Конспект урока по окружающему миру на тему От костра до котла (2 класс)


Тема урока: «Об энергии. От костра до плиты»
Цель: показать эволюцию использования разных видов топлива человеком.
Задачи:
- актуализировать знания детей об энергии, выяснить, каким образом современный человек отапливает свой дом;
- развивать умение работать с учебником, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать экологическую культуру.
Литература: Учебник Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть «Планета знаний».

Ход урока
I. Организация класса
- Долгожданный дан звонок, начинается урок. Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Екатерина Сергеевна. На нашем уроке нас ожидает много нового и интересного.
II. Проверка домашнего задания
Беседа об источниках энергии
- Что такое энергия?
- Какие источники энергии вы знаете?
- Как вы думаете, какая самая главная энергия?
- Почему?
- Как используют различные виды топлива?
- Почему возле топлива нельзя зажигать спички?
- Как человек использует природный газ?
- По какому телефону нужно звонить, почувствовав запах газа?
- Как человек использует электрическую энергию?
- Почему нельзя включать в одну розетку много электроприборов?
- Какими источниками энергии не могли пользоваться древние люди?
2. Решение ситуаций
1. Петя смотрел по телевизору мультфильм. Его позвал играть в футбол Коля. Петя, не теряя времени на отключение телевизора от сети, убежал на улицу. Какое правило нарушил Петя? К чему это могло привести?
III.Изучение нового материала
Обозначение темы и задач урока
- Отгадайте загадку.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
- Итак, ребята, как вы думаете, что это? На сегодняшнем уроке мы с вами выясним, как люди обогревали свои жилища с помощью огня в разные времена и как обогревают сейчас.
- Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
2. Чтение и анализ текста учебника на с. 14-15
- Откройте учебник на с.14. Давайте прочитаем текст «От костра до котла» и скажем, почему он так назван. Читай….
- Почему рассказ называется «От костра до котла»?
3. Анализ рисунков на с.14
- Рассмотрите рисунок на с. 14 вашего учебника.
- Что здесь изображено?
- Прочитайте, как древние люди обогревались с помощью костров.
- И сегодня костер используется для обогрева и приготовления пищи в походах.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
- Но иногда огонь «выходит из – под контроля».
- Что тогда может произойти? (Беда, пожар, несчастье, опасность)
- Подберите описание ко второму рисунку?
- Что послужило толчком для сооружения печи?
- Как на Руси использовали печь? (обогрев, готовили пищу, спали, мылись)
- Как называется печь в донских станицах, построенная во дворе? (груба)
- Такие печи использовались для приготовления пищи и сушки фруктов. Пища, приготовленная на печи очень вкусная и сытная.
4. Анализ рисунка на с.15
- Рассмотрите рисунок на с. 15 вашего учебника.
- Что здесь изображено?
- Прочитайте, как люди обогреваются с помощью водяных «печек».
- Каким образом обогревается ваш дом или квартира?
- Человек должен быть очень внимателен при использовании природного газа. Котел обязательно исправен. Нельзя сушить на нем и вблизи его белье.
- По какому телефону нужно звонить, почувствовав запах газа?
lV. Закрепление изученного на уроке материала
Соотнесите жителей разных эпох и способы обогрева жилищ.
Просмотр фрагментов мультфильмов
- Посмотрите фрагмент мультфильма и определите, каким образом его герои обогревали свое жилище? (4 фрагмента: «Огонь», «Гуси лебеди», «12 месяцев»)
- Узнали ли вы, из какого мультфильма взят фрагмент? Каким образом его герои обогревали свое жилище?
V. Итог урока
- Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с. 14 – 15, перескажите.
- Давайте оценим свою работу на уроке. Я фразу начинаю, а вы продолжаете.
1. На уроке я работал …(хорошо)2.Своей работой на уроке я …(доволен)3.Урок для меня показался …(интересным)4.За урок я … (узнал много нового)
6.Материал урока мне был …(полезен)
5.Мое настроение …(отличное)
Молодцы! Спасибо за урок. До свидания.
Учитель ___________ Горбункова А.А.
Методист ___________Кравцова Т.В.