Пример предметной проектной задачи Создание книги Живая азбука (1 класс УМК Школа России)


-810783-41458000

Рылова Наталья Александровна
165100351790
Проектный задачи
в начальной школе
Методическое пособие по организации проектной деятельности
в 1 классе
(результат работы над магистерской диссертацией «Проектные задачи в начальной школе как способ формирования учебного сообщества первоклассников») Глазов 2014
Пособие сдержит материалы по организации проектной деятельности в 1 классе посредством решения предметных проектных задач. Автор представляет разработки и методику решения проектных задач, делает акцент на формирование группового сообщества младших школьников.
Пособие адресовано учителям начальной школы, воспитателям группы продленного дня, студентам и преподавателям педагогических вузов.
ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ
Проектная задача по азбуке
Название проектной задачи Создание книги «Живая азбука»
Предмет Азбука
Класс, время 1, март
Тип задачи С точки зрения предмета - рефлексивная, в педагогическом плане - обучающая
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) 1. Систематизирование знаний обучающихся о буквах и звуках русского языка.
2. Создание книги «Живая азбука»
3. Учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов.
4. Воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача в процессе работы над решением проектной задачи обучающиеся находят информацию о животном на заданную букву (загадки, стихи, интересные факты и т.п.)
подбирают названия животных на все буквы алфавита
оформляют свою страничку азбуки
отвечают на вопросы:
- как оживить азбуку?
- на какую букву нет названия ни одного животного?
- на какую букву больше всего названий животных?
- в каком порядке разместятся животные в азбуке?
Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися:
усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - книгу «Живая азбука».
Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания
Способ и формат оценивания результатов работы Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист).
Публичное выступление групп
Замысел проектной задачи.
В проектной деятельности детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проектной задачи, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают.
Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.
Главная задача учителя – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.
Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо.
Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.
Реализация данной задачи “Живая азбука” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей.
По завершению работы над азбукой, организуется презентация страниц книги, созданных каждой группой, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.
Детям очень нравятся свои работы, они гордятся ими, узнают свои “произведения искусства” среди множества других, даже через длительное время.
В ходе решения проектной задачи у учащихся возникает интерес к учебной деятельности. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. На решение данной проектной задачи отводится 2 урока. Учащиеся объединяются в группы по пять человек.
Цель (результат), который должны достичь дети:
изготовить подарок для будущих школьников - книгу «Живая азбука»
Описание проектной задачи
Первоклассникам предлагается изготовить подарок для будущих школьников - книгу «Живая азбука», в которой будет отображён материал, собранный детьми самостоятельно в течение недели. В класс «кто – то передал» конверт с письмом:
Уважаемые первоклассники! Мы обращаемся к вам с просьбой изготовить для детей подготовительной группы нашего садика книгу «Живая азбука». В этой яркой книге нарисуйте по одному животному на каждую букву алфавита, напишите загадки, стихи про них. Нашим ребятам будет очень интересно познакомиться с книгой!
Воспитатели детского сада
«Журавушка».
Первоклассники получают задание: в течение недели самостоятельно набирать материал к теме задачи (найти или самим совместно с родителями сочинить загадки, стихи о выбранном животном). В назначенный день на уроке литературного чтения класс делится на 5 групп (по 5-6 человек). Каждая группа получает от учителя техническое задание: оформить 5 страниц книги «Живая азбука».
Урок первый – создание страниц книги
Задание 1. Распределитесь на 5 групп по 5 человек.
Комментарий к заданию 1. Дети могут объединиться в группы по желанию или на усмотрение учителя. Наставниками и помощниками могут быть учащиеся 5классов.
Задание 2. Рассмотрите книги (азбуку, букварь), определите их особенности. Обсудите варианты ответов в группе.
Комментарий к заданию 2.
Дети просматривают все азбуки и буквари, выбирают некоторые элементы из этих книг.
Задание 3. Распределите буквы между собой
Комментарий к заданию 3. Для решения задачи учащиеся делят страницы азбуки между собой по 6 букв. В каждой группе ученики выбирают букву, которая ему понравилась.
Урок 2 (практический)
Задание 1. Вспомните правила работы в группе.
Комментарий к заданию 1. Учащиеся вспоминают правила работы в группе, корректируют своё поведение и отношение к участникам, их мнению.
Задание 2. Составьте свою книгу, наполнив её интересной иллюстри-рованной информацией. Действуйте по намеченному плану.
Комментарий к заданию 2. На этом этапе идет непосредственная работа по созданию «продукта». Учитель наблюдает за детьми, делает необходимые пометки в экспертной карте, оказывает консультативную помощь группам.
Задание 3. Подумайте, кто и как будет представлять свою работу классу? Обсудите в группе и придумайте речь для тех, кто будет представлять вашу работу.
Комментарий к заданию 3.
Здесь учащиеся определяются с формой представления своего «продукта», назначают ответственного за презентацию.
Завершить работу по решению этой проектной задачи можно мероприятием «По страницам живой азбуки» во внеурочной деятельности.
Сценарий мероприятия

«По страницам «Живой азбуки».
(На урок можно пригласить тех, для кого непосредственно решалась данная задача, т.е. детей подготовительной группы детского сада «Журавушка»).
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.- Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы представляем продукт нашей деятельности – книгу «Живая азбука» для детей подготовительной группы детского сада «Журавушка». Каждый из вас потрудился над её созданием.
II.Актуализация знаний
- Ответьте, пожалуйста на вопрос: почему нашу азбуку мы назвали живой? (Потому что буквы мы превращали в животных).
- А сколько букв в русском алфавите?
- Что вы мне можете рассказать о буквах?
- Сколько страниц в нашей азбуке? Почему?
- Итак, вам наверно очень хочется узнать, какие животные поселились в нашей азбуке?
- Первую страницу нашей азбуки по праву занимает буква… (а). Почему? (Первая буква в алфавите).
- Что вы можете рассказать ещё о букве А. В каких животных она может превратиться?
- А в кого вы превратили букву А?
(Защищает представитель группы. Звучит загадка об акуле и рассказ об этом животном)
-Скажите, а у буквы А есть подружки? Назовите их. Сколько всего гласных букв, сколько гласных звуков?
- А есть ли особенные гласные? Какие? Назовите. (Защищает представитель группы. Рассказ о букве Ё, стихи, загадки собственного сочинения).
III.Физкультминутка.
Звериная зарядка.
Наши гласные не любят сидеть на месте, а предпочитают петь, танцевать, играть. И мы с вами сейчас немного отдохнём и поиграем.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как волк – волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
IV. Работа по защите страниц книги.
- А я хочу вам рассказать о ещё одном превращении, буква е превратилась в очень необычное животное, которое называется ЕХИДНА.
Ехидна с виду напоминает ежа с продолговатым вытянутым клювом. Она обитает в Австралии. Её тело покрыто грубой шерстью и иголками. Это небольшое животное. Размером около 30 см.
- Ребята, тело какого животного кроме ежа и ехидны покрыто иголками? - Правильно. Дикобраз. (Рассказ представителя группы)
- С какой буквы начинается слово дикобраз. Расскажите мне о ней. Сколько согласных в русском алфавите?
- А есть ли особенные согласные? (только твёрдые, только мягкие, только глухие)
- Рассказ о щуке (Защита представителя группы)
- Ребята, а какая орфограмма спряталась в названии этого животного?
- Расскажите мне о звуке [щ]. Какие ещё шипящие вы знаете?
Рассказ о буквах Ж, Ш. (Защита представителя группы).
- А где мы можем увидеть шимпанзе и других животных? (В зоопарке)
- С какой буквы начинается слово зоопарк.
Рассказ о букве З (Выступает представитель группы)
- А каких животных вы ещё знаете на эту букву?
- Все животные, которых вы называли – дикие. А вот Денис превратил свою букву в милое, пушистое, домашнее животное, а в какое вы сейчас узнаете.
- При работе над страницами книги каждый из вас подбирал названия животных на каждую букву алфавита. Какие у вас большие списки получились. Скажите, а на какие буквы вы не смогли подобрать названия животных? (Й Ь Ъ Ы)
-Скажите, а если с этих букв не начинаются названия животных, может быть эти буквы совсем не нужны?
- Нужны! А зачем? Для чего?
Без этих букв не могут обойтись многие животные. Вот, например:
Он умеет говорить,
Только в клетке должен жить,
Кто же это? Угадай!
Ну, конечно, … (попугай).
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Хочу вам представить очень необычное животное.
Вспомните, что произносит человек , когда уколет палец? (Ай)
Итак, перед вами Ай-ай.
V. Рефлексия
- Давайте оценим работу наших групп и каждого его представителя в отдельности. ( Представители групп оценивают свою работу, что получилось, что было трудно, над чем ещё нужно работать, дают рекомендации другим группам).
VI. Итог мероприятия.
- Итак, наша встреча подошла к концу. Не со всеми животными из нашей азбуки мы смогли встретиться. Но мы с вами продолжим изучать азбуку, а значит ещё очень много тайн откроет нам наш друг алфавит и наша «Живая азбука».
- Я считаю, что мы на отлично справились с работой и заслуживаем аплодисментов от наших гостей – детей подготовительной группы детского сада «Журавушка». Вы – молодцы!