Конспект урока по природоведению Вода-источник жизни

Открытый урок-конференция по природоведению в 5 классе


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

«Вода- источник жизни»

Подготовила
учитель географии
СОШ № 26 им Е.М. Бакуниной
Курдюкова Н.А.
первая квалификационная категория



2014г
Г.Севастополь


Урок-конференция на тему: «Мир воды» для учащихся 5 класса.
Цели:
1) Познакомиться с примерами деятельности воды в природе;
2)Показать необходимость охраны вод;
3)Познакомиться с примерами водных стихийных бедствий и природных явлений;
4)Рассмотреть значение воды в хозяйственной и бытовой сфере деятельности человека.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, звуковоспроизводящие устройства, компьютерная презентация урока-конференции «Мир воды».
Используемая технология:  Личностно-ориентированное развивающее обучение
Основные формы и методы применяемые в рамках данной технологии:
1.Опора на субъектный опыт ученика.
2.Индивидуальный образовательный маршрут в процессе изучения темы, предмета.
3.Ситуация выбора заданий, способов деятельности, форм контроля за процессом учения и результатом.
4.Работа в группах (гомогенных, гетерогенных, сменного состава и т.п.)
5.Различные формы самостоятельной работы: переход на позицию субъекта в образовании
6.Развитие высших психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи.
7.Создание обстановки психологического комфорта и обеспечение уровня относительной успешности в процессе учения.

Предварительная подготовка:
Перед проведением данного урока проводится предварительная подготовка докладов, создание презентации. Учитель готовит тесты по теме, на которые учащиеся ответят по завершении урока. Данный урок проводят для учащихся 5 классов. Возможно проведение этого урока, как внеклассного мероприятия.
Ход урока-конференции:
I этап - Организационный момент. Подготавливается учебный кабинет, оборудованный средствами ИКТ т.к. на уроке используется компьютерная презентация и учебные видеофильмы. Демонстрация видеофрагмента «Вода».
Учитель (ведущий) объявляет тему урока, сообщает цели урока, представляет присутствующих докладчиков и темы докладов.
- Уважаемые присутствующие! Дорогие ребята и учителя! Сегодня мы с вами собрались для ознакомления с интересной темой о роли воды в природе и жизни человека.
Вода образует гидросферу-водную оболочку нашей планеты. Вода присутствует всюду на Земле. Она является одной из могущественных владычиц Земли, влияет на Землю как архитектор и скульптор, влияет на климат, и на жизнь на Земле. Вода дарит людям свою энергию. Она же является средой обитания для многих живых организмов.
Вода окружает нас всюду, где бы мы ни были. Она присутствует в воздухе в почве, в телах живых организмов.
Казалось бы, что о воде- то мы с вами все знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся. А помогут нам специалисты-ученые. В работе конференции принимают участие специалисты: биолог, химик, физик, географ, метеоролог, геолог, медик, спасатель МЧС.
(специалисты поочередно представляются перед аудиторией)
2 этап-Актуализация знаний по теме «Вода на Земле».
Учитель: Уважаемые ребята! Прежде чем мы с вами начнем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить об известных свойствах и значениях воды на Земле.
Фронтальный опрос по теме (список вопросов):
1)В каких агрегатных состояниях вода присутствует на Земле?
2)Как связаны между собой составные части гидросферы? Назовите их.
3)Где и из чего образуются ледники на нашей планете?
( по ходу проверки демонстрируются верные ответы на слайдах презентации и видеофрагменты)
3 этап-Изучение новой темы.
Учитель: Вода-это химическое вещество и поэтому у воды есть свои «химические секреты». О них нам расскажет специалист-химик.
Химик-Вода является универсальным природным растворителем. Изучая в лаборатории химический состав подземной воды, можно установить, откуда эта вода и каков её химический состав. В составе воды химики находят до 50 различных элементов. Чаще всего в воде встречаются: поваренная соль, железо, сера, медь. Иногда встречаются серебро, радий и даже мышьяк. В состав подземных вод входят разные вещества и поэтому свойства подземных вод тоже различны. Бывают лечебные подземные источники, а бывают и ядовитые для живых организмов. В ядовитых источниках содержатся вредные для живых существ химические вещества. Это: свинец, киноварь, медь. В состав воды могут входить примеси нефти, а также ядовитый газ сероводород. В составе же морских вод встречаются все известные химические элементы, существующие на Земле. Но больше всего в составе морских вод солей, особенно поваренной соли на 1 литр до 35 грамм соли.
Ребята скажите, откуда же берётся соль в океанах и морях?
(варианты ответов учащихся)
Соль в океаны и моря поступает с суши с материков и островов, ее выносят реки, впадающие в моря.
А в Перу есть горячий источник, из которого бьет горячая вода. Ее направляют в литейные формы. Вода застывает в этих формах и потом служит строительным материалом. Это возможно, из-за того что. Путешествуя под землёю, вода растворяет внутри земли толщи из извести, гипса и кварца.
Учитель: Каковы энергетические свойства воды? Об этом нам расскажет специалист-физик.
Физик-Вода-это источник разнообразной энергии на нашей планете. Первый вид энергии поставляемый водой - это тепловая энергия подземных вод-гейзеров и горячих источников. Много гейзеров в вулканических районах земли, где грунтовые воды расположены не далеко от центра вулкана. В настоящее время на Камчатке в России используются гейзеры для отапливания помещений в зимний период (демонстрация видеофрагмента о гейзерах).
Второй вид энергии воды - механическая энергия. Энергия воды укрощается на гидроэлектростанциях, где превращается в необходимое для человека электричество. Гидроэлектростанции и в местах бурного течения рек. Это свойство механической работы воды известно давно. Так строились мельницы на речках и ручьях. Вода вращала колесо, а оно вращало жернова, которые и измельчали зерно в муку.
Со временем человек научился использовать свойства водяного пара. Все вы видели, как пар над кипящем чайником приподнимает крышку. Водяной пар выполняет механическую работу. Это свойство и заметили люди и вот уже были созданы паровые машины - чудо техники вращающие колесо, качающие подземные воды, приводящие движение станки, паровозы и др. такую энергию, которая способствовала быстрому развитию промышленности, науки и техники (демонстрация видеофрагментов о паровой машине и паровозе).
Учитель: Значение пословицы «Вода камень точит» и роль воды в формировании облика Земли нам объяснит специалист-географ.
Географ - Воды текущие по поверхности Земли совершают большую разрушительную работу, они изменяют рельеф Земли. Если на пути реки встречаются горы, она либо огибает их, либо прорезает себе русло глубоко в горах. Говорят, что вода камень точит. По пути движения к морю вода, как мельница, размалывает камни и обломки скал. В Китае река Хуанхэ ежегодно выносит 1380 миллионов тонн плодородного грунта, а горы становятся всё ниже и ниже. Водопады тоже совершают работу. Это-вода падающая с высоты. Вода разрушает скалы, и водопад каждый год отступает (демонстрация видеофрагмента о водопаде).
В горах вода и ветер также играют свою разрушительную роль. Если в горные трещины попадает вода, а потом замерзает, она увеличивает эти трещины и откалывает, таким образом, камни. Известно, что замерзшая вода увеличивается в объеме на 1/10.Это свойство вам уже знакомо. Вспомните опыт с водой в стеклянной бутылке. Бутылка с водой после замораживания лопается. Иногда зимой замерзает вода в водопроводных трубах, и тогда трубы лопаются.
Учитель-Спасибо специалисту- географу за интересный рассказ о влиянии воды на рельеф Земли. Хотелось бы узнать о том, как вода влияет на климат Земли. По этому вопросу нас проконсультирует специалист в области климата и погоды Земли – метеоролог.

Метеоролог-В морях и океанах имеются теплые и холодные течения. Это большие массы воды, имеющие определенную температуру и передвигающиеся в определенном направлении. Различают тёплые и холодные течения. Теплые течения можно сравнить с трубами водяного отопления. Они подводят тепло к хранителю теплоты - морю. Морской ветер относит тепло моря к материку. Вместо тёплых течений для нагрева одного сантиметра береговой линии пришлось бы сжигать несколько сот тонн каменного угля. Холодные же течения наоборот несут холод к материку. Так морские течения влияют на климат Земли.
Самые известные теплые течения это-Гольфстрим, Куросио, а холодное-Ойясио (демонстрация видеофрагмента о морских течениях).
Кроме океанических течений на климат Земли оказывают влияние снежное и ледяное покрывало.
Снег защищает почву, посевы от мороза. Между снежинками заключён воздух. Воздух не пропускает тепло. Снег же содержит до 85% воздуха. Поэтому температура под « одеялом» всегда бывает выше нуля. А весной когда снег тает, он снабжает почву влагой т.к. в 1 см3 содержится 0,15 грамма воды. Есть пословица, отражающая это влияние снега на растительность и урожай «Много снега, много хлеба».
В Якутии есть посёлок Оймякон, а в его окрестностях озеро, где зимняя температура воздуха доходит до – 700 С.А рыба в этом озере не замерзает, дело в том, что ледяной покров озера защищает воду от охлаждения ниже + 40 С.Известно, что солёная вода замерзает при более низких температурах. Поэтому соленые водоемы долгое время не покрываются льдом зимой.
Учитель: Какие еще замечательные секреты таит в себе вода? Что в ней содержится? Об этом нам расскажет геолог.
Геолог-В состав вод Мирового океана входит много солей, минералов и все химические элементы. Подсчитано, что «золотой фонд» Мирового океана составляет около 8 миллионов тонн. В будущем так будут получать необходимое полезное сырье. В настоящее время ведутся такие разработки по получению золота, урана и др. ценные полезные ископаемые, но они пока еще очень трудоемки. В настоящее время добывается соль из морской воды. Например, в 1 литре воды из Мёртвого моря содержится 200 грамм калийной соли. Эта соль является ценным удобрением для растений. В основном из морской воды добывают калийную, поваренную, горькие соли, соли брома и йод.
Учитель: О влиянии воды на живые организмы, о жизни в водной среде расскажет специалист- биолог.
Биолог-В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 64% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего тела больше всего воды содержит мозг-81%.В крови и железах-73-80,% т.е. из 5 литров крови почти 4 литра это вода, меньше всего воды в костях от 22 до 34%.
В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85-90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей.
Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски, ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода содержит болезнетворных микробов опасных для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы, из-за нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде (демонстрация видеофрагмента о значении воды для живых организмов).
Учитель: Вода может быть не просто необходимой для человека, но и лечебной. Какая вода является лечебной, об этом нам расскажет специалист-медик.
Медик-Вода может быть лечебной, минерализированной или минеральной. Кроме того, она может быть естественной и искусственной. Минеральную воду применяют при лечении органов пищеварения, почек, печени и других заболеваниях по назначению врача. Лечебная польза воды есть и при обычном принятии ванн с морской водой или в виде отваров и настоев из лекарственных трав.
Во времена средневековья не во всех странах люди соблюдали личную гигиену. Они не мылись, не ухаживали за кожей, волосами, не чистили зубы и не меняли часто одежду. Даже короли не считали для себя необходимым ежедневно мыться. В 1601 году при осаде города Остенде испанская принцесса Изабелла клялась: «Я не сменю своего платья до тех пор, пока город не будет в наших руках! Осада длилась три года. Принцесса сдержала клятву. В те времена люди пудрились и опрыскивали себя духами, чтобы прикрыть грязь и отбить неприятный запах грязного тела. Грязь и отсутствие гигиены приводило к большим эпидемиям различных заболеваний.
Позднее врачи научились стерилизовать медицинские инструменты, что бы не способствовать распространению болезней.
Учитель: Вода может быть верным другом, а может быть грозным природным явлением или даже стихийным бедствием. Подробнее об этом нам расскажет специалист МЧС.
Специалист МЧС-Все знают, что нужно соблюдать осторожность при купании в реках, озерах и морях. Но не все знают, что помимо этого существуют и другие опасности в окружающей природе с участием водной стихии. Это ливневые дожди, наводнения, оползни, сели, цунами, снежные лавины. Люди должны знать об этих природных бедствиях, которые угрожают всему живому и в том числе человеку. Многие из этих бедствий не возможно предупредить заранее и поэтому важно знать, где они происходят, что лучше к ним подготовится и снизить отрицательные последствия (демонстрация видеофрагментов об стихийных бедствиях: ливневых дождях, наводнениях, оползнях, селях, цунами, снежных лавинах).
Учитель: Ребята, мы ознакомились с рассказами специалистов о многообразии свойств и значений воды на Земле. А теперь пришло время викторины. Тот, кто правильно ответит на вопрос, будет награжден призом. Итак, приступаем. Желаю всем успеха!
Вопросы викторины:
Вопросы от химика:
1.Какие химические вещества встречаются в воде морей, океанов, подземных вод?
2.Как образуются пещеры под землей?
Вопросы от физика:
1.Какие машины и устройства работают при помощи воды?
2.Как можно использовать механическую и тепловую энергию природных вод?
Вопросы от географа:
1.Права ли пословица «Вода камень точит»?
2.Почему замерзшая бутылка с водой лопается и разбивается?
Вопросы от метеоролога:
1.Как влияют на климат Земли тёплые и холодные течения?
2.Почему зимой в озерах и реках не замерзают рыбы и другие, живущие там обитатели?
Вопросы от геолога:
1.Возможно ли добывать золото, железо и медь из морской воды?
2.Какие минеральные вещества добывают из вод Мертвого моря?

Вопросы от биолога:
1.Как бы вы объяснили выражение «Вода-это жизнь»?
2.Кто может скрываться в капле воды из водоема?
Вопросы от медика:
1.Какая вода считается лечебной?
2.В чем главная причина средневековых эпидемий различных болезней?
Вопросы от спасателя МЧС:
1.Какие природные стихийные бедствия с участием воды происходят в природе?
2.Из-за чего случаются наводнения в природе?
Подведение итогов викторины. Награждение призами учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о разнообразном значении воды в природе и жизни человека. В средствах массовой информации сообщалось об исследованиях воды и ее новых свойствах. Учеными- исследователями доказано, что вода является информационной структурой, которая впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! А вода будет только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте. Вода-это настоящая и будущая жизнь на Земле.
Заголовок 115