Тематическая диагностическая работа Правление Ивана Грозного (10 класс)

Диагностическая работа по теме: «Правление Ивана Грозного»

Установите соответствие между определениями и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЕ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому
Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю
В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день
Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в свое управление
1) заповедные лета
2) полюдье
3) опричнина
4) пожилое
5) поместье


2. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1.Взятие Казани 2.Окончание Ливонской войны
3.Поход Ермака в Сибирь 4. Взятие Астрахани

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События
Даты

А. Создание стрелецкого войска
1) 1549

Б. Созыв Земского собора
2) 1681

В. Церковная реформа (Стоглав)
3) 1552

Г. Отмена кормлений
4) 1550


5) 1555


6) 1551


4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVI в. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
 Стрельцы, Земский собор, казачество, царство, рядовичи, приказы.

5. Запишите термин, о котором идёт речь.
Часть территории России, выделенная Иваном Грозным в управление бояр ______________

6. Установите соответствие между должностями и деятелями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Должность
Деятель

А. митрополит
1. Малюта Скуратов

Б. глава Посольского приказа
2. А. Курбский

В. руководитель опричнины
3. Висковытый

Г. полководец, герой казанских походов
4. Макарий


5. Ордин-Нащокин


6. И. Черемисинов


7. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных Иваном IV и «Избранной радой»
1) отмена кормлений
2) создание флота
3) создание коллегий
4) создание приказов
5) создание стрелецкого войска
6) введение всеобщей воинской обязанности

8. Назовите положения, являющиеся целями опричнины
1) установление неограниченной власти царя
2) повышение роли народного вече
3) усиление налогового гнёта
4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)
5) ускорение социально-экономического развития страны
6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

9. Рассмотрите памятники архитектуры и выберите к каждому изображению верные высказывания

Изображение №1 Изображение № 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Этот храм был построен в честь взятия Казани.
Это первый шатровый храм на Руси.
Есть большая вероятность того, что строили храм итальянские зодчие.
По одной из версий создателями храма были зодчие Барма и Постник.
По стилю представляет совершенно уникальный по своей структуре, непривычный для русского зодчества оригинальный памятник архитектуры.
Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника

10. Прочитайте документ и выполните задания.
«Ст.88. Крестьянам разрешается переходить из волости в волость и из села в село раз в году: за неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня. За дворы пожилое платить: в полевой местности за двор рубль и два алтына, в лесной местности, за десять верст до строевого леса, за двор полтина и два алтына. Владельцу земли за уход платить: за год стоимость четверти двора, за два года - полдвора, за три года - три четверти, за четыре года стоимость двора - рубль и два алтына. Пожилое взимать с ворот, а за отъезд брать со двора по два алтына; кроме этого никаких пошлин не брать. Если у крестьянина останется посеянный озимый хлеб, как только он его уберет, или не с убранного, должен заплатить с бороны два алтына. Если посеяна была рожь в его земле, он должен платить подать Царю и Великому Князю со ржи, а боярину, на чьей земле он жил не платить ничего. Священнику пожилого не платить. Если крестьянин продастся кому-либо в полные холопы, он уходит в любое время и пожилого не платит; если же у него останется посеянный хлеб, он должен с него заплатить подать Царю и Великому Князю, а не будет платить подать, он лишается всего урожая»
Назовите документ. В каком году он был принят. О каком процессе свидетельствует данный документ
Назовите условия, при котором разрешен переход крестьян.
Какие еще нормативные положения были закреплены в этом документе.

11. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов:
1) 1533-1547 гг.;
2) 1565-1572 гг.;
3) 1547-1565 гг.

В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.






15