ИКТ как средство формирования ключевых компетенций при обучении географии.

это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
В.Сухомлинский
«ИКТ как средство формирования ключевых компетенций при обучении географии»

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времени. Появление мультимедийных систем и комплексных обучающих программ позволило мне более активно внедрять компьютер в образование. Особенно помогает компьютер при формировании у школьников учебно-познавательных и информационных компетентностей. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. В связи с этим в основу обновленного содержания общего образования положены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Данный подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)..
Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует у школьника, являются, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Повышение активизации познавательного процесса – проблема, над которой я  работаю уже несколько лет, настолько стара и постоянна, насколько существует сам процесс обучения. И, несмотря на это, она не становится менее значимой. В процессе обучения действуют те же законы, что и в природе. Всё, чем мы «кормим» насильно, организм отторгает, а если и усваивает, то с большим трудом.  Ребёнку очень трудно справиться с огромным ежедневным объёмом информации; переработать и запомнить её, если он не видит в ней значимости конкретно для себя. И здесь логично  возникает вопрос, что для ребёнка наиболее значимо? Разные дети, разные семьи, разный возраст, разные стартовые возможности. Но как бы, ни были разнообразны ребячьи души, дети –  тоже люди! И стоит учителю поставить себя на их место, всё тут же становится понятным. Если нас что-то заинтересовало и увлекло, мы перестаём замечать время, и всё запоминаем удивительно быстро. Если нам нужно утвердиться в своём коллективе или повысить свой статус в обществе (не будем забывать, что человек  – существо социальное), мы приложим всё своё усердие для достижения цели, даже если это будет связано с трудностями. А теперь представьте, что Вы добились успеха, пусть небольшого, но Вас заметили и Вас похвалили. «Крылья за спиной»! Желание сделать ещё и больше! Чувство удовлетворённости и благодарности за то, что заметили и оценили. Не таких ли учеников мы хотим видеть на своих уроках?! Учеников, которые сами хотят узнавать, запоминать, приобретать навыки, одним словом, учиться!
Существует множество методов повышения активизации познавательного процесса, но у разных учителей одни и те же способы и формы активизации могут иметь разную степень воздействия. И поэтому, сколько бы известных технологий  не существовало, у каждого учителя вырабатывается своя система, свой подчерк, своя специфика.  Я хочу рассказать о тех формах и способах активизации, которые применяю в своей педагогической практике.
Если раньше общение с компьютером ограничивалось уроками информатики, то новые современные технологии позволяют использовать персональный компьютер в преподавании различных школьных предметов. Тем более, что в моем кабинете географии имеется свой компьютер и набор электронных учебников и СД - дисков. Развивая познавательный интерес школьников в процессе использования информационно-коммуникативных технологий, я обратилась к инновационной организации уроков географии. Использование ИКТ позволяет решить мне многие проблемы в преподавании предмета.
Специфика географии как естественнонаучного предмета заключается в том, что она содержат большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. Я согласна с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире.
Внедряя новые информационные технологии, я ставлю перед собой следующие задачи:
научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать;
применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий;
повышение качества знаний.
От творчества учителя к творчеству ученика – моё профессиональное кредо. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я стараюсь сделать актуальными в своей работе как учителя- предметника. На уроках стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу педагогическая проблема, над которой я работаю: «Совершенствование структуры урока путем внедрения технологии интерактивного обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках географии».
В преподавании географии я применяю  несколько направлений использования новых информационных технологий:
1) демонстрация учебных материалов;
2) проверка знаний учащихся;
3) самостоятельная работа школьников;
4) обобщение и систематизация знаний.
Основные направления использования компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании географии, которые я практикую на уроках:
1. Демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов, схем, диаграмм из источников не доступных всем ученикам. На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Компьютер дает возможность демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможно увеличение объектов, переход от одних объектов к другим. Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. Я использую электронный учебник на CD диске. Средства мультимедиа позволяют мне направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, а так же формировать основные знания и умения.
2. Показ географических процессов. Географические процессы, о которых должен иметь представление школьник, разнообразны и многочисленны. Для их показа я создаю свои презентации, используя интернет, а также пользуюсь электронными учебниками по географии для 6 , 7, 8, 9 и 10 класса. Мультимедийное представление последовательности извержения вулкана, возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона и т. д., удачно использованное в структуре урока, лучше усваивается учениками. Здесь мне дается уникальная возможность все показать за 1-2 минуты. Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации). Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше, развивается образное мышление, формируются географические представления.
3. На одном экране можно компоновать различную информацию, сопоставляя явления и процессы в наглядной демонстрации. Например, в 6 классе, изучая тему "Реки", - использование человеком вод рек, типы питания рек. Используется прием сопоставления методом наложения. В 9-м классе при изучении вопросов экологии в отраслях экономики накладываются карты районов распространения загрязнения металлургическим, целлюлозно-бумажным комбинатами.
4. Практическая работа. В мультимедийных учебниках 6,7,8,9 и 10 классов заложены практические работы по темам. Они носят тренировочный и контролирующий характер, помогают отрабатывать основные умения и навыки. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. При использовании практической работы я могу работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу (практические работы разного уровня сложности). Если ученик испытывает затруднения, он может воспользоваться подсказкой. (Индивидуальный режим работы)
5. При помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся. Это могут быть компьютерные тесты или использование вопросов из электронного учебника по географии, задания с CD "Подготовка к Единому экзамену по географии". Дети подошли к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им предлагают тестовую работу. Мне необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках не всегда есть возможность для этого (часто не хватает времени). А здесь заложены тестовые работы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Я могу подходить индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Честно говоря, я не очень серьёзно отношусь к этим тестам, т.к. охватывается не большой объём материала, дается небольшое количество вопросов, но для тренировки использовать можно.
6. Для развития знаний, умений, интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю творческие, самостоятельные домашние задания с
· использованием компьютерных технологий: создание презентаций. Например, в 8 классе по теме "Природа Дальнего Востока", в 9-м классе – "Народные промыслы России», «Города России", «Проблемы развития районов» и другие. Такую работу начинаю с 5 класса. Детям очень нравится готовить презентации. Мы с ними заранее обговариваем план работы, количество слайдов и т. д. Применение презентаций позволяет упорядочить наглядный материал. Можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки.
Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". 
7. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции использую различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие показ слайдов. Эффективность  работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.   Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только те знания могут привиться, которые прошли через чувство ученика"
8. Урок  закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования   с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого  презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.  После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего в своей практике провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и проверка домашнего задания, и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Я считаю, что ИКТ в моей работе дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, формируют познавательный интерес к предмету и к развитию знаний, умений и навыков. Внедрение современных технологий позволило мне добиться 100% уровня обученности во всех классах, повысить качество обучения, получить позитивные результаты на государственных и переводных экзаменах.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Информация об образовательных достижениях обучающихся по предмету

Если брать результаты последних трех лет, то можно видеть положительную динамику уровня учебных достижений.
Показатели уровня учебных достижений обучающихся по географии на уровне районных (средний балл – 3,73), успешная сдача экзамена по географии в 9 классе (100% - успеваемость и 45-50% качество)

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Год
Класс
Количество уч-ся
География

2008-2009
8
10
3,39

2009-2010
9
10
3,42

2010-2011
10
10
4,40






13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Средний балл по географии за 2010-2011 учебный год составляет – 3,67.

Позитивная динамика успеваемости по географии
( средний балл)

Годы
8 класс
9 класс
10 класс, 1 полугодие

2009-2010
3,49



2010-2011

3,79


2011-2012


4,00



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Уровень обученности:

Класс
2008-2009 уч. год
2009-2010 уч. год
2010-2011 уч. год

6
55%
28%
57%

7
66%
50%
28%

8
44%
55%
75%

9
60%
44%
77%

10
60%
55%
75%

Средний показатель
57%
46%
63%

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Показатель, характеризующий уровень подготовленности обучающихся

2009 – 2010
учебный год

2010 – 2011
учебный год

2011 – 2012 учебный год

Уровень обученности
57%
46%
63%

Средний балл
3,64
3,67
3,68



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся за последние 3 года в сравнении по классам. Качество знаний по предмету за последний год составляет 63%.

Успеваемость учащихся на протяжении трёх последних лет 100%


Анализ итоговой аттестации учащихся по географии

Годы

Сдавали экзамен
Качество знаний

2008-2009
5
60%

2009-2010
10
70%

2010-2011
3
66%

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Ежегодно выпускники основной школы предпочитают сдавать экзамены по географии. Показатели, представленные в таблице «Анализ итоговой аттестации», свидетельствуют о глубине понимания программного материала, об усвоении основных компонентов содержания на базовом уровне, о формировании умений и навыков, о значительном объеме познавательной информации, результативности творческой деятельности учащихся. Процент качества знаний выпускников колеблется от 60% до 70 %.
Учащиеся результативно участвуют в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
Динамику результатов учащихся в олимпиадах по географии можно представить в виде диаграмм. Диаграммы строились из соотношения общего количества участников олимпиады к количеству участников от школы.

Участие учащихся в предметных олимпиадах школьного и муниципального  уровней.

Годы
Общее количество участников
муниципального
уровня
Количество
участников от школы
на олимпиаде муниципального уровня

2009-2010
6
1 (6,2% - 1 место)

2010-2011
8
1 (6,7 % -3 место)

2011-2012
5
1(7,6% -2 место)



Социальный опрос учащихся позволяет сделать вывод о том, что интерес к предмету у детей вырос за последние три года.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Применение на уроках ИКТ в сочетании с другими педагогическими технологиями позволяет мне выходить за рамки своего предмета, а ученику: ориентироваться на достижение успеха, проявлять инициативу, формировать и развивать знания и умения.
Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование интерактивной технологии открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. К настоящему моменту мною создано более 100 уроков-презентаций, где используются иллюстрации, таблицы, статистические данные, схемы, картосхемы, линии движения, интерактивные карты и т.д. Кроме того, интерактивная доска и проектор позволяет эффективно применить  разнообразные способы тестирования, географические диктанты на усвоение номенклатуры и понятий.
Я считаю, что представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся мою методическую систему работы, создание особой увлекательной среды учебного познания и развития умений и навыков.
Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, я использую новые технологии, приемлемые для сельской школы. Являясь руководителем РМО учителей географии, я практикую проведение занятий по данным темам. Для внедрения в работу каждого учителя ИКТ необходимо, чтобы в каждом кабинете был свой компьютер и желательно подключение его к сети Интернет.       У современных методик ведения уроков есть много сторонников, но не меньше противников. В защиту данных методик мне хотелось бы сказать следующее: мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками, и NITI методики помогают в этом.
 Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Как сказал академик Сахаров “Сама техника не может быть опасна или не опасна. Все зависит от целей человека, который с ней работает”.































Графический анализ итоговой аттестации учащихся по

географии

60%

70%

66%

2008-2009

200\9-2010

2010-2011

90%

92%

94%

88%

89%

90%

91%

92%

93%

94%

Уровень мотивации

2009-2010

2010-2011

2011-2012



Root EntryКоличество уч-ся2_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1Т
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1ґ
·
·Средний показатель%