Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Урок "Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»"
Цель урока:
организовать самостоятельно-познавательную  деятельность учащихся при самостоятельном  решении задач.

Познавательный (образовательный) аспект:
Продолжить освоение  следующих специальных понятий:   1 закон термодинамики,    применение 1 закона термодинамики к изопроцессам,  на уровне воспроизведения, применения по образцу и творческого применения.
Углубить представления о таких понятиях, как  идеальный газ, внутренняя энергия, изменение внутренней энергии, количество теплоты, работа внешних сил, работа газа.
Формировать специальные умения и навыки:    навык грамотного выполнения математических записей.
Расширить понимание  знаний и отношений:  связь изменения внутренней энергии тела с изменением температуры, соотношением между работой внешних сил и работой газа, поглощение и выделение тепла, связь между изменением внутренней энергии с работой, совершенной над системой и количеством теплоты.
Расширить представление  о  молекулярно кинетической теории, уравнении состояния идеального газа, уравнении изменения внутренней энергии одноатомного и двухатомного газа.
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: умения работать с  учебными материалами,  умения планировать, контролировать ход своей деятельности, умения работать во времени, умения работать со справочными материалами, умения осознанного чтения, умения находить рациональные пути выполнения работы, умения применять свои знания и навыки по математике при самостоятельном изучении темы  «Решение задач на применение 1 закона термодинамики».
Развивающий аспект:
Продолжить формирование научного, теоретического и диалектического  мировоззрения.
Продолжить формирование знаний о процессе научного познания.
Продолжить формирование представлений об единой физической картине мира, материальности мира.
Развивать умение логически мылить, умение анализировать и  систематизировать  знания, делать вывод при самостоятельном  «Решении задач на применение 1 закона термодинамики».
Развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность.
Развивать  осмысленную самостоятельность.
Воспитательный аспект:
Продолжить формирование мировоззренческих позиций.
Продолжить формирование умения критично оценивать результаты.
Продолжить формирование сознательной дисциплины.
Продолжить формирование системы нравственных  ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране.
Тип урока:   урок закрепления знаний.
Критерии успеха:
Я знаю Первый закон Термодинамики.
Я понимаю как применять Первый закон Термодинамики к изопроцессам .
Я умею составлять алгоритм решения задач.
Я умею анализировать и классифицировать задачи по данной теме.
Я умею применять составленный алгоритм для решения задач.
Я умею самостоятельно оценивать свою работу и работу других учеников.
Я умею работать на смартфонах и оценивать свои результаты.

Ожидаемые результаты:
- определят тему и цель урока,
- сформулируют знания о Первом законе Термодинамики и его применении к изопроцессам ,
- примут участие в групповой работе по составлению алгоритма решения задач;
- научатся представлять разработанный алгоритм на примерах решения задач;
- используют полученные знания при решении практических заданий;
- определят значимость изученной темы для себя, проявят лидерские качества, организуют работу в группе;
- научатся формативно оценивать себя и других учащихся.


Этапы урока:
Организация начала урока 
Актуализация знаний (мобилизация)
Работа в группах по составлению алгоритма
Презентация составленных алгоритмов
Информация о домашнем задании
Подведение итогов урока (рефлексия)


Ход урока:

1 ЭТАП:
Педагогический прием - «Необъявленная тема»
В начале урока я всегда называю вам тему урока, но сегодня я хочу начать с напоминания темы прошлого урока: « Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам». И я хочу, чтобы вы сами предложили мне тему сегодняшнего урока, такую тему, которая логично напрашивается сегодня на урок. «Решение задач по теме: « Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам».


2 ЭТАП
Мобилизация Давайте «Шаг за шагом» проверим ваши знания по данной теме. Предлагаю выбрать самого веселого нашего ученика(имя ученика). И проведем устный физический диктант. Каждый ученик должен дать задание, а (имя ученика). Ответить. Если ответ неверен, то задающий дает правильный ответ.

3 ЭТАП
Работа в группах
Какие типы задач бывают ? Расчетные, графические, качественные и экспериментальные. Сегодня на уроке вам предстоит разработать алгоритм решения расчетных и графических задач и на примере нескольких задач показать его.
Класс разбивается на 3 группы, причем в 3-ю группу входит 3 наиболее сильных ученика.
1 и 2 группы «Творцы»-составляют алгоритм и представляют результат с разбором задач.
3-я группа –«Эксперты» проводят экспертизу предоставленных алгоритмов и разборов задач.

Задания для 1-ой группы- «Алгоритм решения расчетных задач»
Задача 1. В закрытом баллоне находится газ. При охлаждении его внутренняя энергия уменьшилась на 500 Дж. Какое количество теплоты отдал газ? Совершил ли он работу?
Задача 2 Объем кислорода массой 160г, температура которого 270С, при изобарном нагревании увеличился вдвое. Найти работу газа при расширении, количество теплоты, которое пошло на нагревание кислорода, изменение внутренней энергии.
Задача 3 Кислород массой 0,3 кг при Т=320 К охладили изохорно, вследствие чего его давление уменьшилось в 3 раза. Затем газ изобарно расширили так, что температура его стала равна первоначельной. Какую работу совершил газ? Как изменилась его внутренняя энергия?
Задача 4 В вертикальном цилиндре под тяжелым поршнем находится кислород массой 2 кг.
Для повышения температуры на 5 К ему сообщили теплоты 9160 Дж. Найти удельную теплоемкость кислорода, работу, совершенную им при расширении , и увеличение его внутренней энергии.

Задания для 2-ой группы «Алгоритм решения графических задач»
Задача 1 Объем некоторой массы газа увеличивается вдвое. В каком случае газ совершает большую работу-при изобарном расширении или при изотермическом?
Задача 2 Газ, находящийся в цилиндре под поршнем, сжимают. В каком случае над газом совершается большая работа: при медленном сжатии или при быстром?В каком случае конечная температуравыше? Сосуд с газом не теплоизолирован. Конечный объем газа в обеих случаях одинаков.
Задача 3 Идеальный газ переходит из состояния 1 в состояние 4 так, как показано на рисунке. Вычислите работу, совершаемую газом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Задача 4 На рис изображены 2замкнутых процесса; 1-2-4-1 и 2-3-4-2. В каком процессе совершается большая работа?


Задача 5 На каком участке газ совершает работу сам, а на каком участке над газом совершают работу? И какая из этих работ больше?



4 ЭТАП
Презентация алгоритма и решений задач.

1) Представление алгоритма. От каждой группы выходят к доске по 2 человека с плакатом и объясняют разработанный алгоритм. Потом к работе подключаются эксперты: добавляют, поправляют, пр. В результате после совместного труда появляется окончательный алгоритм.

2) Разбор задач. Далее выходят по одному ученику этой же группы и показывают на примере предложенных им задач применение разработанного алгоритма. Здесь тоже участвуют эксперты, внимательно отслеживая решения и при необходимости вмешиваются в решение.


Во время данного этапа записи в тетради не ведутся, возможно только фотографирование окончательных алгоритмов на смартфоны (для работы с ними дома)


ЭТАП
Домашнее задание:
А)Записать в тетрадь разработанные алгоритмы.
Б)Решить в тетради задачи разобранные в классе.
В)Придумать собственные 2 задачи.

ЭТАП
Рефлексия:
Я думаю, что сегодня на уроке каждый из вас постарался (на славу) понять, поработать. подумать, разобраться. Подумайте еще немного над прошедшим уроком и напишите на листочках в столбиках, что вам показалось сегодня на уроке положительное, отрицательное и интересное:
П-плюс, М-минус, И-интересно.
А потом уходя с урока прикрепите на тот слайд, который вам ближе по настроению!!!!
Спасибо за урок!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Красивые картинки на рабочий стол: Микс для настроения (34 фото)Рисунок, мальчик, фантазия, облако, книжки, девочка (08@
·PX
·
·p
·
·
·
·
· Заголовок 115