Урок окружающего мира в 1 классе. Тема Почему идёт дождь и дует ветер?

Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?
Тип урока: открытие новых знаний. Цель: объяснить причины возникновения природных явлений. Задачи: Обучающие: расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; объяснить причины возникновения природных явлений; формировать опыт исследовательской работы; формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.
Развивающие: раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека; развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок!
Настроенье каково?
Во!
2. Актуализация знаний:
В гости к нам пришёл Чиполино и принёс с собой ромашку, но не простую. Он предлагает нам с вами поиграть в игру «Доскажи словечко»

3. Постановка цели: - Ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если соберёте пазлы из картинок в конвертах.

ряд – ветер
ряд – дождь
- о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Сообщение темы урока.
- О каком природном явлении мы будем говорить на уроке?
3. Работа по теме урока.
1). Актуализация. - Прослушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье». 1. Дождик, дождик, что ты льёшь? Льёшь и дни и ночи. Ждали мы тебя, но всё ж Надоел ты очень. В гнёздах птенчики пищат, Плачут окон стёкла, Невозможно выйти в сад – Вся земля промокла. Даже речка в берега Стала не вмещаться, По оврагам и лугам Стала разливаться
- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или весёлое? - Почему грустное? - А всегда ли дождь вызывает грустное настроение? - Расскажите, какую пользу приносит дождь? ( Весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осень – грибная пора) - Как вы думаете, откуда берётся дождь? ( Он льёт из тучи)
2). Беседа. - А как дождик попадает в тучу, вы поможете разгадать эту загадку природы. Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим. ( Вода испарилась)
- То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения. Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много и они образуют облако. Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе, они падают на землю. Это множество падающих капелек мы называем дождём.
4). Проведение опыта. - Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.
ОПЫТ №1. Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. - Ребята, представьте. Что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь. - Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча дождь. - Какой вывод вы можете сделать из этого опыта? ( Вот так появляется дождь.)
5). Работа в учебнике ( стр. 37). №4
- Что делают звери? - Видите, дождю рады все. А вы знаете, какие бывают дожди? ( На доске – рисунки с видами дождей; ливень, ситничек, косохлёст). - Почему так называют дожди?
1. Ливень или проливной дождь. Говорят, что дождь льёт как из ведра. 2. Ситничек – мелкий дождь, как из сита. 3. Косой дождь, или косохлёст.
4. Грибной дождь – солнце и дождь
Кластер: Выбери название своего дождя и на доску прикрепи
Работа в группах:
Соберите картинку и скажите, какой дождь изображён у вас на картинке?
-Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь? - Вода испаряется с поверхности почв, рек, гор и поднимается вверх. Образуется густое облако. Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжёлых капель воды. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю.
Физминутка
- Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака высоко в небе?
2). Опыт № 2. Что такое ветер? Почему он дует? Сейчас мы сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? ( Ветер) - Откуда он взялся? ( Мы заставили рукой двигаться воздух) Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать , но и увидеть.
3) Опыт №3. Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажжённую свечу или шарик. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит тёплый воздух. -Ребята, вы своими глазами видели как движется воздух. Попробуйте сами сделать вывод о том, как движется воздух. ( Тёплый воздух поднимается в верх. А тяжёлый холодный воздух устремляется на его место.)

5). Беседа о ветре. - Кто же догадался, что такое ветер? Давайте сравним наш вывод с выводом учёных в учебнике. Стр 37
-Ребята, а какой бывает ветер?
Ветер бывает (высказывания ребят)
Кластер (у детей на партах по одному высказыванию, подходящий вешают на доску)
Итог урока: Почему идёт дождь?
Почему дует ветер?
15