Новые образовательные стандарты: Метапредметный подход.


«Наш мир – это мозаика, из которой каждый может сложить свою картину» Бояркина Юлия Анатольевна – к.п.н.,доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО-ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО-ВАНИЕ И СМЫСЛО-ПОРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Гуманитарные предметы (ист., общество, и т.д. ) Работа в группах Цель: развитие способностей к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через дискуссию Критерии оценивания: Умение полно и адекватно охарактеризовать содержание моральных норм;Характер, убедительность и последовательность аргументации;Эмоциональная модальность представления норм;Выразительность социальной рекламы. Возраст: 11-15 лет Регуля-тивные действия Целепола-гание Планиро-вание Прогно-зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегу-ляция Возраст: 13-15 летЛюбые предметы, классный час Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.Вопросы для сравнения планируемого расхода времени с фактическим:Есть ли различия?В чем они состоят?Какое действие вы недооценили по временным затратам? Какое переоценили?Как бы вы теперь заполнили хронокарту? Действие Минуты Всего мин 5 10 15 20 25 Определение темы и цели Чтение литературы Отбор и систематизация Написание тезисов Отдых Проверка ХРОНОКАРТА Познава-тельные действия Обще-учебные Логические Постановка и решение проблем Исследовательские и проектные действия:Создание продукта, имеющего значимость для другихНавыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективеОсвоение новых видов деятельности. Черты исследовательской и проектной деятельности:Практически значимые цели и задачи (результат имеет конкретную практическую ценность, предназначен для использования)В структуру деятельности включены все компоненты познавательных УУД:Анализ актуальностиЦелеполагание, постановка задачВыбор средств и методов, адекватных поставленным целямПланирование работПроведение исследованияОформление результатаПредставление результатаКомпетенцию в выбранной сфере, творческая активность, собранность, актуальность, целеустремленность, высокая мотивация. Математика12-13 лет Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 чел. Цель: формирование умения выделять закономерности в построении серии.Вопросы:В каких сегментах нужно сравнивать числа между собой (расположенные рядом, через один или др., в одном полукруге или в разных)?Опишите последовательность действий (алгоритм) для выведения правила размещения чисел.Можно ли сформулировать общее правило для решения такого типа задач? География12-13 лет Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 чел. Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом.Вопросы:Сколько проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров, студентов, а так же профессии работающих людей (технические специальности, медицина, образование и т.д.) На предварительном этапе определяются вопросы, способы получения информации, место проведения исследования.На основном этапе осуществляется сбор информации и ее анализ по показателям, отраженным в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов. 10-15 лет любые предметы Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).Задание: учащимся предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому материалу или теме.Ребята должны придумать какую иллюстрацию лучше выполнить. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала нудно договориться между собой что и как рисовать, а потом приступать к рисованию. Критерии оценивания:Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла.Умение учащихся договориться, приходить к общему мнению, убеждать, аргументировать свои предложенияВзаимоконтроль по ходу выполнения деятельностиВзаимопомощь по ходу рисованияЭмоциональное отношение к своей деятельности. Способность схематизации – выражение своих мыслей с помощью схемСпособность работать с системами знанийСпособность строить идеализацииСпособность определять границу собственного знания – незнанияСпособность проблематизации, целеполаганияСпособность постановки задач, перевода проблем в задачиСпособность к поиску и рефлексии средств решения задачи Подразумевают проверку УУД: 1.Учебно-информационные умения.Умения работать с письменными текстами.Умения работать с рисунками, схемами, диаграммами как источниками информации.2.Учебно-логические умения.Анализ и синтез.Сравнение.Обобщение.3. Проведение вычислений, мысленного эксперимента.Для выявления информационной компетентности предлагаются задания по переводу информации из одной знаковой системы в другую, при работе с текстом, диаграммой, рисунком, таблицей. Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Например, можно рассмотреть ситуации различных глобальных катастроф или как развитие физики повлияло на ход истории. Если ученик освоил решение квадратных уравнений в математике, учитель даёт ему для решения задачу этого же типа, но из физики или химии. Суточная температура …Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;Да только воз и ныне там. Лебедь, Щука и Рак. На рисунке представлен график зависимости скорости υ автомобиля от времени t. Найдите путь, пройденный автомобилем за 5 с.  1)0 м 2)20 м 3)30 м 4)35 м Определение цены деления прибора.Расчёт погрешности измерения.Снятие показаний прибора. «Позвала кошка мышку.Мышка за кошку,Кошка за Жучку,Жучка за внучку,Внучка за бабку,Бабка за дедку,Дедка за репку –Тянут – потянут –И вытянули репку». Какие силы действовали на репку? Могла ли мышка оказать существенное влияние на вытягивание репки? Бояркина Юлия Анатольевна – к.п.н.,доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО