный срок
Подготовка доклада – вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изученную на занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элементы новизны. Это более объемный, чем сообщение вид самостоятельной работы, объем которой составляет 6-10 печатных страниц (12 шрифт). В докладе необходимо четко изложить содержание темы по составленному плану. В конце доклада студент должен сделать обобщающий вывод по теме.
Подготовка реферата - это вид исследовательской деятельности по теме, являющийся наиболее сложной формой самостоятельной работы студентов. Подготовка реферата требует значительного объема времени, достаточно высокого уровня базовых знаний студента по предмету. Реферат готовится по теме, представляющей профессиональный интерес, несущей элемент новизны.
Реферат включает в себя:
обзор литературы, включающий в себя не менее 5-6 источников;
изложение информации, дополняющей и развивающей основную тему, изучаемую по дисциплине;
изложение темы по составленному сложному плану, состоящему не менее, чем из 3-4 пунктов (каждый пункт состоит из 2-3 подпунктов).
Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение на занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Деятельность студента:
изучить информацию по теме;
провести ее системный анализ;
создать тесты;
создать эталоны ответов к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Работа со словарем – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в знакомстве с новыми определениями, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Пример: записать экономические понятия различных видов ценных бумаг: акция, облигация, вексель и .т.д..
Много работать со словарем приходиться при составлении кроссворда, чайнворда.
Деятельность студента:
прочитать материал, выбрать главные термины, непонятные слова;
подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
осмыслить подобранные определения, определить общее и отличительное в данных определениях.);
оформить работу и представить в установленный срок.
Работа с биографическим, библиографическим справочником (словарь), который содержит сведения о жизни и деятельности экономистов, их трудах. Студенты этот материал используют при выполнении презентаций, докладов о выдающихся экономистов: К.Маркс, Адам Смит, Джон Кейнс и др.
Работа с нормативными данными, статистическими данными и налоговым законодательством, бухгалтерской отчетностью.
Студенты, обучающиеся по экономическим специальностям, обязательно выполняют практические, курсовые и дипломные работы. Эта работа выполняется непосредственно по фактическим данным, которые они могут взять только из бухгалтерской отчетности конкретного предприятия, из налогового законодательства. Бухгалтерская отчетность является основным информационным ресурсом будущего специалиста, и уметь читать ее, анализировать должен обязательно каждый студент, чему он и обучается. Каждый студент должен понимать и представлять себе необходимость и полезность этой работы в будущей профессиональной деятельности. Работа с финансовыми документами предусмотрена как аудиторной, так и внеаудиторной работой.
Выполнение учебно-исследовательской работы.
Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей является исследовательская работа
Исследовательская деятельность, требующая поисковые и исследовательские способности студента формирует высокий уровень умений и мышления; совершенствует способность продуктивно сотрудничать в профессиональной деятельности. Исследовательская работа формирует способности к самообразованию (например, при рассмотрении материала, неохваченного образовательным стандартом) и самореализации (например, представление результатов работы на конференции или на лекции).
Исследовательская работа организуется на занятиях творческой школы с целью:
включения студентов в опытно-экспериментальную работу, способствующую активизации творческой деятельности;
формирования у студентов опыта, первоначального умения и навыков ведения исследований, привития им вкуса к исследовательской деятельности
помощи преподавателям в реализации индивидуальных проектов в техникуме;
обеспечения широких возможностей для «трансляции» личностных, исследовательско-творческих и профессиональных качеств будущих специалистов.
Выполнение курсовой и дипломной работы
Выполнение курсовой работы является обязательной работой, предусмотренной в учебном плане по дисциплине «Экономика организации» и «Основы анализа бухгалтерской отчетности». Выполнение курсовой работы в большей степени рассчитано на самостоятельную работу. Преподаватель должен консультировать студентов и проверять результаты.
При выполнении курсовой работы студент уже должен уметь выполнять все вышеперечисленные виды самостоятельных работ, а именно работать с литературой, выделять главное, определять проблему, систематизировать данные, делать вывод и анализ.
Курсовая работа является учебно-исследовательской работой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим специалистам необходимо:
научиться пользоваться статистическими данными, данными бухгалтерской отчетности, данными законодательством;
изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
грамотно изложить состояние изучаемого вопроса на основе её анализа;
собрать, проанализировать и обобщить данные конкретного предприятия.
обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать его и сделать выводы.
Представить его в виде презентации и осуществить защиту перед комиссией
Ответить на все вопросы членов комиссии.
Дипломная работа это комплексная самостоятельная исследовательская работа, в ходе которой студент решает конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования, развивает практические навыки в реальных условиях в период прохождения преддипломной практики.
В дипломной работе студент должен показать умение работать с нормативными документами, инструктивным материалом, литературой и другими информационными источниками.
При выполнении дипломной работы студент должен показать:
уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по специальности;
умение изучать, анализировать, обобщать информационные источники в соответствующей области знаний;
способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;
умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам дипломного исследования.
Все виды представленных самостоятельных работ используются преподавателем при аудиторной и внеаудиторной работе, все это направлено на усвоение студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, развитие логического мышления, пространственного воображения на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.
В заключение хочется отметить, применение различных видов самостоятельных работ позволяют наблюдать динамику развития студентов, определять пути совершенствования самостоятельной работы.
Список использованной литературы
Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов// Высшее образование в России. 2015. №10. С. 81–84.
Бельчик Т.А. О проблемах организации самостоятельной работы студентов// Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. №1. С. 49–54.
Григорян В.Г., Химич П.Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов// Высшее образование в России. 2009. №11. С. 108–114.
Городецкая Е.Я. Педагогические основы организации и управления самостоятельной работой студентов// Вологдинские чтения. 2009. «60. С.16–18.
Захожая Т.М. Самостоятельная работа студентов в условиях организации учебного процесса в системе кредитно-зачетных единиц// Успехи современного естествознания. 2013. №7. С53.
Ильина Ю., Прошкина И., Семенова Е., Тюрикова Г., Филатова О. Организация самостоятельной работы студентов – условие реализации компетентностного подхода// Высшее образование в России. 2013. №10. С 93–97.
Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Организация и управление самостоятельной работой студентов в рамках ФГОС ВПО// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2015. №1. С. 87-91.
Мосягина Н.Г., Шильдяева Л.В. Организация образовательного процесса с учетом увеличения самостоятельной работы обучающихся// Успехи современного естествознания. 2014. №11. С. 98–99.
Ребро И.В. Мотивирование самостоятельной деятельности студентов как один из важнейших приоритетов при организации самостоятельной работы// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. №6. С.133–135.
Титова Ю.Г. О технологии организации самостоятельной работы студентов// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 1(91). С. 123–126.
Трущенко Е.Н. Основные направления организации самостоятельной работы// Средне профессиональное образование. 2015. №10. С.26–28.
Федорова М., Якушкина Л. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы// Высшее образование в России. 2012. №10. С. 88–90.
13PAGE \* MERGEFORMAT141215
BђЗаголовок 1лђЗаголовок 215